Армяне

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

1. (1994; 2001; итд). Армян в Ростове очень до хрена. Статических данных у меня, увы, нет, но как-то получилось, что чуть не две трети моих знакомых - в той или иной степени армяне: ладно Оганян или Келешьян, но и Сергей Карпыч Назаров - тоже полуармян, и тот же Белозор - частично армян, и даже дочь моей сестры, моя племянница - тоже в какой-то степени армянка!

Это вот почему: Екатерина 2 в свое время разрешила изнывающим под турецким гнетом армянам в целях развития торговли и ремесел селиться на новозавоеванных землях Новороссии; они основали город Нахичевань-на-Дону впритык к Ростову-на-Дону - и стали активно там селиться. Потом, уже чуть не при советской власти, Ростов и Нахичевань слились, в результате чего вышло, что чуть не две трети того, что нынче считается старым Ростовом - это бывшая Нахичевань.

(Армяне, кстати, занимались не только торговлей и ремеслами. Вокруг Ростова и посейчас куча очень богатых армянских сел, где армяне занимаются сельским хозяйством, и чрезвычайно успешно.)

2. В семидесятые армяне на собранные добровольные пожертвования даже построили себе собственную огромную церковь на Мясниковани (район новостроек на северо-восточной окраине города.)

В семидесятые!

У нас на Клеевом переулке рассказывали с уважением: все армяне сдавали золотые серьги, кольца, брошки, у кого что было - бесплатно, конечно - чтобы покрыть золотом купол. Подросток младшего школьного возраста я этого уважения не понимал. А скорее испытывал недоумение: это как же такое позволили? Строить церковь - в наши дни? В наше время, когда спутники бороздят - разрешать людям одурманиваться религиозным дурманом?

Никому и не разрешали. Но вот армяне - пробили.

3. Улица Энгельса, главная улица Ростова-на-Дону, упирается в площадь Карла Маркса, там стоит ему памятник. (Что интересно и символично - сразу за спиной К.М. шумит нахичеваньский базар, один из самых больших в Ростове. То есть, Марксу почёт всё прочее, а лишь он отвернётся - за его спиной один хрен торгуют.)

И вот: в начале 90-х годов была ещё одна народная армянская инициатива: Кырлу Мырлу убрать, а вместо него на армянские деньги поставить памятник Екатерине с надписью "От благодарных армян".

Статуя уже даже была изготовлена. Но поставить ее - так и не дали.

4. Но это всё - церковь в Мясниковани, памятник Екатерине - деяния армян, хранящих верность своему армянству.

Я общался с армянами уже совершенно ассимилированными; А.С.Тер-Оганян, например - что в нем армянского, кроме фамилии, папы (мать - русская), да личика ярко выраженного человека кавказской национальности?

Насчет всего остального правильно было бы сказать, что он по национальности просто - русский: родился и вырос в русском городе Ростове-на-Дону, жил всю жизнь среди русских, воспитан исключительно на русской культуре, не знает никакого другого языка, кроме русского, и вообще вся остальная культура мира, от армянской до и американской для Оганяна на самом деле - экзотика.

Но поскольку личико его все-таки таково, что русским его назвать язык ну никак не поворачивается, можно было бы использовать термин "советский". В позднем СССР, в период принятия брежневской конституции 1977 года, обсуждался вопрос, что нужно бы, в знак ознаменования полного построения новой социалистической общности людей, официально узаконить такую нацию - "советские". И так прямо и писать в пятой графе паспорта.

Но не ввели. А зря. Была, была в этом некая сермяжная правда.

5. В 1980-е годы А.С.Тер-Оганян любил утверждать, что армяне - самый древний народ на земле, они были первые, кто отделился от обезьяны. А от армян уже - негры, от них - болгары и русские, ну а потом уже - все остальные. Доказательства?

Ну, во-первых, внешний вид - очень уж похожи на обезьян. Во-вторых, нравы и повадки - веселые, шумные, непоседливые. В-третьих же, - и это главное - лень.

Ибо армяне ленивы, согласно Авдею, как обезьяны.

Следом на ними по лени идут негры, затем - болгары и русские (но в тех природная лень уже значительно разбавлена), ну а в каких-нибудь немцах, евреях или китайцах лени вообще нету, следовательно - - -

Кстати, последнее утверждение охотно подтверждал и человек по имени А.Струков. Он три года провел в армии в дисбате, где были сведены представители всех народов и национальностей, и утверждал: всех там в конечном итоге заставляли работать, - даже кичащихся своей гордыней чеченов ломали и заставляли въебывать, даже знаменитых своей хитрожопостью евреев.

Всех, кроме армян.

Всеми мыслимыми и немыслимыми методами лица армянской национальности умели-таки организовать свою жизнь так, чтобы на них начальство в конце концов махало рукой и работать заставлять и не пыталось: все равно толку не будет.

