Аквариум

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

"Аквариум"

0. (1995, 2000е). Вокально-инструментальный ансамбль из города Ленинграда, нынче Санкт-Петербурга. В первой половине 1980х в городе Тюмени, - да и по всей стране СССР, - деятельность его, и его лидера Б. Гребенщикова, и всего ленинградского рока, возглавляемого им, была тем, что воспринималась как единственное живое и актуальное из искусств в СССР, и была - - -.

По порядку.

1. 1983 февраль. В Тюмень первые сведения об А. доходят примерно в феврале 1983-го года.

Человек по имени Струков А., посетив в частных целях неподалеку от Тюмени лежащий город Свердловск, возвращается оттуда с сенсационной новостью: в Ленинграде есть "Зоопарк" и "Аквариум"!

Поясняю.

К тому времени в Тюмени уже имелись юноши, которые были отъявленными любителями такого ответвления рок-музыки и культуры в целом, как "новая волна". Журнал "Ровесник", порой сообщавший новости этой музыки, читался как подрывная прокламация. Ибо там, в Англии — происходила Революция! Мир на глазах менялся и становился другим: и новым, и неожиданным, и дурацким. И — непредсказуемым.

Дело в следующем: это было единственное, что происходило. Что было новым, неожиданным и удивляющим. Ибо всё остальное, что было вокруг, было такое, как будто никаких восьмидесятых и не наступало, а после семьдесят девятого наступил семьдесят десятый, затем семьдесят одиннадцатый, и так далее, и так далее: пять лет спустя это время будет обозвано эпохой застоя, и это верное наименование: так оно и было: скука, тоска, неподвижность, уныние, затхлость, дряхлость, и воздух выдышан весь, до последней молекулы.

Артурка Струков с осени 1982-го и был главным пропагандистом английской new wave. (И ещё Шаповалов Ю. чуть попозже ). Проживая тогда в сторожке на стройке, которую сторожил, ночи напролет он крутил ручки коротковолнового радиоприемника, вылавливая в океане эфирного рева и хрипа редкие звуки этой идиотской и замечательной новой музыки, а наутро уже ходил с гитарой по домам, играя со страшной силой услышанное.

Этим он занимался с осени 1982-го года, и к весне 1983-го даже уже знал названия некоторых исполнителей этой музыки: это были "Стрэнглерз", и еще "Мэднесс", и еще "Б-52-с", и еще — и в самую первую, кстати, очередь — немецкая группа "Трио".

Артурка сочинял и песни собственного сочинения в указанном духе. Они были даже в ещё более этом духе, нежели их английские оригиналы: еще более идиотски и голы; так, одна из песен Струкова того периода, и довольно длинная, минуты полторы, — вся исполнялась на одном аккорде, который передвигался взад вперед по гитарному грифу.

А кругом происходило — выше описано, что происходило кругом.

Доходили до нас, конечно, записи всевозможных "Круизов", "Динамиков", "Карнавалов", не говоря уж о "Машине Времени" с "Воскресеньем". Ничего, кроме недоумения, они не вызывали: да что они там, в чулане живут? Радиоприемников у них, что ли, нету? В чулане они живут что ли, закупоренном наглухо, куда никаких сведений из внешнего мира не поступает, почему они и лабают вот уж сколько лет одно и то же, услышанное в ранней юности?

И выходило так, что мы одни в СССР и есть крутые, умные и новые: Артурка — музыкант, Немиров — поэт. (Такую фамилию "Бродский" я лично услышал впервые услышали в декабре 1987-го; о Пригове, Вс. Некрасове, Лимонове и проч. и проч. и слыхом, естественно, никто не слыхал до конца 1980-х. Я был уверен, что вся современная поэзия — это то, что печатают в журналах: босоногое детство среди просторов полей унылым хореем).

Таково было состояние образа мыслей и чувствований в городе Тюмени к весне 1983-го года. Тут вот Струков А. и привозит из вышеуказанного Свердловска вышеуказанную сенсационную новость: в Ленинграде есть "Зоопарк" и "Аквариум"! Артурка рассказывает: он слышал в Свердловске пленку с записью, так это — то, самое, что нужно!

2. 1983 март. Вскоре обнаружилась и пленка: смесь зоопаркового "Блюза де Моску" и аквариумовского "Электричества": действительно, именно то! Именно то, чего все время хотелось услышать, но только негде было: песни, которые резкие, которые также точные, и также сжатые, и жизненные, и притом — идиотские, и еще и в придачу — скандальные.

— Подай весть! — пристает у Воннегута один безумный персонаж к окружающим. Так вот: это была именно [Весть] — то, что мы слышали из магнитофона.

— Моя сладкая Н.!

— В Сайгоне год назад!

— Который раз пьем всю ночь!

— Когда я знал тебя совсем другой!

— Денег нет, зато есть — — —!

— Тени в углах, вино на столе!

— В этом городе есть еще кто-то живой!

— Я слышу голоса, они поют для меня!

И так далее.

И это было к тому же действительно новой музыкой — современной, не пережевывающей английские изобретения пятнадцатилетней давности, а идущей прямо в ногу с тем, что именно сейчас делается там, в метрополиях рока, где лютует new wave.

Наконец, это была вызывающая музыка. Трудно теперь сказать, что в ней было уж такого вызывающего, но тогда люди, любившие все респектабельное и высокохудожественное, от "Йес" и "Куин" до Окуджавы и "Машины Времени" — предыдущее поколение — ругались матом и плевались слюной, слыша это, и такая их реакция только придавала нам еще больше восторга: она отделяла нас — новых, дерзких и офигительных, от них, которые — теплый лимонад.

(Характерна, например, реакция А.Макаревича, побывавшего на концерте Майка, когда тот впервые посетил Москву в 1981-м году; тот самый концерт, который и был записан под названием "Блюз де Моску", и который есть, несомненно, лучшая из записей Майка: "Да за такие песни сажать нужно!" — был до глубины души возмущен услышанным лидер группы, прославленной своей "философской лирикой".

"Это просто хулиганство, а не рок!" — присоединялись к нему издатели московского подпольного рок-журнала "Урлайт", Илья Смирнов в особенности).

Итог всего вышеуказанного: в Тюмени начинается аквариумомания. Тем более, что начинают и новые записи появляться, и вполне регулярно: "Табу", затем "Радио Африка", затем — всевозможные акустические записи и концертники. Гребень с Майком — а потом еще Цой и "Кино", а еще потом и "Странные Игры", и ещё московский "Центр" становятся все равно как Маркс с Энгельсом: нам то, да и се, да и путь озарил.

Всего этого, кстати, нет на ютубе. Никто не удосужился выложить. Не было, вернее. Теперь есть: я выложил.

3. 1983 сентябрь – 1984 апрель. Алкогольный клуб как центр и рассадник аквариумолюбства в Тюмени. К тому времени уже известно, что лидера А. зовут Борис Гребенщиков: это прочитано в журнале "Юность", где его похвалил — что уж вовсе удивительно — Макаревич.

4. 1984 весна. Выгнанный из университета Артурка перед отправкой в армию едет в Питер, и – находит там Гребенщикова, и беседует с ним. О жизни, о роке, обо всех делах и вещах.

Гребенщиков производит на Артурку чрезвычайное впечатление. А.Струков принимает твердое решение по возвращению из армии становиться все-таки именно звездой подпольного рока, а не кем-либо еще.

