Ассонанс

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

(2000)

Тураев 88:

"от лат assonare – звучать в лад) – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи. Например:

Взложу на тетиву тугую.
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.

(А.Пушкин)

Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи."

блок

У К. Чуковского в статье о Блоке, помнил я с юности, есть об этом чрезвычайно верное наблюдение: о том, что вся «магия» Блока заключена в бесконечных А – А – А – А:

О веснА без концА и без крАя, Без концА и без крАя мечтА;

И более того, у меня есть эта статья, она в виде предисловия к сборнику Блок А.А., Лирика, – М.: Правда, 1985. И я спокойно был уверен, что как будет нужно, так я это его рассуждение – и с примерами, и со всем остальным – сюда и выпишу. И вот сижу сейчас, нужно уже очередную порцию «Всего О Поэзии» отправлять в набор – хлоп! Нет там этого рассуждения!

Про то, что «его лирика была магией (…) , она действовала на нас как луна на лунатиков», – есть. Про то, что «каждое его стихотворение было полно многократными эхами, перекличками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм и рифмоидов.» – есть.

Есть и про: «Каждый звук будил в его уме множество родственных отзвуков, которые словно жаждали остаться возможно дольше в стихе, то замирая то возникая опять. Это опьянение звуками было главное условие его творчества. Его мышление звуками было главное условие его творчества. Его мышление было чисто звуковое, иначе он и не мог бы творить.

Часто его сладкозвучие было чрезмерно: например, в мелодии «Соловьиного Сада». Но побороть эту мелодию он не мог. Он вообще был невластен в своем даровании и слишком безвольно предавался звуковому мышлению, подчиняясь той инерции звуков, которая была сильнее его самого. В предисловии к поэме «Возмездие» Блок так и выразился о себе, что он был «гоним по миру бичами ямба».

Показательно для его звукового безволия, сказавшегося главным образом во втором его томе, что в своих стихах он яснее всего ощущал гласные, а не согласные звуки, то есть именно те, в которых динамика напева и темпа. Ни у какого другого поэта не было такого повышенного ощущения гласных. То напевное струение гласных, которое присуще именно ему одному, достигается исключительно гласными. Это та влага, которая придает его стихам текучесть.»

Все это да, это все есть. Но про то, что это именно звуки – А – А – А – А – ни слова!

Да что же я – в бреду провел 20 лет своей жизни, если точно помнил, что есть, и помнил даже в каких примерно словах – а оказывается, нет? – пришел было в ужас я.

Но потом обнаружил в примечаниях: "Печатается с сокращениями. Полный текст см.: Корней Чуковский. Собрание сочинений в 6-ти тт. Издательство «Художественная литература», т.6. М., 1989, с. 505 – 579.

И успокоился.