Богема
Содержание
- 1 1999
- 2 60е - 70е
- 3 1980 – 1983:
- 4 1982 - 1984:
- 5 1983, февраль:
- 6 1983, весна:
- 7 1983, осень – 1984, весна:
- 8 [1984], май:
- 9 1984, лето:
- 10 1984, осень:
- 11 1985, 15 - 20 марта:
- 12 1985, апрель – 1986, осень:
- 13 1985, май:
- 14 1985, август:
- 15 1985, декабрь - 1987, лето:
- 16 1985, декабрь:
- 17 1986, март:
- 18 1986, двенадцатое апреля.
- 19 1986, 19 апреля
- 20 1986, июнь:
- 21 1986, август:
- 22 1986, осень:
- 23 1987, весна:
- 24 1987, 1 июня: Свердловск.
- 25 1987, лето:
- 26 1987, лето:
- 27 1987, осень
- 28 1987, осень:
- 29 1988:
- 30 1988, июнь:
- 31 1988, лето – 1989, зима:
- 32 1988 - 1989:
- 33 90е:
1999
Наличествует в Тюмени еще как. Собственно, о мыслящих тростниках, таким образом жизни занятых, в данной энциклопедии речь почти исключительно и идет.
Что не хорошо, кстати. Ибо автор хочет, чтобы в ней речь шла о самых разных людях и явлениях - обо всех! Но судьба автора этих строк всю жизнь являлась таковой, что он сам был представителем этой социальной группы, и общался исключительно с такими же - и более ни с кем.
Следовательно: нужно привлечь к участию в этой Энциклопедии и других людей, ведших другой образ жизни. Для полноты картины.
И я - готов и хочу. Да только что-то как-то никто не привлекается.
2. Самый сжатый очерк истории появления и наличие Б. в Тюмени, насколько это мне известно сейчас, в августе 2001, будет такой:
60е - 70е
Видимо, была.
Какие-то ВИА играли в Горсаду на танцах песни собственного сочинения, А. Михайлов занимался всякими безумствами, В. Богомяков (см.) предавался оккультным и эзотерическим исследованиям; были, конечно, всевозможные любители кээспэ, доходят обрывочные и крайне смутные слухи и о еще кое-каких деятелях тех таинственных лет – увы! Ничего не осталось от этого – ни музыкальных записей, ни стихотворных и прозаических текстов, ни даже мифов и легенд.
2. Кое-какие исторические разыскания были произведены Струковым А. – см. Танцзал, Бреус , но - - -
3. Но кажется мне, что ничего уж сколько-нибудь хоть сколько-нибудь выдающегося из всего этого всё-таки - - -
Вполне вероятно, это все от того, что до 1980-го года богемная деятельность воспринималась её если и имевшимися в Тюмени участниками, то как исключительно развлечение, грехи молодости перед вступлением в Большую Жизнь, которая понималась как – если у кого были художественные склонности – игру в кабаках на гитаре, состояние в рядах ССП, если кто пытался писать стихи, и т.д.
Так что настоящая богемная деятельность начинается в городе Тюмени именно с 1980-х годов, что и делает это вот мое сочинение не просто интересным документом, ибо в ней описана история создания богемы в одном отдельно взятом городе с нуля, на совершено пустом и совершенно не приспособленном к этому месте, и притом – успешный опыт, уже послуживший – и еще могущий послужить! - примером для аналогичных действий и по всем другим многочисленным градам и весям нашей великой Отчизны.
Здесь представим самый сжатый конспект содержания этой книги, изложенный не в алфавитном, как в ней, а в хронологическом порядке.
1980 – 1983:
В Тюменском Государственном Университете появляется молодой человек по имени М.Немиров, который явочным порядком начинает осуществлять такую манеру поведения, которая в этот исторический период является крайне изумительной для российской провинции.
Он ведет себя так, как будто вокруг - Париж, а он есть "проклятый поэт" типа Бодлера, - проклятый, но общепризнанный в качестве поп-звезды.
Кроме такой манеры поведения он еще и пишет стихи, подавляющее большинство которых в общем, является вполне советской поэзией, наследующей ее лефо-конструктивистским традициям, от Маяковского-Пастернака-Асеева-Багрицкого-Сельвинского до А. Вознесенского; но и также Заболоцкого. (Но никак не Мандельштама - Гумилева - Ахматовой; линия интересов самого М. Немирова и последующих поколений Тюменщиков имеет отклонение именно в футуристическую, а не акмеистическую сторону).
Кое-чего из тех времен я и до сих пор не стыжусь и опубликовываю в своих сборниках: молодежной глуповатости в них в избытке, но и свежесть и лихость в них наличествует также.