5. 1985 март. Два тюменских человека, М. Немиров и Ю. Крылов, направляются в город Ленинград — и именно с целью встречи с Гребенщиковым. По определению Крылова, они едут туда как ходоки к Ленину: Правду узнать. Они едут в Питер, не зная ни адреса Гребенщикова, ни каков он на вид, однако они уверены — они его найдут.

И они его действительно находят. Более того: они попадают непосредственно в самый разгар III-го ленинградского рок-фестиваля. Всё это производит на них непревзойденное впечатление: Столица! Весна! Рок-фестиваль! Очаровашка Гребень! Короче, из кабака — в приличное общество!

Вывод, вынесенный М. Немировым оттуда: так вот — и нужно жить. Здесь! В Тюмени! Сейчас!

Безумной этой идеей — в Тюмени! — все время! — жить так, как живет рок-звезда БГ в Ленинграде, как ни крути, а мировой столице, да притом во время рок-фестиваля — интересно здесь то, что М. Немирову удается заразить чуть не полсотни молодых людей самого разного пола, социального происхождения, привычек, склонностей и коэффициента умственных способностей стремлением — делать это!

Что и становится главной идеей первых трех тюменских рок-клубов, группы «Инструкция по Выживанию» на раннем этапе ее существования и последующих двух лет бурной и безумной деятельности самого М. Немирова, и еще других людей.

6. 1985 март: Ю. Крылов пишет:

"Как известно, в марте 1985 года к Гребенщикову из Тюмени поехали два "ходока" (Немиров и Крылов), как в свое время к Ленину ездили правду узнать. Как известно из истории, они БГ нашли в большом городе Ленинграде, хотя выезжая, знали всего две вещи: что он живет в Ленинграде, и что есть такая группа "Аквариум" которая когда-то выступила в ДК им. Цурюпы. В лицо они его тоже не знали.

И они нашли его, и долго пытали про правду жизни, которую тот им с удовольствием ведал.

Ещё долго спрашивали про англоязычную музыку, и про многонациональную литературу, и про религию, и про социальное происхождение, и про связь творческого настроения со временем года, и кучу других вещей. А БГ удивлялся: приехали, грязные, лохматые, оборванные, небритые из какой-то Тюмени (первый вопрос, который он задал, когда встретились: "Ребят, а Тюмень — это где?") — а такие хитрые штуки спрашивают. "Ко мне, - говорит, из Москвы и Таллина народ приезжает в основном, чтобы спросить: "А что это в песне такой-то означает? "

Тогда Немиров и говорит: «Ну, раз так, то тогда и мы спросим.» И поведал Боре такую историю:

— Есть у нас в Тюмени такой рок-подвижник, Шапа. И ему как-то дали на три дня рок-энциклопедию на немецком языке. И он, хоть по-немецки только "Гитлер капут" знает, но так ему хотелось всю правду про панк-рок и новую волну узнать, что он взял, и стал ее от руки переписывать, в надежде когда-нибудь найти человека, который знает немецкий, и ему все переведет.

Тексты на незнакомом языке переписывать очень трудно, особенно на немецком — в нем слова очень длинные, и в них бывает по восемь согласных подряд. Но Шапе очень сильно хотелось всё узнать, и он писал. И когда он этим занимался, наткнулся на слово "растафари". А мы-то думали, это просто некое самим Гребенщиковым для смеха и художественной загадочности придуманное слово. А оказывается, такое слово правда есть!

А тут и человек нашелся, который действительно знал немецкий и все перевел: оказалось вовсе не для смеха. Оказалось такое слово действительно есть, и имеет вполне реальное значение — и денотат, и сигнификат, и прочее положенное. И вот: может, во фразе «... Белый растафари, прозрачный цыган...» — "прозрачный цыган" тоже значит что-нибудь "этакое"?

БГ нахмурился, закурил, задумался. Затем говорит:

— Ну, а вы сами как это понимаете?

— Мы понимаем так, что в ней имеется в ввиду такой человек цыганской национальности, только прозрачный.

— Очень хорошо! — обрадовался Гребень. — Я, в общем, имел в виду много всякого разного, но в вашей трактовке — еще лучше выходит!"

7. 1985 весна – лето. Диалог на форуме руссру 20 мая 2003:

Ш-в: А помнишь ли ты, Немиров, катушку со Стрэнглерз замултузеную тобою в 1985 году у Самого Б.Г.? Долго он не мог забыть обиду, в Тарту аж письма писал, какие в Тюмени гады живут.

Да, Немиров, пусть узнает общественность как ты обманул доверчивого Гения.

Ну шучу, ты ж думал это подарок. Или не думал?

Немиров: Гребенщикову я объяснил — у нас в Тюмени трудно с новейшей музыкой, давай мы ему будем высылать ежемесячно по 300 рублей, а он на ту сумму будет для нас записывать все, что по его мнению замечательное — и высылать.

— 300 рублей? — не поверил ушам своим Гребень. — Да я буду теперь как сыр в масле кататься! — И тут же, в виде аванса сбегал домой и принес две катушки — "Стрэнглерз” и еще что-то.

По приезду в Тюмень, в рок-клубе было постановлено — ежемесячно собирать по 10 рублей с носу и посылать Гребню на записи. И собирали. Да тут же и пропивали

Наконец, насобирали 170 руб. и решили послать хоть столько — стыдно уже было. Но тут один человек спиздил эти общественные, по копеечке собранные деньги, уехал в деревню с с тогдашней тюменской Настасьей Филипповной, и там их и прохуярил. Чисто Митя Карамазов.

Так было. Интересно, что человек этот даже не был сильно осужден рок-общественностью: африканские страсти, что поделаешь. С понятием отнеслись.

А потом пришло письмо из Тарту. Некие эстонские деятели культуры прислали каким-то тюменским бардам ксерокс с письма Гребенщикова. В письме Гребень писал: "А если к вам приедут два тюменских деятеля, один рыжий с всклоченной бороденкой и в очках, второй тощий и тоже в очках — гоните их на хуй: это жулики и кидалы".

Письмо долго бродило по Тюмени, пока не добралось до нас. Было очень стыдно.

Немиров: Уточнение. Не через бардов письмо пришло. А это была еще одна группировка любителей ленинградского рока, отдельная от нас — Волчара, Хищник и др. Они даже побить нас собирались за то, что мы позорим Тюмень в глазах питерской общественности. У них были обширные связи с Питером, Москвой, Тарту и пр. — не знаю откуда.

Немиров: Денег у нас по-прежнему не было, тогда мы, чтобы хоть как-то загладить вину, послали Гребню посылку с обратным адресом "От подлецов из Тюмени": штук пять пластинок, с десяток катушек с самой модной, по нашему мнению музыкой (тот же Софт Селл, Боуи, Костелло итп) плюс огромный его самого, Гребня, портрет, изготовленный фотоспособом, метра полтора в высоту.

Так что Б.Г. потом тюменских людей принимал, не гнал. Даже хихикал, когда ему звонили: "А, Тюмень? Знаю-знаю. Удивительный город!"

Пока его не посетил Варела Усольцев с К.Рыбъяковым — см.

(2012 июль: человек этот - это, собственно, Ш-в, то есть Шапа, и был. "Настасья Филипповна" – Максюта).

8. 19861987. Посещение Б.Гребенщикова становится обязательным деянием тюменского человека, оказавшегося в Ленинграде. Городской достопримечательностью, которая обязательна к осмотру: Исаакий, Медный всадник, Гребенщиков на улице Софьи Перовской 5, прямо напротив Казанского собора.

