Барлах

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

Барлах, Эрнст

1. (2010). 1927, кажется. Памятник павшим на Первой Мировой в Магдебургском (кажется) соборе. Который в середине — вылитый Гитлер. Интересно, случайное совпадение — или Барлах сознательно стилизовал фигуру под Гитлера? В принципе — почему бы и нет: Гитлер был фронтовик, жертва войны (отравлен газами) — вполне типичный типаж для памятника бойцам Первой Мировой.

Меня в своё время — лет в 15 — чрезвычайно Барлах впечатлил. Это как было.

Вот так: я нашёл в родной школе, в каких-то шкафах по задней стене кабинета литературы, несколько десятков неизвестно, как в ней оказавшихся, журналов "Творчество" и "Декоративное искусство" — и на уроках их читал. А там в каждом номере была статья про какого-нибудь прогрессивного авангардиста — Барлах, Руо, Гросс, Матисс, итд, итп.

Вот и образовался чуть-чуть.

2. Заболоцкий. Где-то я писал об общности Заболоцкого и Барлаха. Найти.

3. Заболоцкий, конечно, на меня чрезвычайно повлиял. Я его с первого раза, как в 1979 году прочёл, стал фоннат.

Но, кстати, в основном повлиял уже с конца восьмидесятых и потом в конце девяностых. "На улице сизо", "Царит в башке ужасный гром", "Выходишь в ночь и возвращаешься в ночь" — сознательные подражания Заболоцкому.

А до того — фоннатом его я был, но влияли на меня куда больше Маяковский, Пастернак, Сельвинский, и прочий футуризм и советская поэзия лефо-ифлийского толка вплоть до Евтушенко, Ахмадулиной и Вознесенского.

4. А вот, нашёл. Про Заболоцкого и Барлаха. Тут: http://www.apn.ru/special/article19718.htm. В статье про "Скотный двор" Оруэлла.

От Оруэлла я там перехожу к Заблоцкому, много писавшему о страданиях животных, от него к Филонову, от Филонова — к Барлаху. Вот так:

5. Заболоцкий. БЕЗУМНЫЙ ВОЛК

Hor'! Es splittern die Saulen ewig gruner Palaste. - Goethe

1. РАЗГОВОР С МЕДВЕДЕМ

 Медведь

Еще не ломаются своды
вечнозеленого дома.
Мы сидим еще не в клетке,
Чтобы есть людей объедки.
Мы живем под вольным дубом,
наслаждаясь знаньем грубым.
Мы простую воду пьем,
хвалим солнце и поем.
Волк, какое у тебя занятие?

Волк

Я, задрав собаки бок,
наблюдаю звезд поток.
Если ты меня встретишь лежащим на спине
и поднимающим кверху лапы,
значит, луч моего зренья
направлен прямо в небеса.
Потом я песни сочиняю,
зачем у нас не вертикальна шея.
Намедни мне сказала ворожея,
что можно выправить ее.
Теперь скажи занятие твое.

Медведь

Помедлим. Я действительно встречал
в лесу лежащую фигурку.
Задрав две пары тонких ног,
она глядела на восток.
И шерсть ее стояла дыбом,
и, вся наверх устремлена,
она плыла подобно рыбам
туда, где неба пламена.
Скажи мне, волк, откуда появилось
у зверя вверх желание глядеть?
Не лучше ль слушаться природы —
глядеть лишь под ноги да вбок,
в людские лазать огороды,
кружиться около дорог?
Подумай — в маленькой берлоге,
где нет ни окон, ни дверей,
мы будем царствовать как боги
среди животных и зверей.
Иногда можно заниматься пустяками,
ловить пичужек на лету.
Презрев револьверы, винтовки,
приятно у малиновок откусывать головки
и вниз детенышам бросать,
чтобы могли они сосать.
А ты не дело, волк, задумал,
что шею вывернуть придумал.

Волк

Медведь, ты правильно сказал.
Ценю приятный сердцу довод.
Я многих сам перекусал,
когда роскошен был и молод.
Все это шутки прежних лет.
Горизонтальный мой хребет
с тех пор железным стал и твердым,
и невозможно нашим мордам
глядеть, откуда льется свет.
Меж тем вверху звезда сияет —
Чигирь — волшебная звезда!
Она мне душу вынимает,
сжимает судорогой уста.
Желаю знать величину вселенной
и есть ли волки наверху,
а на земле я точно пленный
жую овечью требуху.

Медведь

Имею я желанье хохотать,
но воздержусь, чтоб волка не обидеть.
Согласен он всю шею изломать,
чтобы Чигирь-звезду увидеть!

