Мороз зараза пылает
Мороз, зараза, пылает
Именно невыносимо;
Снег беспощадно сияет
Белый так, что аж синий;
Эти природны явления -
Все таковы, что я
Не могу не испытывать изумления
С примесью гордости; за кого? за себя!
Ведь я пребываю тут,
Попутку ловя на трассе Ямбург-Уренгой,
Тут, в сей пустыне ледяной, где и деревья не растут,
А я вот — являюсь живой!
А я — я являюсь живой,
Перепад температурный в восемьдесят шесть
И шесть десятых градусов по Цельсию собой
Осуществляя, и такое дело есть —
Нечто чрезвычайно такое, что
Достойно гордости и восхищения.
Что я выразил только что
В этом, как сумел, стихотворении.
Имея на улице минус 27 — и вспомнив молодость и Уренгой, где минус 50, и свои тогдашние мысли по этому поводу.
86,6
«Перепад температурный в восемьдесят шесть / И шесть десятых градусов по Цельсию» — то есть, минус 50 на улице суммируем с плюс 36,6 моих, вот и получаем указанный перепад.
ритм
Ритмическое устройство — сейчас разберём. Поехали:
Нормальный дактиль, то есть ритм, где ударения (икты) расположены на 1-м, 4-м, 7-м итд слогах. ТАМбаба — ТАМбаба — ТАМбаба.
В первой строке — с синкопой: ударное место (икт) — первый слог, реальное ударение перенесено на второй.
1: чистый дактиль
2: дактилоид — дольник (см.) на основе дактиля; дактиль с проглоченным слогом. Нормальный дактиль был бы, если бы было
Все таковы, что (блять) я
3: дактилоид с анакрузой-затактом, то есть двумя лишними предударными слогами
(Не мо)гу не испытывать изумления.
Будь в таком виде —
У, не испытывал изумления —
Был бы нормальный дактиль. ("и" в "изумления" — полуударное.)
4: дактилоид. Проглочен слог после "гордости". Ср.:
С примесью гордости (блять); за кого? За себя!
Амфибрахоиды, то есть стихи, где ударения расположены по схеме 2 — 5 — 8 — …, то есть повторяется цикл ("стопа") паПАпа, паПАпа, паПАпа итд.
1: амфибрахоид. После "пребываю" проглочен слог.
Если было бы "Ведь я пребываю (блин) тут" — был бы чистый амфибрахий.
2: амфибрахоид. Со множеством выпусков. К виду нормального амфибрахия приводится через
Попутку ловя (блять) на трассе (блять) Ямбург (блять) Уренгой,
4: чистый амфибрахий.
А вот с третьей строчкой — непонятки. Вообще-то, по распределению ударений, это ямб в чистом виде. К амфибрахию без каких-либо сверхособых ухищрений — не приводится. Но и стыка, какой, по идее, должен ощущаться при вклинивании строчки иного размера в массив, построенный на другом ритме — не ощущается.
Отсюда мораль: амфибрахий с ямбом — вполне сочетаемые метры. Где-то я уже писал, о том, что ямб, в принципе, можно рассматривать как "сжатый амфибрахий".
1: чистый амфибрахий.
А дальше — чудеса. Ибо дальше
2 — чистейший хорей,
3 и 4 — чистейший ямб.
Вообще говоря, сочетание ямба с хореем вызывает обычно впечатление дикого стыка и слома ритма — но тут нет. Тут они естественно вписаны в один общий гибкий подвижный брейкбит. Почему так? Наверно, потому, что я охуенный мастер организации ритмического движения, ящетаю.
1: амфибрахоид. Приводится к чистому амфибрахию так, например:
"Кой-что чрезвычайно такое (эх) что"
2: амфибрахоид. Сравни:
Достойно (и) гордости, и восхищения
3: дактилоид
4: хорей.
И общий вывод: стихотворение написано дактилоидо-амфибрахоидным дольником, сжимаемом временами до ямбических и хореических строчек.
Опс-стопс.