Анакреонтизм

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

0. (2000, осень)

1. Вот красно-розово вино:
За здравье выпьем жен румяных.
Как сердцу радостно оно
Нам с поцелуем уст багряных!
Ты тож, румяна, хороша:
Так поцелуй меня, душа!

Вот черно-тинтово вино:
За здравье выпьем чернобровых.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст лиловых!
Ты тож, смуглянка, хороша:
Так поцелуй меня, душа!

Вот злато-кипрское вино:
За здравье выпьем светловласых.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст прекрасных!
Ты тож, белянка, хороша:
Так поцелуй меня, душа!

Стихотворение Г. Державина, типичный образец анакреонтической лирики.

2. Тураев 88: «Анакреонтизм - характер художественных произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого поэта Анакреонта (ок. 570 – 478 гг. до н.э.).

Излюбленные темы Анакреонта – радость бытия, любовь, вино. Радостно-спокойное, светлое мировосприятие его поэзии не имеет, однако, ничего общего с беспечной легкостью и нарочитой бездумностью литературы упадка.

В древности песни его пользовались популярностью. От всего лирического наследия поэта (не менее пяти книг) дошли незначительные отрывки.

А. оказал влияние на развитие европейской литературы (см., например, сонеты и комедии Шекспира, произведения Беранже, А. Франса).

Один из лучших образцов анакреонтической поэзии в России – «Вакхическая песня» А.С. Пушкина. Анакреонтические мотивы характерны для поэзии М. Ломоносова, Г. Державина, К. Батюшкова и др.»

3. Или вот Птичка моя полезла в интернет искать более современные образцы анакреонтической поэзии и нашла – Н. Гумилев, «Анакреонтическая песенка» – сборник «Чужое небо», 1912 год.

Я очень был изумлен: вечно чопорный и напыщенный сальери Гумилев – и анакреонтические стихи, где главное – легкость, беззаботность и именно что моцартианство? Может ли быть что более несовместное?

Но Гумилев, вслед за Брюсовым, как известно, очень любил упражнения на технику: изготовить типичный образец того, изготовить типичный образец сего. Среди прочего – вот и образец анакреонтизма по-акмеистски:

Ты хочешь чтоб была я смелой?
Так не пугай, поэт, тогда
Моей любви, голубки белой
На небе розовом стыда.

Идет голубка по аллее
И в каждом чудится ей враг,
Моя любовь еще нежнее,
Бежит, коль к ней направить шаг.

Немой, как статуя Гермеса,
Остановись, и вздрогнет бук, -
Смотри, к тебе из чащи леса
Уже летит крылатый друг.

И ты почувствуешь дыханье
Какой-то ласковой волны
И легких, легких крыл дрожанье
В сверканье сладком белизны.

И на плечо твое голубка
Слетит, уже приручена,
Чтобы из розового кубка
Вкусил ты сладкого вина.

На мой вкус – типичная вымученная гумилевщина, сальеризм в его наичистейшим виде: старание и строгое следование правилам налицо, но никакого духа анакреонтизма – легкомыслия, праздничности и чтобы, короче, было как примерно типа как шампанское, с пузырьками, – этого вот, как всегда у них, акмеистов, и в помине нет.

4. Пытался я найти образцы анакреонтизма и у современных авторов.

То есть, найти стихотворения, в которых бы с восторгом излагались бы прелести легкомыслия и любви к девушкам, - но чтобы в результате получилась не тяжёлое порно, а только [восторг] и полет. Как у битолзов в "Раббер Соул".

Но таковых не нашел.

Про пьянство и про еблю стихов, конечно, сколько угодно, но все они отягчены либо иронией, либо эпатажем, либо задушевностью (а тогда это уже не анакреонтическая поэзия, а буколическая), либо написаны уж настолько сложноподчиненными предложениями, что – – –. А такого, чтобы одно упоение чистом виде – не обнаружил.

Если кто такое знает (но, конечно, чтобы это было действительно хорошее стихотворение, а не – – –), пусть пришлет.

5. Вот, впрочем, отыскал почти подходящее. Акмеистом написанное, кстати:

«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
В молочные Альпы мечтанье летит.

Но, ложечкой звякнув, умильно глядеть
И в тесной беседке, средь пыльных акаций,
Принять благосклонно от булочных граций
В затейливой чашечке хрупкую снедь.

Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка –
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук.

И боги не ведают, – что он возьмет:
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.

Конец лета 1914

«Почти» – потому что нету ни пьянства, ни девушек. Зато настроение и общий дух – они вот как раз именно те, которые, я полагаю, и имеются в виду, когда говорят об анакреонтизме.

(На случай, если сюда заходят люди совсем уже дикие в смысле полного отсутствия хоть каких-либо познаний о поэзии, – а именно на таких людей, в общем, мои писания и рассчитаны, дабы и у немытых панк-рокеров летоволюбов пробудить интерес к Истинными Ценностям – им сообщаю: имя и фамилия автора последнего из приведенных стихотворений – Мандельштам Осип.)

6. У меня, вот у кого, до фига анакреонтических стихов.

И я, собственно, и есть главный русский анакреонтический поэт.

Вот.

7. Например? Например - см. Дурочки, см. Каращук Оля, и др., и др.