Волк

Я закажу себе станок
для вывертывания шеи.
Сам свою голову туда вложу,
с трудом колеса поверну.
С этой шеей вертикальной,
знаю, буду я опальный,
знаю, буду я смешон
для друзей и верных жен.
Но, чтобы истину увидеть,
скажи, скажи, лихой медведь,
ужель нельзя друзей обидеть
и ласку женщины презреть?
Волчьей жизни реформатор —
я, хотя и некрасив,
буду жить как император,
часть науки откусив.
Чтобы завесить разные места,
сошью себе рубаху из холста,
в своей берлоге засвечу светильник,
кровать поставлю, принесу урыльник
и постараюсь через год
дать своей науки плод.

Медведь

Еще не ломаются своды
вечнозеленого дома!
Есть еще у нас такие представители,
как этот сумасшедший волк!
Прошла моя нежная юность,
наступает печальная старость.
Уже ничего не понимаю,
только листочки шумят над головой...
Но пусть я буду консерватор,
не надо мне твоих идей,
я не желаю бегать в ватер
и называться грамотей.
Медведь я! Конский я громила!
Коровий Ассурбанипал!
В мое задумчивое рыло
ничей не хлопал самопал!
Я жрать хочу! Кусать желаю!
С дороги прочь! Иду на вы!
И уж совсем не понимаю
твоей безумной головы.
Прощай. Я вижу — ты упорен.

Волк

Итак, с медведем я поссорен.
Печально мне. Но видит Бог —
медведь решиться мне помог.

Остальное — тут: http://www.mesto.ru/critic/volk.html. Начало 1930х. Офигительно это мне всегда нравилось — и по сей час нравится.

6. Или вот:

Лицо коня

Животные не спят. Они во тьме ночной
Стоят над миром каменной стеной.

Рогами гладкими шумит в соломе
Покатая коровы голова.
Раздвинув скулы вековые,
Ее притиснул каменистый лоб,
И вот косноязычные глаза
С трудом вращаются по кругу.

Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная все, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.

И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!

Мы услыхали бы слова.
Слова большие, словно яблоки. Густые,
Как мед или крутое молоко.
Слова, которые вонзаются, как пламя,
И, в душу залетев, как в хижину огонь,
Убогое убранство освещают.
Слова, которые не умирают
И о которых песни мы поем.

Но вот конюшня опустела,
Деревья тоже разошлись,
Скупое утро горы спеленало,
Поля открыло для работ.
И лошадь в клетке из оглобель,
Повозку крытую влача,
Глядит покорными глазами
В таинственный и неподвижный мир.

1926

7. Это всё — серьёзная, вовсе не шуточная утопия тотального преображения мира, включающая, среди прочего скорое развитие тёмных зачатков разума у животных, а там и у растений, а там и у минералов. И о последующей тотальной Вселенской Гармонии Совместного Труда всех наличествующих, а потом и неналичествующих, существ.

Ник. ФёдоровЦиолковскийХлебниковДаниил Андреев — и, вот, Заболоцкий.

Утопия, чаявшая этого преображения не где-то там когда-нибудь в загробном царстве — а здесь, в СССР, прямо сейчас, в результате построения социализма. Утопия уж куда как пограндиозней например, нудного оккультного коммунизма хвалёного И. Ефремова.

8. Платонова ещё забыл, ага. "Эфирный тракт", например, где на первых же страницах изобретателя, выяснившего, что электроны — живые существа, они, им откормленные электромагнитным излучением до размеров собаки, злобные, пожирают.

9. Часто пишут, что надо Заболоцкого нужно сопоставлять с Филоновым. Сюжетно — да, конечно. Но стилистически — по моему, отнюдь.

Филонов — пёстрый и дробный. Заболоцкий, полная противоположность: сумрачный и предельно обобщённый. Скорее уж конечно, действительно, Руссо. И Барлах. И прочие немецкие экспрессионисты периода перехода к "новой вещественности" — как раз, кстати, вторая половина 1920-х.

Кстати, и Заболоцкий по сравнению с предыдущей советской поэзией (Тихонов, Сельвинский, Пастернак итд) — это как раз переход от экспрессионизма к той же самой "новой вещественности:

В глуши бутылочного рая,

Где пальмы высохли давно,
Под электричеством играя
В бокале плавало окно.
Оно как золото блестело,
Оно садилось, тяжелело,
Над ним пивной дымок вился…
Но это рассказать нельзя.

"Заболоцкий — поэт фигур приближенных к глазам зрителя" — автохарактеристика из Декларации Обериу — найти)

10. Э. Барлах. Парящий ангел, часть "Памятника павшим" в соборе в Гюстрове, 1929.

Кстати, выработал свою манеру Барлах, пожив в России и познакомившись с русской деревянной резьбой. Оно и видно: личико у ангела — вполне русское: дураковатое, но высокодуховное. Юродивое.

Как и у Заболоцкого в стихах.