Глуповатость

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

Пушкин в одном из писем - кажется Вяземскому - выдвинул тезис о том, что «поэзия должна быть глуповата». С тех вот пор уж почти 200 лет идет дискуссия: что же это он имел в виду? Ходасевич, например, целую статью посвятил этому вопросу:

"В чем же дело, однако? Неужели поэзия - «религии сестра земная» - не только может, но и должна быть глуповата? Неужели сам Пушкин думал, что

лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется -

И поэт станет говорить г л у п о в а т о с т и?

И как мог сам он отдать всю жизнь делу, для него заведомо глуповатому? Или он лгал, притворялся? И если лгал, то когда: тогда ли, когда писал о глуповатой поэзии, или когда писал «Пророка»? Как примирить все это?

Или же попросту Пушкин в своем афоризме сболтнул, не подумав: сам, ради красного словца, сказал глуповатое, если не вовсе глупое, - и притом как раз о предмете, в котором он почитается великим авторитетом?"

Ходасевич приходит к выводу, что под «глуповатостью» нужно понимать отказ в поэзии от норм здравого смысла:

"В мире поэзии автор, а вслед за ним и читатель, вынуждены отчасти отказаться от некоторых мыслительных навыков, отчасти изменить их: в условиях поэтического бытия они оказываются неприменимы.

Так, критерий достоверности отпадает вовсе и заменяется критерием правдоподобности (и то с известными оговорками). Затем постепенно и в разной мере начинают терять цену многие житейские представления, в сумме известные под именем здравого смысла. Оказывается, что мудрость поэзии возникает из каких-то иных, часто противоречащих «здравому смыслу» понятий, суждений и допущений.

Вот это-то лежащее в основе поэзии отвлечение от житейского здравого смысла, это расхождение со здравым смыслом (на языке обывателя входящее как часть в так называемое «воображение поэта») и есть та глуповатость, о которой говорит Пушкин.

В действительности это, конечно, не глуповатость, не понижение умственного уровня, но перенесение его в иную плоскость и соответственно перемена «точки зрения»."

ломиться в открытую дверь

По-моему, все это, конечно, весьма мудрено, но, я думаю, неправильно. Точнее, это и правильно, но не до конца.

А на самом деле, я думаю, под глуповатостью имеется в виду способность утверждать очевиднейшие и общеизвестнейшие факты как некое откровение, только сейчас вот обнаруженное. Что зимой - холодно, а летом – тепло. И т.д. Способность это вдруг со страшной силой неожиданно обнаружить и пережить - ну а затем не стыдиться с жаром и пылом делиться этим с людьми.

Способность всерьёз трепетать от самых банальных банальностей, иначе говоря. И вот это – да, это одно из необходимейших умений, которые должны быть присуще поэту. "Красавице платье задрав" – каждый раз уметь обнаруживать не что-либо ещё, а вот именно "дивные новые виды". Удивительные, поравзимтельные и никогда никем в истории прежде не виданные.

пригов

Пригов, например, в своих лучших проявлениях:

Крылатым воскресеньем
В крылатый месяц май
Крылатым там каким-то
Крылатым чем-то там

Я вышел из подъезда
Из дома своего
Где я провел всю зиму
И со своей семьей

Я вышел и заплакал
На корточки присел
И мне не стало мочи
И жить не захотел

Вот я терпел всю зиму
Был худ, но духом бел
А тут такое счастье -
И жить не захотел

или:

О как давно все это было
Как я в матросочке своей
Скакал младенцем меж людей
И сверху солнышко светило

А щас прохожих за рукав
Хватаю: Помните ли, гады
Как я в матросочке нарядной
Скакал! Ведь было же! Ведь правда!

Не помнят

или:

Вода из крана вытекает
Чиста, прозрачна и густа
И прочих качеств боле ста
Из этого что вытекает? –

А вытекает: надо жить
И сарафаны шить из ситца
И так не хочется, скажи
За убеждения садиться

А надо

ну и я

Тоже пытаюсь по мере сил. Собственно, - везде, ну вот, например, вот тут уж в совсем чистом виде: 2000 01 зимой темно а летом светло

гаспаров

"Философская лирика - игра в мысль, демонстрация личного переживания общих мест: ср. ПАРТИЙНОСТЬ, где тоже не свое подается как свое." («Записки и выписки», с. 180).

Гаспаров, вроде бы, осуждает.

А по-моему это вот - способность к личному переживанию общих мест - это вот и есть та самая глуповатость по Пушкину, которая, действительно, в поэзии необходима.

еще гаспаров

"«Молодые люди всегда одарены, это вроде возрастной болезни» - Брехт; «Пушкин нам кажется старше себя, а Лермонтов моложе, потому что он глупее, глупость очень молодит."

- Как раз, как раз. Потому и одарены (молодые): потому что пока молодой - еще довольно глупый, вот и есть задор ломиться в открытые двери. Собственно, это одна из польз поэзии: что она - именно потому что глуповата - как бы является тем самым как бы консервированной молодостью: ее употребляя, молодеешь. Со временем ума прибавляется, начинаешь понимать, что, в общем, все тысячу раз сказано и высказано, и остаётся только либо совсем замолчать, либо

Впасть, как в ересь,
В неслыханную простоту, -

о которой см. сообщ. Бормотание художественное.

(Вообще, все это верно не только для отдельного человека, но и для культур в целом: каждая начинает с молодости и глуповатости, ей же - глуповатостью в форме бормотания - и кончает.)

водка

Также потому люди и водку пьют: чтобы поглупеть - и тем самым приобрести задору и всего в этом духе. То есть – помолодеть!

То есть, поэзия и водка есть две вещи одного толка, я много лет об этом твержу.

глупость

Также см. весьма важное сообщение Глупость художественная. Которое нечто совсем иное, чем разобранная здесь глуповатость.

Тырц-тырц.