Альбомы художественные
осень 1999
Единственный источник при советской власти, из которого авангардистски настроенные художники черпали сведения о состоянии мирового искусства после кубизма (до кубизма включительно оно хорошо представлено в Эрмитаже и Музее им. Пушкина). Из случайно попадающих в руки альбомов типа "Американское искусство 1940 - 1970". Что создавало в головах советских авангардистов, конечно, крайне специфическое представление о "контемпорари арт".
И это в столицах. В смысле, порою попадались людям в руки альбомы типа "Искусство США" и им подобное. В городах же вроде Ростова-на-Дону зачастую единственным источником сведений о нынешнем состоянии мирового искусства служили книги вроде "Современное западное искусство: кризис безобразия", или "Модернизм: искусство обесчеловечивания".
И все эти книжки внимательнейшим образом изучались интеллигентными молодыми людьми с целью почерпнуть из них хоть какие-то сведения о том, как обстоят дела и что делается в "контемпорари арт" - за неимением иных источников информации.
В значительной степени деятельность Авдея Тер-Оганяна 1990-х есть ирония по поводу понимания советскими людьми авангардизма, сложившегося в результате чтения этих книжек и произведения в уме операции наоборот: где там стоит знак минус, ставить плюс.
Ирония над таким пониманием – и пародия на него.
Только у Оганяна не просто ирония и насмешка, у него явным образом присутствует: "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!"
Ибо он и сам, конечно же, совершенно такой же, ибо и для него единственным источником долгое время - см. начало этой статьи. И его представления и воззрения этим всем, всё-таки, в общем, и сформированы.