6. Армян, вообще говоря, не только в Ростове до хрена - их везде со всех сторон до хрена. Вот история в подтверждение. Сидели в Тюмени, обсуждали разные вопросы. Каким-то образом речь зашла об армянах. Я и рассказал про ростовских армян. Тут Юрий Крылов сообщает:

- И я армян. Отчим у меня - армян.

Игорь Жевтун, впоследствии прославленный как гитарист "Гражданской Обороны":

- Да и я армян! По дедушке.

Был там же тогда же у Шапы в гостях и француз Фредерик из настоящего Парижа:

- Оляля! И я армян! – воскликнул он. По какой-то одной из линий.

Вот так.

lukomnikov: И я армян! По маме.

7. Авдею, кстати, в 1989-м некий галерейщик, с которым он советовался, как же ему выбиться в люди, советовал попробовать связаться с армянскими общинами в Америке, Франции. Они богатые, они сплоченные, они своим всегда готовы помогать. Ну, нарисуйте им пару видов Арарата - что вам, трудно? А они за это - - -

Советовать-то советовал, и Авдей был не прочь, - сам бы поленился Арарат рисовать, так Кашель бы нарисовал - но где их искать, эти общины? как именно с ними связаться?

Галерейщик не объяснил, и так оно и - - -

8. ivanov1: Памятник Екатерине и стоял там до известного времени, а за памятником стояла большая армянская церква, которую снесли аж в 1966-м, сейчас на его месте дк завода Красный Аксай.

Восстановить памятник Екатерине по-прежнему хотят и даже планируют. Пока хватило усилий на прижизненный памятник спортсмену, которого ошибочно назвали первым олимпийским чемпионом местным.

Про церковь на Мясниковани так сразу не припомню, может это Сурб-Хач, но его в 19-м веке еще строили вроде?

nemiroff: Ну, не знаю - передаю, как запомнил из случайных разговоров взрослых. Может, не всю церковь построили, а только купол позолотили? В начале семидесятых?

ivanov1: Может там еще церкви есть, я не силен, говорю ж-)))

'9'. 2005 05 10. Авдюша вчера звонил. В Норвегии у него будет ретроспективная выставка. Конечно, как всегда, осудил, чем я занимаюсь: ЖЖ на этот раз.

- Пишешь какую-то хуйню для каких-то долбоёбов!

- Да ты, Авдюша, романтический герой, Каин и Манфред, - ответил ему я. - Сверхчеловек, а все остальные долбоёбы.

Авдюша засмеялся. 

- Вот, собираюсь этот ЖЖ издать на бумаге, в виде Немировского Вестника.

- На хуя? - взвился Авдюша. - Он же и так есть в сети!

- Ну так это же ваша любимая, мастеров контемпорарного искусства идея: меняется носитель, с цифрового на бумажный, - меняется контекст, - меняется и смысл.

- Э... а.. ну... это да, - вынужден был согласиться Авдей.

- Но! - тут же нашёлся он, - Тогда нужно не так делать! Нужно какой-нибудь совсем хуёвый дневник издать, какого-нибудь подростка найти, который совсем хуйню пишет - как напился, как музыку слушал: гитару - ууу, барабаны - бумс-бумс! Вот тогда будет заебись - такую хуйню издать.

Короче, всё больше он становится похож на своего папашу - старого упрямого армяна, у которого все - "долбоёбы", и всё, что кем-либо что-либо не делалось бы - "хуйню какую-то придумали!" Кроме, конечно, той хуйни, которую он сам придумывает.

Рассердился я.

10. nesugar: "Пишешь какую-то хуйню для каких-то долбоёбов!" - С первым согласна, а со вторым мнением категорически нет. (шутка)

dezhurnyi: вот-вот, насчет армянского упрямства и долбоёбов - я по этой причине (из-за такой же позиции в сущности) прекратил всякое общение с Келешьяном. Бо что ему не скажешь - он заранее кривиться изволит, как будто я ему говно под нос сую.

nemiroff: Я тут подумал и понял, что дело тут не в армянстве. Не армянство тому причиной.

Моя Баба Катя - никак не армянка была, но постоянно выговаривала мне, сестре моей Ленке, матери моей (своей дочери), дядьке моему - своему сыну: вот придумали хокусы! А на что эти хокусы нужные?

Хокусами при этом считалось всё, что не было принято на Клеевом переулке - от жизни на Севере до привычки пить чай. От хождения в босоножках, что не было принято на Клеевом, до приготовления не принятых на нём пищевых блюд - фаршированного перца, например.

Так что это скорее следствие ростовства, чем армянства.

dezhurnyi: а что? вполне возможно!