Вот с этого и начинается отсчет.
1982 - 1984:
К М. Немирову присоединяется Струков А., сочинитель и исполнитель песен музыки [панк-рок] и нью вейв; у него появляется относительно немалое - для тогдашней Тюмени – число поклонников, более, может быть даже, десяти человек; среди них такой важный для дальнейшего развития событий персонаж как Шаповалов Ю.
Ориентируется Струков А. в своем творчестве, под влиянием вышеупомянутого М. Немирова, на обериутов – прежде всего на Н. Заболоцкого. В искусстве музыки он пытается добиться таких же эффектов, которых тому удалось добиваться в искусстве поэзии.
Песни тех времен частично записаны были только в конце 1990-х, да и то не все (причем не написаны оказались самые радикально-минималистически-обериутские); к тому же они довольно-таки подпорчены претенциозными переусложненными [аранжировка]ми; тем не менее примерное представление о направлении, так сказать, художественных исканий Струкова А. тех времен из них получить можно.
1983, февраль:
Первое – и единственное - публичное выступление А. Струкова с созданным им вокально-инструментальным ансамблем. Подробности см. Артурка.
1983, весна:
До города Тюмени доходят слухи о существовании ленинградского рока, а затем и первые записи «Аквариума», Зоопарка, затем московского «Центра», затем и "Кино".
Они производят чрезвычайное впечатление.
Не только – да даже и не столько – своими художественными достоинствами, а – Вестью о том, что мы – не одни! В далекой Северной Пальмире есть братушки, которые - - -
1983, осень – 1984, весна:
Алкоклуб. Самая натуральная коммуна в духе, например, Кизи, процветает около полугода на КПД, втягивая в себя и вокруг себя не менее сотни человек., среди которых - Попов Д., Максименкова А., Лашманова А., Салаватова Гузель и др. и др.
Панк-рок и культ "Зоопарка" и "Аквариумом".
[1984], май:
Бросив университет и перед отправкой в армию, Струков А. посещает в Ленинграде Б. Гребенщикова с целью узнать у него правду жизни.
Гребенщиков производит на Струкова А. значительное впечатление. А. Струков принимает окончательное решение посвятить свою жизнь деятельности себя в качестве рок-звезды, для чего сразу после армии переселиться в город Ленинград.
1984, лето:
А. Струков, все еще готовясь к отправке в армию, проживая уже в городе Набережные Челны, записывает – при помощи двух бытовых [магнитофон]ов «Эльфа» акустический «альбом» своих песен, названный им «Файл:На прикупе», и распространяет его в количестве экземпляров, превосходящих 1 – то есть, два.
Один из них сохранился до наших дней: году примерно в [1998]-м катушка была обнаружена у какого-то совершенно постороннего человека и была выкуплена Струковым А. у него за большие деньги: три совместно распитых бутылки водки.
Подробности см. в сообщ. «Подземка»
1984, осень:
Я. Афанасьевым (см.) издается альманах "Созвездие" - первый известный мне опыт самиздата в Тюмени.
1985, 15 - 20 марта:
Поездка М. Немирова и Ю. Крылова в Ленинград, знакомиться с Б. Гребенщиковым. Это удается им! Кроме того, им удается нечаянно попасть на 3-й Фестиваль Ленинградского рок-клуба (см.).
И Питер, и Гребенщиков, и Фестиваль производят на них чрезвычайное впечатление. Они возвращаются в Тюмень, пылая огнем желания сделать, чтобы и в Тюмени се было именно вот так.
1985, апрель – 1986, осень:
Рок-клуб, дальнейшее разрастание богемы – в нее вливаются такие люди Шаповалов Ю., Неумоев Р. , Салаватова Г., Крылов Ю., Куренко М., Кузнецов А., Жевтун И., Медведев В. "Ждаггер", и др., и др.
Установление прочных связей с ленинградскими рок-деятелями, то есть с внешним богемным миром.
1985, май:
Сочинены первые песни И. Жевтуна («Мы все в конце» и «Не осталось никого». Они исполняются разными панк-рок-группами и по сей день.
1985, август:
Поездка М. Немирова, Ю. Шаповалов и Гузели в Питер – знакомиться с А. Старцевым, издателем самиздатского журнала «Рокси».
Осуществление сего.
Более-менее дружба.
1985, декабрь - 1987, лето:
Рок-группа "Инструкция по Выживанию" (и еще см. Безруков Г.) под упр. тогда М.Немирова, существующая в виде "формейшена", то есть опять же являющая собой опять де что-то вроде коммуны деятелей искусств, занимающихся всеми искусствами подряд, отнюдь не только рок-музыкой в окружении многочисленных молодых людей обоих полов, существующих для красоты.
