Архаика

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

(2000)

Тер-Оганян А.С., например регулярно использует слово "архаичный" в негативном смысле.

Я ему о том, что не трогай иконы и вообще Религию и Церковь, он мне - что это архаичное мышление.

Я ему о том, что всё нынешнее контемпорарное искусство - это пирамида типа МММ, и уже именно что обрушившаяся, а нужно делать реальные "предметы искусства", которые можно пощупать - картины и т.д., а не акции, жесты и прочие "символические ценности" - он мне, что это есть не более, нежели "художественные промыслы" и "декоративно-прикладное искусство", и, то есть, опять-де проявления архаического сознания.

А нужно, дескать, иметь сознание - "современное". Если не хочешь быть лохом и воспроизводителем по кругу тысячу раз уже воспроизведенного.

Так вот: а мне по барабану!

Ибо я как раз именно это утверждаю и из этого в своем искусстве исхожу: из того, что все это так называемое "современное сознание" - фикция, вымысел, или, точнее, тонкий и незначимый налет над главными, архаическими и неизменными структурами. Воспроизводством которых я как раз именно и занимаюсь.

И притом не из каких-либо идейных соображений, а исключительно потому, что - наиболее свойственно это мне, и - больше всего нравится именно это мне.

2.

Всевозможные наиархаичнейшие и наипримитивнейшие - зачаточные - художественные формы, как в плане общечеловеческом, так и в индивидуальном: свойственные человеку в его раннеотроческом состоянии: энциклопедии (средневековые бестиарии, флорарии и проч.); описания дальних стран (Геродот; Козьма Индикоплов); хроники; очень глупые - детские - анекдоты; книжки с обязательно изобилием картинок; научно-популярные книжечки; самодельные журналы (ср. "Республику ШКИД" или "Кондуит и Швамбранию"); стенгазеты; самодельные карты местности; всевозможная Волшебная Пещера Алладина с сокровищами навалом (отсюда мои "бумажечки и картиночки" именно наваленные кучей); - и проч.

Это архаический тип мышления, согласен, да, но он - свойственен мне, и - я его целенаправленно эксплуатирую, и, судя по тому, что это все имеет успех - он свойственен и всем остальным людям, кроме отдельных уж супермодернистов, как Оганян.

На том, короче, стою – и полагаю это правильным.

3.

То есть я, выходит, получаюсь больше авангардистом чем Оганян: это же типично авангардистское, в общем устремление: всякая регрессия – в малолетство человека как личности, в малолетство человека в обобщенном смысле этого слова – человечества. То есть, в архаику культуры.

4.

Да, так выходит.

Но не совсем.

Классические авангардисты - те стремились к регрессии в вообще досознательное архаическое, как личностное – младенчество («лепетанье сверчка и ребенка), кретинизм (Бенджи у Фолкнера) и проч., так и общественное – африканские архаические культуры, родоплеменной коммунизм, магический шаманизм; я – во все-таки менее глубинные слои, в примерно ранний подростковый возраст.

Это, кстати, можно считать и вообще одним из отличий авангарда от постмодерна.