Гребенщиков уже поп-звезда, его уже один раз показали по телевизору, но ходоков из Сибири он все еще принимает, и поит их чаем на огромной кухне своей коммуналки, и ведет ласковые беседы о жизни, дао, Дэвиде Боуи, и покоряет, и очаровывает…

Может быть кому-нибудь будет интересно, что по своим религиозным убеждениям Б.Гребенщиков в это время — ортодоксальный православный: и службы стоит, и к причастию ходит, и на исповедь. И всем активно того же советует.

9. 1986 март. Дмитрий Попов его посещает. Особых впечатлений не привозит – ну, Гребень и Гребень. Но привозит "Детей декабря".

Слушали у Кукса. Опять остались в недоумении - ерунда какая-то.

10. 1986 август. Игорь Плотников описывает: http://www.livejournal.com/users/za_gonzalez/141139.html

"На тюменском дворе стоял август 1986 года — разгар Перестройки. Многие представители прогрессивной советской молодежи от 16 и старше не знали, как и зачем жить дальше. Но, на их счастье, было в то время в стране Советов место под названием Ленинград, в котором жил человек-полубог с незаконченным математическим образованием, который спустился с мира горнего в дольний и пошел в сторожа, чтобы быть пастырем заблудших, но чистых сердцем овец и пытливых умом отроков.

Человека того звали БГ, в миру Борис Борисович Гребенщиков. В свои 30 лет и 3 года он памятник себе воздвиг нерукотворный, в то время, как народная тропа на улицу Софьи Перовской, где он тогда проживал в чулане с дырой в кармане, категорически отказывалась зарастать. К нему по этой тропе стремились со всех уголков страны "перештырить за жизнь" в надежде, что БоГ растолкует и на пальцах покажет и научит что к чему.

Говорить ему что-то при этом было вовсе не обязательно. Одного только присутствия, доброго прищура глаз и улыбки его хватало, чтобы все в этих диких мирах встало с головы на ноги. К нему, как светочу истины и просвещения, из Тюмени периодически направлялись ходоки.

Пришло в августе 1986 года время и мне с Кириллом Рыбьяковым, будущей звездой российского рока, БГ навестить. А фигля? — первый курс универа пройден, лет нам по 17, водяру хлещем с 12-ти, — самый сенокос духовных мечтаний и поисков, требующих удовлетворения. А тут пророк-полубог на расстоянии всего в трое суток на поезде живет. Ну и поехали.

Лично я с замиранием сердца ехал в тогдашнюю рок-мекку, "где дворы, как колодцы, небо, как снег, где слушает бессмертный панк-рок человек". Мне представлялось, что куда ни глянь, будут попадаться на улицах звезды ленинградского рока — Файл:Борзыкин, Гаркуша, Цой, Майк Науменко, Рикошет, Свин, и главное, БэГэ!! Ну если не так вот прямо на улице, то у мифического кафе "Сайгон" на Невском, где они тусуются, — железяка.

Дима Попов, нанесший визит БГ в марте того же года, но забывший при встрече уточнить у него в чем смысл жизни, проводил со мною и Киром инструктаж "как вести себя с Бобом": "Вы не будьте индифферентными чуваками. Сразу спросите: "Боря, блядь, какую музыку нам слушать?" И на бумажку названия запишите. Будем искать."

По приезде в Ленинград мы зависли на квартире знакомых моей матери, которых она разыскала чуть ли ни накануне поездки и сообщила им, что по такому случаю она приедет не одна, а с тремя подростками, которых надо приютить. У тех знакомых был сын — Игорь — примерно нашего возраста. Был он тоже панк-рокером. Имел булавку в ухе, полубритые виски и пожженные перекисью водорода хайры. Типа, наш человек.

Места в квартире было мало, и мы с Кириллом и Игорем спали поперек на двух составленных вместе кроватях: Кирилл посередине между нами. Пару дней в гостях пожили. Днем БГ выцепляли, записки об аудиенции ему писали. Тюменский наш дружбан гитарист "Инструкции" Аркаша Кузнецов, который тогда в Ленинграде жил и работал, открывал перед нами ногой двери ленинградского рок-эстеблишмента, который мы принимались поить портвейном.

Короче, мечты постепенно сбывались. Как вдруг через пару дней (вернее, ночей) пребывания в хозяйской квартире, Кирилл мне говорит:

— Ты ночью ничего не слышал?

— Нет, — говорю, — ничего.

— Этот уебень Игорь вторую ночь подряд пытается трахнуть меня в жопу.

— ??!!

— "Кончай, — говорит мне — ломаться, как девочка." Надо отсюда съябывать, как можно скорее.

Мы и съебали резко без предупреждения к Аркаше в общагу на Красногвардейский. Матери только сказал, чтобы не теряла, и дома в Тюмени потом ей объяснил, что Кирилла хотели изнасиловать.

Вот так невольно я тюменских рок-звезд в постель к гомосексуалистам подкладывал.

11. Плотников далее: "С БГ мы все таки встретились и ходили за ним по пятам по ленинградским улицам часа два. Он что-то вещал, но я, признаться, ни фига не расслышал из-за городского шума, идя у него за спиной. Помню только спросил нравится ли ему группа "Паблик Имидж Лимитед". Он ответил, что да.

Пригласил нас на концерт Аквариума в рок-клуб на ул. Рубинштейна 13 по случаю гибели скрипача Куссуля. Потом двинул речь о том, что все люди — братья, и на меня снизошло озарение, в котором я пребывал вплоть до попадания в дурдом через три месяца.

С вопросом о смысле жизни мы ещё не раз ездили к БГ, но вместо ответа на него он либо выжирал весь наш коньяк и портвейн, либо ему было некогда.

Последний раз я видел его прошлым летом в Питере на посвящении в крийя-йогу.

12. Обсуждение у Плотникова в ЖЖ:

sornyak: История восхитительная, но зачем же в дурдом?

Для меня, кстати, как представителя уже гораздо более молодого поколения, этот мир питерского рока до сих пор наполнен всей этой сказочной мишурой — мне все так и кажется, временами, что знала эта питерская тусовка что-то, чего никто в целом мире не знал...

Хотя постепенно приходит осознание того, что любое искусство творится простыми людьми, а отнюдь не небожителями. Причем очень часто половину корней конкретного произведения можно найти даже не в самом авторе, ибо он "человецы суть" и все провидеть не может, а в его окружении, в контексте и дискурсе этого автора.

Вы вот наглядный пример этого контекста — ведь ещё вопрос, кто больше получал от этих встреч ходоков к БГ — ходоки, или сам БГ. Может они несли ему мысли со всей России, а он только и знал, что поливать их обильно коньяком да водярой, чтобы давали они плоды пообильней, называя это "держаться корней"?

za_gonzalez: В дурдом так, для профилактики.

БГ мне предстал иконой, от которой исходило сияние. Такие, как я, наделили его этим сиянием. Чему он был рад и всячески его поддерживал. Обоюдный обмен энергией. Почти как в сексе.

nu_2004: Живенько так всё... Для меня мир в 86-м оголился и ощерился. Понял я, что детство кончилось.По-моему, очень удачно ты.. кон-цеп-ту-ализируешь! во как..;) пешы исчо, словом:-)

za_gonzalez: 86-ой — да, переломный год.

la_baraka: фотки зыкие.

za_gonzalez: и баские. спасибо.

gouselle: Хорошо рассказал и фотки отличные. Только вот не 87-й ли это год?

za_gonzalez: Нет, Гузель, август 86-го. В начале августа "Инструкция" впервые выступила в Свердловске, а в конце мы в Питер с Кириллом поехали.