М.Немиров, Р.Неумоев, Г.Салаватова, Ю.Крылов, К.Рыбьяков, А.Ковязин, Е.Кузнецов, А.Шагунов, В.Усольцев, И.Селиванов, Паша-фотограф, Титов-Петрович, Н.Фаизова, И.Кайдалова, Оля Каращук и др., и др. и др.
1985, декабрь:
Р. Неумоев начинает пытаться освоить игру на гитаре.
1986, март:
Запись первого – полуакустического – альбома группы «Инструкция по выживанию». Единственный экземпляр его, увы, бесследно канул в недрах КГБ.
1986, двенадцатое апреля.
Первое публичное выступление «Инструкции По Выживанию».
Фурор.
Интерес ко всем этому, конечно КГБ (см.; см. также Безруков Г.) – вызовы на допросы, обсуждения, увещевания. угрозы. Участники ИпВ – напомню, не группы, формейшена - отовсюду выгоняется, в первую очередь из вузов, в которых учились выгоняются, часть из них принудительно отправляется на перевоспитание в армию – Шаповалов Ю., Жевтун И., Пахомов К.
Несмотря на это, ИпВ не только не распадется, но и разрастается еще больше, а основные деятели ИпВ, отовсюду выгнанные – Немиров, Неумоев, Рыбьяков и проч. – становятся окончательно на путь профессиональных (а не в качестве хобби) занятий запрещенными искусствами, намериваясь, раз так, идти по нему до конца. Что более-менее и делают по сей день.
И в чем – кстати - коренное отличие деятелей 1980-х и последующих времен от предыдущих – всяких там бардов и т.д. Деятели 1980-х – практически все и самого начала, еще ничего в искусствах и не умея – сразу, с первых шагов начинали заниматься им профессионально, то есть – только им, исключительно им, и ничем более.
И это вот - - -
1986, 19 апреля
Первые уличные акции «Инструкции по Выживанию» – см. Спортсквер.
Р. Неумоев впервые демонстрирует народу результаты своего обучения игре на гитаре, исполняя несколько песен собственного сочинения. Песни удостаиваются всяческого одобрения, причем, что удивительно - в первую очередь со стороны М.Немирова. Он начинает активно присоединять Р. Неумоева в качества автора и вокалиста в "ИпВ" к большому неудовольствию И.Жевтуна и А.Кузнецова.
1986, июнь:
Р. Неумоев и Ю. Шаповалов посещают очередной ленинградский рок-фестиваль. Эффект – соответствующий.
1986, август:
ИпВ в Свердловске (см.) – начало экспансии тюменской богемы за пределы города. Фурор.
1986, осень:
Первая более-менее профессиональная запись «Инструкции по Выживанию», альбом «Ночной Бит» (см.). То есть, уже не просто богемная деятельность, ради нея самой, но и ее материальные плоды.
1987, весна:
Салаватова Г., обитая в городе Ленинграде, осуществляет знакомство и дружбу с А. Пановым «Свином» и его группой «Автоматические Удовлетворители» – основателями (в начале 1980-х) советского панк-рока.
1987, 1 июня: Свердловск.
Прибыв сюда на здешний рок-фестиваль. Знакомство с Е. Летовым.
1987, лето:
«К вам едет Ник Рок-н-Ролл!»
«Кто это?»
«А вот приедет, узнаете!»
1987, лето:
Возвращение из армии в Тюмень Струкова А. Организация им группы «Культурная Революция».
1987, осень
Свин в ДК "Автоводник" (см.)
1987, осень:
1988:
Немиров с идеями уже скорей контемпорари арт, чем рок.
1988, июнь:
Первый Фестиваль Леворадикальной и Альтернативной музыки (см.) - сибирский Вудсток. Кроме всех, уже упоминавшихся, появляютя также и Михайлов А., Богомяков В., Гофлин А., Летов Е., Судаков-Манагер О., Ник Рок-н-Ролл, Янка Дягилева и проч.
Возвращение из армии Жевтуна, он становится постоянным гитаристом Гражданской Обороны.
1988, лето – 1989, зима:
Дорожная 7. Типа фаланстера.
Михайлов: оккультизм. Неумоев, Шапа, Ковязин и проч. и проч.
1988 - 1989:
Многокомнатная квартира Шаповалова Ю., дающая приют всем бездомным деятелям искусств и являющаяся штаб-квартирой авангардистской культурной жизни; все вышеперечисленные и еще мн. др.
Бакулин и др.
«Буэнос Айрес».
90е:
О 1990-х пусть пишет тот, кто - -.