Бальмонт

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

Бальмонт, Константин

1. 2001. Нынче, при всем нынешнем массовом культе эпохи «серебряного века», имя Бальмонта стараются стыдливо отодвигать в сторону.

Понятно, почему: считается, что Б. – песнь торжествующей глупости. И к тому же - действительно ей является. Примеры:

2. А.Белый, Начало века, М., «Худ. лит.» , 1990, с. 247: «Раз он в деревне у С. Полякова полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался он до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили; с опасностью для жизни.»

3. Гаспаров. «Записи и Выписки» – с. 314: "в РГАЛИ хранится фотография Бальмонта с надписью А. Толстому: «Красивому – красивый»."

4. И таких историй – бесчисленное множество.

Но только вот что: но ведь и весь Серебряный Век – Песнь Торжествующей Глупости! Время просто поразительного массового снижения умственных способностей людей. Когда такая сплошная дешевка и пошлятина захватила умы русских образованных классов, что диву даешься. И чем Бальмонт хуже Гумилева, который нынче кумир, руки прочь, – я понять не в состоянии. Разве что большим простодушием этой глупости.

5. Бальмонт хотя бы на 15 лет раньше, и он - САМ придумал всю эту дешевку (ну, или переписал с французских образцов), но сам, первый, притом в подполье, когда это еще было дико, запрещено и просто невозможно.

А не эпигон, пришедший на все готовое тех же щей в очередной раз пожиже разведенных вливать.

Так что вы уж, братцы, выберите одно из двух – или прекратите кричать о «Серебряном веке» как о «звездном часе» русской культуры, – либо уж объясните тогда, на каких основаниях вы его основоположников – Бальмонта, Брюсова и т.п. отвергаете в пользу их третьесортных эпигонов Гумилева, Ахматовой и так далее?

6. 2009 06 23. Бунин о Бальмонте: http://bunin.niv.ru/bunin/rasskaz/pod-serpom-i-molotom/avtobiograficheskie-zametki.htm: ""Это был человек, который был уверен в себе до такой степени, что однажды вполне простодушно напечатал свой рассказ о том, как он был у Толстого, как читал ему свои стихи и как Толстой помирал со смеху, качаясь в качалке.

Ничуть не смущенный этим смехом, Бальмонт закончил свой рассказ так:

- Старик ловко притворился, что ему мои стихи не нравятся!"

- А чё – молодец. Это очень правильно. Как иначе? Или ныть и хныкать "обижают! зажимают! евреи прославиться не дают!" – или так.

Ныть, на мой вкус, – западло, значит – так.

shpaloukladchik: я вот тоже так рассуждаю. не комментирует никто - ага, значит прихуели все читаючи, завидуют, суки )))

nemiroff: вот-вот. и это - правильно.

vladizor: Да, Бальмонт на самом деле очень смешной. Помню нашёл как-то в кладовке старый толстенный том его стихов, тиражом аж 500.000 экземпляров (в наши-то дни для сборника стихов тираж просто фантастический), прочитал всю ночь, просмеялся и просто охуел от такой дистрибьюции.

Кто ж его в Советское время так продвигал и, главное, за что? - для меня загадка.

nemiroff: 500 тысяч? Ну, это уже перестроечное издание, наверное.

До этого - только том из Библиотеки поэта, а там тиражи были - 10-15-25 тысяч. А то и 3000, и 5000. Для СССРа - мизер.

У нас, например, в университетской библиотеке в Тюмени - не было. То есть, когда-то, наверно, был, да стырили.

А в Перестройку всё, прежде запрещённое лавиной пустили, - вот и тираж 500 000. И разобрали его, я думаю.

Тем более, книжки же дешёвые были, Бальмонт этот стоил как стограммовка водки, чё не купить. Стограммовка хлоп - и нет её, и ещё хочется. А тут всё же книга, выдающегося, как не крути, для своего времени, поэта. Культурная ценность! Пусть лежит, хуля.

Я бы точно купил - и именно из указанных соображений.

7. Был в Тюмени Бальмонт, кстати. С лекциями и чтением стихов в 1915 году. Даже неутомимый разъезжала Маяковский – не доехал, а Б. - - - .

Сообщает leo baronensis, 2010 12 15: http://www.poezia.ru/article.php?sid=65851:

"Бальмонт признался, что Сибирью остался недоволен еще более. Тюмень показалась населена «какими-то троглодитами». Поэт рассказал историю про одного тюменского фельетониста, который решил написать статью и спрашивал, кто есть Бальмонт – футурист, символист или декадент? Оказалось, что фельетонист даже не читал его стихов.

http://www.t-i.ru/article/17180/: "18 ноября он пишет жене: «Тюмень — глухой городишко. Однако и здесь собрались слушатели и нашлись друзья, знающие меня по Москве и Парижу. Провел очаровательный вечер в изящном доме Колокольникова и чувствовал себя чуть ли не в Пасси. Ведь вот никогда не знаешь, что где найдешь. Сегодня «Океания», которая везде завоевывает безошибочно».