Аркашу тогда не приняли в ленинградский ВУЗ, и он подался в лимитчики и работал штукатурщиком, живя в общаге.

gouselle: Какой 86-ой крутой год оказывается, как много в него вместилось

yasha: БГ похож на Боуи. Зыко!

za_gonzalez: Было такое. У него даже была белая электрическая гитара, которая когда-то принадлежала Боуи.

lach_gas: да, точно описан дух времени. тоже ездил в Ленинград, типа "из Псковa мы, на собачку говорящую приехали посмотреть"

za_gonzalez: Ага, тоже это булгаковское выражение на ум всякий раз приходит. Ну клёво же было тогда? В этом и заключался смысл — чтобы именно так жить.

lach_gas: мое открытие Аквариума произошло в 85 году, и это было одним из самых больших откровений юности. увлечение подобной музыкой ставило на 2 план к ужасу родителей все остальное.

тогда я думал, A - универсальный код к пониманию всего остального. и тот, кто въезжал в "А", становился сразу камрадом и соратником. а это просто музыка одного поколения.

кстати словосчетание БГ тогда, если я правильно помню, еще не было, люди продвинутые говорили Боб.

za_gonzalez: Боб, Гребень, БГ. Пел и говорил диковинно о диковинном. Было не понятно, но очень круто. Людей, так и о таком поющих и разговаривающих, в Союзе не жило. Поэтому, воспринимался он, как иностранец.

Вечное поклонение перед иностранщиной. Все остальное, о котором Вы говорите, было в основном с Запада (Дилан, Болан, Боуи, Джетро Талл) и немного с Востока (Дао дэ цзин, буддизм и т.д.). За что БГ отдельная медаль и орден.

Немиров в универе устраивал симпозиумы по Аквариуму. Приходили парубки типа меня и задавали вопросы: а что эта фраза у Гребенщикова значит? а эта? И Немиров растолковывал, что это, мол, из "Степного волка" Гессе, а это из Жан-Поль Сартра, и т.д..

free_jolie: История типичная. У меня подруга так Гребенщиковым бредила, и мне это было непонятно. А ты все объяснил хорошо. Мне же только "по крыше сползает старик Козлодоев" нравился своей абсурдностью.

za_gonzalez: Не, ну БГ был тогда БоГ и пророк. Его увидишь, и сглузду сдвинешься. Его подъезд был расписан поклонниками. Одна надпись гласила: "Боб ты делаешь рок!" Где-то фотка была.

shapur: Были мы с Р.Неумоевым в Питере в июне 86-го.

Ромыч пошел к БГ, а я, сидя у Казанского собора, и терзался, что не пошел, и пойти не мог, не представлял я себя в его обществе, не видел так сказать. К кому другому — запросто, так мне казалось, но к НЕМУ — нет.

Очень смешная история была с Костей Елисеевым. Приехал. Как быть, что сказать? Пузырь купить? нет для такого случая нужно было другое, иное. И купил Константин огромный букет роз, которые и вручил изумленному Кумиру.

za_gonzalez: Вот так вот всегда с кумирами. В личном общении тот факт, что они еще и люди, а не просто мифические персонажи, кумирство это их подтачивает. Это как если к незнакомому человеку подойти и завести с ним беседу. Иногда не знаешь о чем, и главное — зачем? Ну с Буддой понятно — встретил, убей — но что ты, Шапа, Христу-то скажешь, когда его повстречаешь?

Костя Елисеев записку от БГ демонстрировал как-то. Рассказывал, как они с ним творчество Джетро Талла обсуждали. БГ Андерсена большой любитель и ценитель.

(Анонимно): Prikol. Ja v 1987 tozhe byl pryshhavym podrostkom. A Tsoja tam ne vstrechali? Mne kazhetsja, Tsoj namnogo kruche BG i Co.

za_gonzalez: Цоя не встречали. Борзыкина и др. видели на неких дебатах "Рок — искусство или нет" или что-то в этом роде. Нас на них Алек Зандер, редактор журнала "Рокси", завел. Там тогдашняя рок-тусовочная братия собралась и серьезно это обсуждала. Кажется, был там Рекшан и Житинский тоже.

t_sluhoff: вы знаете, вы счастливчик. я с Ним, с сиянием, БГ, только во сне общался. он, помню, тоже мудро улыбался и говорил что-то о вселюдскОм братстве. мы даже что-то (во сне) под гитарку с ним спели...

za_gonzalez: Ну, в общем, да. Жизнь удалась.

raconteur: Вот я не врубаюсь, ну что народ в БГ находит? Мне он кажется каким-то совковым в плохом смысле, с его философскими нравоучениями. Но на этих фотках он выглядит классно.

Цой — вот мне кажется квинтэссенция нашего рока. Да и исполнение в Последнем герое даже по западным меркам отличное. "Спокойная ночь" — это же гимн восьмидесятым (я застал кусочек 80-х)

za_gonzalez: Цой был подростком, а БГ — не мальчиком, но мужем. На его его философских нравоучениях Цой и воспитался. БГ его в люди вывел.

Цой, начиная с "Группы крови" плакатно соответствовал времени — Перемен, хуе-мое. БГ на этой перестроечной телеге тоже пытался проехать — Поезд в огне, Козлы, но лучше бы он этого не делал. Просто время было такое.

raconteur: Да не, я имел в виду, что как-то скучно от БГ. Может, в 80-х он и был крутым парнем, но то как он вел себя при Ельцине и сейчас — это же позор. Все эти ребята (ленинградская тусовка) — как говорится "на службе у режима", ну и бабки делают (хотя это в принципе неплохо)

za_gonzalez: На службе или нет, но ленинградская тусовка утратила свою актуальность с наступившими переменами. Получается, что в этом плане БГ выдающийся маргинал. Музыка — фасад, проявление одной из его личных ипостасей. Через нее видно, кто он и что он.

В недавних двух альбомах БГ достиг того момента, когда может петь как угодно и о чем угодно без какого бы то ни было напряга. Очень легко получается. Поет, как живет. Будда.

shapur: Вот, набрёл: http://www.livejournal.com/users/grebentshikov/ . мне интересно.

(Анонимно): Шапа, grebentshikov — виртуал.

shapur: Че то недопонял.

za_gonzalez: Кто-то завел журнал и прикидывается Гребнем, помещая статьи с Аквариумного сайта.

shapur: Скажи, заче-е-е-м? Правда, на кой ляд?

za_gonzalez: Измываются над страждущими. Боги спустились на землю.

espionne: какие все малолетние тут, на фотках...))) Мы в Питер на хадж ездили в 1988... В итоге мои красные штаны сверкнули в фильме "рок-культ" тов. Мейннерта (если я не ошиблась в написании). Мама была очень недовольна...)))

za_gonzalez: На хадж ага. Клевый термин. Надо упо.

nemiroff: А список-то Гребень вам надиктовал? Я помню, уже в 1987-м мне в Ростов из Тюмени присылали список, чего надо нынче слушать, согласно БГ. Там были:

Дэд Кэн Дэнс

Дэд Кеннедиз

Баухауз

Джой Дивижн

Нью Ордер

Кабаре Вольтер

Кокто Твинс

Р.Е.М.

Скримин Джей Хокинс

и ещё что-то, всего 10 наименований.

Ничего этого в Тюмени не было, и даже названий таких мы тогда ни разу не слыхали. Пришлось в очередной раз поразиться, какой Гребень передовой, и какие мы – лохи.

А в Ростове-на-Дону, кстати, ни Гребень, ни весь ленинградский рок тогда особенно не уважались. Ростов — довольно специфический город, да.

za_gonzalez: Именно этот список и был. Плюс Лу Рид и еще кто-то. У меня дома в записной книжке тех времен этот список есть. Приеду, проверю.

kefafarafudej: Скримин Джей Хоукинс, wow!!! Не ожидала почему-то, класс:)

nemiroff: Да. А Дэд Кэн Дэнс, Нью Ордер и Кабаре Вольтер я и до сих пор так и не слыхивал. Ох-эх.

(Писано в 2006-м. В 2008-м целый месяц посвятил изучению Нью Ордера – так себе ансамблец.)

b0ris: дэд кэн денс — не слышали? не может быть. может просто не помните? они довольно попсовы по нонешним временам уже.

nemiroff: Нет, не слышал. Причём как-то этой весной видел у себя дома неизвестно откуда взявшуюся кассету (какие-то гости забыли) на которой было написано "Дэд Кэн Дэнс". А недавно выпивал, захотел, конечно, громкой музыки, решил этот ДКД наконец и послушать, — перерыл все свои кассеты — хрен!

Неизвестным путём появилась, неизвестным путём и исчезла.

infanticide: DCD чудесные

simulacra: Чихнул от этого вашего тезиса...

infanticida: Не согласны? Ну, каждому свое, конечно.

za_gonzalez: Лу Рида еще указывал БГ в списке.

Первым надыбали его "Мистрайал" на пластиночной туче возле училища искусств. Послушали и решили, что хуйня этот ваш Лу Рид. Но раз БГ сказал, надо слушать.

Еще Бостон (или не Бостон?) из Питера кассету с Кокто Твинзами от БГ привез. Помню, было мне от Викторияленда просветление на Шапиной кухне в 5 часов утра, после того, как мы с Анкой Максименковой и Сашей Ковязиным всю ночь перепечатывали на машинке Дао Дэ Цзын, коим меня снабдила на один день моя будущая жена.

Все обломалось в доме Смешанских.

olhanninen: Спасибо. Но какие же Вы и Ваши друзья... незакомплексованные. К БГ поехали за смыслом жизни... И доехали-таки. И приобщились (пусть даже без уточнения).

А я так и не смогла себя пересилить, хоть и в Питере всю жизнь прожила. Приятели звали пойтить приобщиться, а я даже на пьянках в Рок-клубе подойти не могла: "Да неудобно, да и вообще как же так к человеку соваться ни с того ни с сего..." Так что, честно признаюсь, не знаю я смысла жизни. Придется так доживать.

insar: Почему же Вы считаете, что его математическое образование было незаконченным?

za_gonzalez: Не знаю. Для красоты, может, приврал: маргинал, бросил учебу, ушел в сторожа. У него законченное математическое образование?

insar: Институт он, вроде, закончил. Вот с аспирантурой не очень вышло.

kefafarafudej: История замечательная. Но жутко абыдно, всегда знала, что надо было родиться лет на 20 раньше:/ Теперь-то его где выцепить? Когда едет в поезде и пьёт шато-лафит из горлА? )

13. 1988 и далее: Б.Гребенщиков в сознании тюменских людей постепенно становится личностью, вызывающей все больше скорее раздражение и неприязнь, нежели прежний восторг и энтузиазм.

Перелом в его творчестве, начавшийся еще в 1984 году, в "Дне Серебра", и состоящий в отказе от резкой музыки с элементами панкухи и в возвращении к тому, с чего начинал, к полуакустической полубардовщине, становится к концу 1987 года имеющим характер полной очевидности.

Тюменским людям совсем не нравится такой "Аквариум".

И чем дальше он погружается в это унылое тягомотство, тем больше тюменские люди доходят до того, что, году к 1993-му, уже начинают при имени Гребенщикова плеваться и напоминать друг другу, какой умный человек Свин Панов: он всегда Гребенщикова именовал не иначе, как Гробыщенковым.

Но и это прошло.

И теперь дела с творчеством Гребенщикова у тюменского народа обстоят так: когда в радиоприемнике начинает задушевно гундеть очередная "Гертруда", никто, конечно, не бросает тут же все дела, чтобы поскорей приникнуть к этим волшебным звукам, но уже и не ругается матом, а без радости и злобы понимает: немолодой усталый человек, не в управдомы же ему подаваться, в самом деле! Вот и тянет, как может, уныло привычную лямку — зимой-то холодно в России, нужны деньги на башмаки.

14. 1995 11. Ага. Недавно по радио интервью с Гребенщиковым услышал — и аж за водкой побежал, послушав.

Ибо это уже что-то запредельное.

Ужимки, ухватки, кокетливые вздохи, заманчивые постанывания — ну точь-в-точь пожилая (сильно пожилая, лет шестидесяти пяти)… чтобы не употреблять грубого слова скажу — «чаровница», которая никак не может осознать, что она уже давно — — —, а уверена что по-прежнему — — —

Тоска!

Что с людьми время делает!

14. 2005 04. У Гребня Питерского новая пластинка выходит — за два дня уже четыре интервью его видал.

Вопрос общественности: у него за последние пятнадцать лет хоть одна боевая песня была? Чтобы волосы дыбом? Как типа раньше "Никто из нас не выйдет отсюда живым" или "Глаз"?

urasmi: Вот "Растаман" из последних, например.

graf_g: Ну, такого уровня разве что "Ласточка".

mustt: "русский альбом" был сильнейший, это 1992-й, что ли.

guest_informant: Русский альбом 91-го в целом очень хорош, потом Любимые песни Рамзеса IV (93) довольно интересны по саунду, но это скорее благодаря гитаристу Зубареву.

Все остальное — отраженный свет в чистом виде.

ded_mitya: В "Рамзесе" кроме Царя Сна и Иерофанта, ничего достойного внимания нет.

guest_informant: А у меня он как-то на отдельные вещи не так чтобы делится в памяти. Общее ощущение скорее в плюс — уже, значит, хорошо, на фоне прочих его безобразий с 87-го и до сих пор.

Одна песенка там, кстати, сама по себе сравнительно старая — Как нам вернуться домой, — я ее на концерте году чуть ли еще не в 86-м слышал.

15. 2005 06. С Гребенщиковым интервью читал. На Радио России он взялся передачу вести — разную редкую музыку ставить. Такой дерзкий! Даже, говорит, может быть, раннего Летова поставлю!

aqualung: Нет, все слышали! Может быть даже и раннего Летова! Я чуть со стула не пизданулся от такой дерзости!

za_gonzalez: А Ромыча с Рыбьяковым слабо поставить?

nemiroff: Я думаю, он про них и не слышал никогда.

(Anonymous): из-за русского радива руку однажды сломал, в автобусе из загорода ехал — насильственный передоз его случился, на психику дурно повлияло, вышел и ебнулся на льду...

может, конешно, и бодун повлиял...

za_gonzalez: Не, с бодуна такого не бывает. От радио, однозначно.

ded_mitya: Ну, не думаю, что не слышал. Особенно о Неумоеве.

Другое дело, что знаем мы его художественные ориентиры, он как-то составил список того, что слушает — 50% это тупое МТВ-шное говно вроде Blur или Radiohead, а остальное — западный "классический рок", который интересен исключительно из академических соображений.

tyrik: ..если какая-то музыка Вам не нравится, это еще не означает, что.. "интересен исключительно из академических соображений"..

juliy: самого Летова, да еще и раннего? ахуеть

shacal: йобанный олигарх!

youstas: Вот так вот.. Сначала на радиу, потом в ящик.. ток-шоу вести. Бренд должен работать:)

16. 2005, 13 августа. (transzit) пишет: http://www.livejournal.com/users/transzit/10862.html

"Всё, что ниже — это из-за Загонзалеса. Понарассказывал, мне вот тоже захотелось. У меня, конечно, не так цветасто получится, но всё же.

Первый раз я попал в Питер в январе 89-го.

Историческими памятниками Санкт-Петербурга на тот момент для меня были:

Сайгон,

Рубинштейна 13,

и последний этаж дома на ул. Софьи Перовской, то бишь место проживания БэГэ.

Про Гребенщикова у меня в голове остались две картинки.

№ 1. Подхожу к его подъезду. А там арка такая андеграундная, что зимним вечером ни хрена не видно. Захожу внутрь, и сталкиваюсь там с каким-то солидным мужиком в добротном цивильном плаще и меховой шапке.

Темно, лица не видать. Через несколько секунд врубаюсь — " Это ж ОН!" Естественно, прусь за ним. Иду по следу, а в голове только одно — "Ё-моё, в ОНДАТРОВОЙ! Прям как Громыко!"

От такого прикида рок-звезды падучей со мной, к счастью, не случилось, но переварил я это тогда с трудом.

№ 2. В Питер я приехал с тубусом. Зачем тубус? Для плакатов! В Москве ещё их не было, а в питерской "Мелодии" — бери не хочу. Ну вот мы и решили раскрутить Гребенщикова на автограф. Тем более плакат БэГэ с собственноручной росписью — по тем временам круче могли быть только барабанные палочки Ника Мейсона. Только палочки — это другая история.

Для того, чтобы Боб расписался на плакатах, был куплен специальный супер-фломастер за какие-то сумасшедшие деньги, кажется, рубля за два (половина стоимости школьного билета Москва-Питер).

Cидим под дверью квартиры. Тактика как на рыбалке. От скуки один из нас начинает поплевывать в лестничный пролёт. Слышим шаги. Клюёт! Мы к нему — "Борис-Борисыч, не могли бы вы расписаться на плакатах. А он — "Здесь не сцена. И мне вообще неприятно возвращаться домой под градом плевков".

Выходили из легендарного подъезда шестнадцатилетние поклонники питерского рока молча. Первая фраза прозвучала минут через двадцать в столовой на углу с Невским, обращённая в адрес плевавшего в пролёт — "А с тебя — два рубля за фломастер!"

Через пару месяцев Гребенщиков с этой квартиры съехал.

za_gonzalez: Про фломастер офигительно!! Представляю размер фиаско. Но Гребень-то каков гусь?! У него весь подъезд исписан, изрисован, исплеван, и все ради него одного, а не просто так бомжи погреться-испражниться зашли. Сам же виноват. Вернее, не виноват, а по рангу, как рок-звезде, проживавшей в советском коммунальном быте, полагается.

Свои же поклонники, родные, не моржовые. Плюют на пол из лучших побуждений и преданности. А он их еще стыдит за это. Что ж им тогда — евроремонт ему было делать? Странные эти кумиры. Не угодишь.

У меня его автографов несколько штук есть. Вернусь домой, отсканирую, выложу.

transzit: Размер фиаско был огромен. И послал, и деньги зря потратили.

nemiroff: Это что за фломастер за 2 рубля? 35 копеек они стоили!

transzit: Я ж написал "кажется". Наверно, действительно 35 коп. Но при бюджете поездки в десять рублей, из которых восемь — это билет туда-обратно в сидячем вагоне — цена не запомнилась, но ощущение огромной финансовой потери осталось навсегда.

megakhuimyak: прикольно!!!

webmechanics: тут некоторые товарищи сильно нахваливают последний БГшный альбом... качать мне его лень, почитал "лирику" в инете — типичная гребневская херня...

к чему это я? а хз...

17. 2006 лето. Ника Дубровская пишет:

«Прочитала интервью с БГ - http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=reviu&id=64054900000051907. Когда я занималась разнообразным продюсированием мне пришлось столкнуться с БГ.

Он милейший человек, мягкий и интеллигентный, с ним интересно разговаривать, он внимателен и доброжелателен к собеседнику и всегда предполагает хорошее.

Ничего не понимая и не желая понимать в коммерции, раздает права направо и налево кому угодно, чем нас в свое время очень подставил, передав права на производство своего сидирома одновременно и нам, и еще двум другим компаниям, заявив впоследствии, что это не он, а его продюсер виноват, а он-то «теперь нашел по настоящему честную буддийскую женщину, которая все устроит».

Человек практически святой. Он ни на кого не злился, не пытался выторговать себе суперусловий, относился к коммерсантам и вообще организаторам чего бы то ни было снисходительно, полагаясь на волю божию. Если пойдет, то и пойдет, а нет, ну так и нет.

Примерно в тоже время я работала с Филиппом Киркоровым.

Этот, естественно, был полной противоположностью БГ: настоящий эффективный менеджер. Лично прозванивал клиентов, подрядчиков, друзей и партнеров, прочитывал все документы, давал пинков нерадивым менеджером по рекламе, которые не вовремя передавали нам информацию. Четко выполнял все обязательства. Удивительно много работал, я даже не знаю, когда он спал.

Как то мы с ним встречались во время его концертов в Юбилейном, которые шли аж 30 дней подряд. Киркоров пахал как лошадь вечером, репетировал днем, а утром и ночью после концерта у него сплошным потоком шли деловые переговоры. Я прикинула, что на его месте давно бы оказалась в больнице с нервным истощением.

БГ к своим поклонникам относится очень доброжелательно, даже любовно. Киркоров — с ужасом и презрением. Однажды, когда он выходил из Юбилейного, его поджидала на морозе агрессивная толпа влюбленных девиц. Охранники как могли сдерживали напор.

Одна из фанаток запустила в него увесистой доской, на которой она выжигательным прибором изобразила свое пораженное любовью к Филиппу сердце. Если бы не проворный телохранитель, отразивший удар, Киркорову вполне могло бы распороть череп.

Однажды Киркоров меня спросил: а вы сами какую музыку слушаете? Я замешкалась, соображая, чего бы ответить и промямлила: «Леонарда Коэна». Филипп меня успокоил: "Да вы не смущайтесь, я знаю, что такие девушки как вы, Филиппа Киркорова не слушают".

Он ужасно закомплексованный человек, который страшно хочет стать хорошим артистом, готов для этого из штанов выпрыгнуть, старается как может, но в успех мероприятия верит не очень сильно.

Главное, что они оба: и БГ, и Киркоров живут в своих, конечно, очень разных, аквариумах.

Филипп проживает в гламурном, простенько скроенном и увешанном «фирменными побрякушками» аквариуме «евростандарт», куда он успел как ворона натащить свои, довольно детские представления о большом, высоком, настоящем и подлинном.

БГ, напротив, обладатель окутанного туманами восточного жилища, увешанного колечками с черепами, буддийской символикой и фенечками. За долгие годы, действительно успешной и плодотворной работы, БГ сумел выстроить сложную и запутанную конструкцию, которой многие могли бы позавидовать.

Эта "аквариумность" появляется, как результат их отношения к политике. Они оба считают общественное пространство чем то вредным, далеким, и не имеющим к ним никакого отношения. Они оба хотят, чтобы власть никогда не менялась, чтобы она не мешала их успеху, покою, счастью. Они оба считают, что есть какое то отдельно-стоящее искусство, подозреваю, что под этим словом, каждый из них имеет ввиду свой собственный мир-аквариум.

Очень порочное, на мой взгляд, отношение. Вредное, прежде всего для искусства, которое живо только обитая в пространстве общественного.

В 70-80-тые, когда БГ был органичен, личное и общественное схлопнулось, стало на какое то время единым. Самые главные события происходили "внутри". Сейчас это уже не так.»

Файл:Nemiroff: Это правда. Гребешок — очень сильный очаровашка. В своё время это было очень полезно для пользы общественности людей: весь тюменский панк начался, как известно, с того, что мы с Крыловым поехали в Питер с вопросами к Гребню, он нас за три часа беседы очаровал до последней степени, вернувшись в Тюмень, мы рок-революшен и запалили.

Плохо то, что сейчас он это — умение быть очаровашкой — в свою главную профессию обратил: драйв и сила жизни в нынешнем Аквариуме отсутствует напрочь, а все таланты Гребня направлены на то, чтобы очаровывать окружающих.

И причём тратит он эти свои таланты не на юных любителей панк-рока из Сибири, что было бы полезено, а — на всякую позорную гомосексуалиству, типа журналюг, кремлёвских администраторов и прочий сраный истаблишмент.

xanzhar: Все бы Вам желчью плеваться. Не "тратит" БГ ничего ни на кого прицельно. "Сраный истаблишмент" сам неизбежно "очаровывается" любым явлением, которое по каким угодно причинам существует долго. А БГ ко всему равнолюбопытен, за что честь ему, на самом деле, и хвала.

nemiroff: Да я желчью нисколько не плююсь.

Прицельно не направляет очарования, да — эманирует во все стороны на окружающих. Только окружающие его уже лет двадцать — Макаревич да всякие тому подобные.

Чтобы он с молодыми радикалами дружил, как когда-то — про это что-то не слыхал.

Вот и результат — вялые полуживые попевки.

mustt: а кто у нас молодые радикалы-то?

nikadubrovsky: ну уж не Макаревич.

nemiroff: Очаровывал в семидесятые-восьмидесятые Гребень, кстати, не одних сибирских лохов. Я читал переписку 1981 года Курёхина с английским джазовым издателем пластинок фирмы "Лео Рекордс", который удивлялся, зачем Курёхин, офигительный джазовый музыкант, связался с какими-то рокерами.

"Да вы не знаете, это поразительные люди, у них такие невероятные идеи!" — отвечал в ответ Курёхин и слагал эпистолярные оды в честь Гребенщикова.

Курёхин! Не хухры-мухры!

Такова была сила очарования Гребня — и направленная в правильную сторону. Весь ленинградский рок начала 1980-х — продукт эманации этого очарования.

Но с 1985 — 1986 года... Залезли в золотую клетку — и обрюзгли, и разжирели, и обратили жизнь себя в сытую дремоту.

Соответственные и песни.

nikadubrovsky: Первый раз я увидела БГ в рокклубе в 1985 году, я тогда еще училась в школе и меня привел приятель, который там кем то работал. БГ был абсолютной звездой, толпа буквально выла, когда его увидела. Он выступал в красных боксерских ботинках и в каком то комбинезоне.

Я была замкнутой девочкой, читавшей самиздатовские журналы и мне БГ страшно не понравился. Не понравился тем, что он был наглый, высокомерный, тем, что он был звездой. Он, действительно, вел себя "как хотел" и клал на всех, потому что его обожали в любом случае.

Курехин же был веселый, мощный (я ходила на его концерт в спорт комплекс у Парка Победы, с коровами и арфистками), настоящий Моцарт. Может быть человек перестает быть значительным, когда добивается успеха? если он считает, что он его добился?

Но требовать от кого то неустроенности, конечно, нельзя. Это слишком болезненно.

18. 2006 лето: рисер удивляется: http://www.livejournal.com/users/riser/172047.html:

"Все ж совершенно непонятно почему все носятся с БГ как с писаной торбой. БГ ведь не музыкант вовсе.

(...) Музыкант БГ всегда был никакой, достаточно заметить, что собственно музыка была в Аквариуме лишь тогда, когда БГ окружали нормальные музыканты. Недаром лучший музыкальный альбом (по мне так единственный), Радио Африка, - соткан Курехиным, Титовым, Гаккелем и Романовым.

Остальное к музыке отношения не имеет или, точнее, имеет очень мало — даже любимые многими Акустика и Треугольник просто является песнями для менестреля с оркестром. Ничего самостоятельно музыкального. Причем оркестр обычно играл чужие гармонии, услышанные у Джетро Талл, Роллингов, Танжерин Дрим, Пинк Флойд и так далее.

Я так думаю, что именно эта музыкальная неприхотливость в итоге и сотворила это чудО под названием русский рок, в котором слова важнее музыки.

И только два исключения из правил я знаю. Аукцион и Текиладжаз. Ну, может, еще панки. Правда, является ли панк музыкой — тот ещё вопрос."

nemiroff: Отвечаю:

а: в том и значение Гребенщикова, что он смог привлечь и увлечь Курёхина, Титова, Ляпина и прочих; через Курёхина втянул в рок на какое-то время джазменов — Бунтмана, Чекасина, Ганелина — и множество самых разных других людей. Майк, Цой, сибирские панки — все сформировались под прямым влиянием Гребня, хотя и играли совершенно иную музыку.

б: в 1970-е и 1980-е Гребешок был чрезвычайно продвинутым музыкальным юзером: вся страна слушала Куин, Назарет, Дип Пёрпл, Лед Зеппелин, прочий хард-рок, Пинк Флойд, самые продвинутые — Кинг Кримсон, Йес и Генезис. А Гребень был знаток и любитель Боуи, Лу Рида, Троггз, Велвет Андерграунда, Боба Марли, панка и нювайвы.

А Гребень всё это тащил в свою норку и делал из этого свои песни.

То есть, в начале 1980-х — "Электричество", "Табу", "Радио Африка" — его музыка — к тому же при огромном участии Курёхина в ней — была очень новой, модной, резкой и шокирующей.

в: А ещё же и его огромная "общественная деятельность" — основал и активно писал в нём питерский журнал "Рокси", активно, кстати, пропагандировавшего панк и нювайву; был одним из главных основателей рок-клуба; принимал делегации ходоков из провинции и с ними всячески беседовал и даже снабжал их записями (нас, например); разъезжал с "Аквариумами" с концертами по стране в начале 1980-х — что было весьма чревато — играя с самыми разными людьми — с теми же Чекасиным и Ганелиным например, или с Пономарёвой.

Заслуг, конечно, до фига.

Только это всё на некролог смахивает: всё это заслуги двадцатипятилетней давности. А потом, после 1986 примерно — уютная дремота в золотой клетке.

youstas: А в начале 90-х БГ завёз в Россию кельтику. Хотя, может это всё таки был Сева Гаккель… Ведь мы у него брали винил с Аланом Стивеллом, Силли Визардом. Тогда были в культурном шоке от услышанного... Поэтому я и не удивился, когда через год услышал Русский Альбом с его явными аллюзиями Silly Wizard:)

Да, и думаю, что тот же Курёхин посмеялся бы над человеком, назвавшим БГ — не музыкантом. Можно ведь и дирижёра в симфоническом оркестре назвать по такой логике не музыкантом.

Харизма БГ и была его основным качеством музыканта. И мало у кого ещё в этой стране она присутствовала в такой мере.

riser: лейбл личности да, гигантский. селф мейд гуру. музыку не гребень тащил не гребень. севка гакель, тит, ляпин (вот запамятовал), джазменов курехин подтянул.

roll10: с текиладжаз на разогреве Моторхэд отказались играть во время русского тура 2000г. прослушав их хуёвую музыку Лемми сказал "но вэй"... так перед концертом просто записи какие-то ставили (в дк горбунова ац/дц кажется), а на билете так и осталось "спец.гость — текиладжаз"...

"... в начале 1980-х — "Электричество", "Табу", "Радио Африка" — его музыка — к тому же при огромном участии Курёхина в ней — была очень новой, модной, резкой и шокирующей..." — уссывались все над этой музыкой уже в начале 80х, сравнивая с реально модными тогда ПИЛ, Джой Дивижен, ОМД, Блонди, Б52с, Дюран Дюран, Мэднесс и пр. + калькирование Джетро Талл и пр. великих семидесятошных пережитков 60х...

...но в пубертатный период лицам с некоторым общекультурным уровнем тексты гребенщ. всеж казались трогательными, хотя как правило очень недолго, осознание жуткого лоховства Аквариума приходило как правило быстро...

хотя бывают индивиды — упорные и верные любители аквариума... но это уже аналогично известному в конце 80х — нач. 90х московскому типу "чувак типа дип пурпле"...

nemiroff: Это где ж такие модные парни жили в начале 1980-х?

Бэпиисятдвасов, допустим, Дюранов, Мэднесс, Стрэнглерз, мы слышали в 1982 году — но нас было 15 человек любителей. Но Паблик Имидж Лимитед только в 1986 году услыхали, Джой Дивижен в аж 1989-м. В Тюмени, в смысле.

А тут — то же самое — но по-русски! Наши чуваки делают! И — доходит до нас! Значит — и правда, можно! (А мы сами как раз это пытались играть.)

Это было чрезвычайным стимулом.

roll10: да бросьте… в Москве проживали и было все доступно более-менее при интересе…

ОМД и блонди годах в 81-83 из радиоприемников не вылезали (я тогда ребенком был, так у меня они типа воспоминания детства и подросковости)… а в 86 пил почти кончился (типа Лайдон стареть стал)… вот Экс Ти Си реально только знатоки слушали…

… как сейчас помню джойдивижена в 88 большое распространение получил мемориальный сборник «сУбстанс», кстати часто — на волне интереса к «Нью Ордер», пускавшего тогда неоромантизм (в нашей стране в этом стиле реально актуальны были ранний альянс и НРГ, хоть и гавнецо, но б-м своевременны… типа «на заре голоса зАавут меня»)

а «моторхЭд» было крупно на стене на дорогомиловской написано еще в 81м…

а в 89 уже надо было Баррета по новой слушать или ледзэпелин. и типа тогда уже Продиджи были.

… а кстати, в саундтреке теперь уж забытого фильма «Асса» единственный прикол вещь «ВВС» — точно спилена с «релижн» ПИЛ…

riser: Именно поэтому Радио Африка единственный музыкальный альбом. Именно потому что Курехин Тит Ляпин Бунтман сделали звук. Без калек и гребня отличный синтетический арт-рок-джаз.

Почему из этого потом ничего не развилось? А на мой взгляд — именно из за гребня, из за того что гребень, становясь гуру, не на звук обращал внимания, а на милые песни Вити Цоя. Как уж Аукцион посреди этого выжил я удивляюсь.

А Моторхэд это конечно не показатель это вообще не музыка никакая — гитарные риффы хуячить, очищенный кам тугезе хе битлз.

roll10: «гитарные рифы хуячить, очищенный кам тугезе зе битлз»

так в этом же и крутизна творчества лЭмми, начавшего, кстати, в эпоху мерси-бита, продолжившего в психоделическом «Сэм Гопал Дрим», достигшего успеха в величественном кислотном Хоквинд и срубившего величия в моторхЭд, коий в простоте своих звука, формы и концепции есть одна из недостижимых вершин рок и поп музыки…

типа суть не только в музыке, которая после панка «чем хуже, тем лучше», суть в чистоте и масштабе идеи проЭкта…

«Курехин Тит Ляпин Чекасин» и проч. подобное могли сколь угодно «делать звук», оставаясь в мировом масштабе ничем (или почти ничем) — идея мутная или мелкая…

ПС …зашел я как-то года полтора назад в одну лавчонку на манхеттене, специализировавшуюся на продаже специалистам и музыкантам КД с арт- джаз- и пр. «продвинутым» роком.

— Типа говорю российское есть у Вас?

— Есть только одна, но очень интересная старая группа! — отвечают и протягивают пару юбилейных изданий старых «Песняров»…

Порадовавшись совпадению личных пристрастий с интересами профессионалов поддержал трудовым долларом белорусских артистов…

slim_baby: Да, творчество БГ в значительной степени держалось на закрытости Советского Союза. Союз загнулся — загнулся и БГ.

roll10: точно. именно так и я считаю, только не мог сообразить так сформулировать. … живучий пережиток…

ddanilov: >И только два исключения из правил я знаю. Аукцион и Текиладжаз.

Еще Вежливый Отказ. Правда, к "року" они, скорее всего, отношения не имели...

Еще Урфин Джюс свердловский (начало 80-х) явно делали акцент на музыку и неплохо получалось, мастеровитые люди там играли (при посредственных, если не сказать больше, текстах).

guest_informant: Урфин Джюс — это все-таки уже осколки Сонанса и Трека, вот там для начала 80-х действительно крайне любопытно было.

ddanilov: Их я так и не послушал. Но Урфин тогда тоже впечатлял. Да и не только тогда: я недавно после многолетнего перерыва послушал их альбом "15" — небезынтересная музыка.

ded_mitya: "И только два исключения из правил я знаю. Аукцион и Текиладжаз."

Аффтар должен выпить йаду.

Фраза "Аукцион и Текиладжаз" вообще бессмысленна, если речь не идет о месте расквартировывания группы. Текиладжаз — совершенно скучная и унылая и никому не нужная команда.

И потом, главное заблуждение аффтара — попытка мерить явление, относящееся к категориям качественным, количественными мерками. Это, кстати, беда всей западной муз. критики.

БГ сделал из дурацкого западного "классического рока", который был в большинстве своем скучен и никчемен, нечто интересное (речь идет о периоде до Радио Африка включительно, затем некоторое время была инерция).

То есть, он создал даже не культурный эквивалент западного рока, а материализовал представления людей о якобы содержащейся (а на самом деле нет) в нем божьей искре.

polittechno: БГ — великий учитель. Смешно оспаривать это, хотя когда мои друзья пытаются это делать, мне становится грустно. Я не знаю, кем бы вырос, если бы в 16 лет не подсел бы на "Синий Альбом" Спасибо тебе, что заступился за него. [[Category:]]