Авиация

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

Вид междугородного - и даже межконтинентального - транспорта: большие железные птицы, за деньги переносящие в своих чревах людей (по нескольку десятков, а то и сотен за раз) из города в город, порой даже за океаны.

Наличествует в разных городах б-СССР: и в Москве, и в Ростове-на-Дону, и еще где угодно: любой его житель, накопив нужную сумму денег, может прийти в специальное место скопления этих птиц, именуемое аэропорт, и улететь куда угодно, за исключением Луны.

Конечно, имеется и в Тюмени, ибо здесь действительно сколько угодно таких, и весьма крупных притом, населенных пунктов, куда действительно

Только самолетом
Можно долететь.

А Авиаотряд Тюменский - организация людей, как раз и занятых осуществлением этих перевозок на железных птицах, именуемых самолетами. И на железных стрекозах, именуемых вертолетами. История этой организации, графики роста грузо- и пассажироперевозок, и т.д. - в следующих выпусках.

2. 5 марта 1998. Небезызвестный Кузнецов Аркадий, много лет уже являющийся работником этой организации, еще осенью 1996 обещал мне, будучи у меня в гостях, много всякого о ней написать и прислать - и цифры-факты-сведения, и байки и истории, типа того, как они летали к талибам в Афганистан с гуманитарной помощью. Но - не прислал.

Или о том, например, что летчики, когда идут на посадку, сами ужасно боятся.

И, обычно, они, когда выправят курс, и установят все показатели на приборах, и когда посадочная, грубо выражаясь, глиссада приобретет уже необратимый характер, когда назад не повернуть, и теперь либо сядет, либо нет - тут они и засаживают по пузырю на брата из горла.

Но - не прислал.

3. июль 1998 - прислал! Аркадий Кузнецов – некоторые сведения все-таки прислал! См. их под названием Рощино - так называется главный тюменский аэропорт.

4. 1999, январь. Жилище автора этих строк. Аркадий Кузнецов у меня в гостях: Ну, и что ты сейчас пишешь?

Я: Сейчас я пишу все подряд на букву С.

Кузнецов Аркадий, оживляясь: Про самолеты напишешь? И рассказал такую историю.

Кузнецов А., как известно, много уже лет, с года так 1988-го, работает в аэропорту Рощино техническим работником. И даже несколько лет заочно проучился в питерском авиационном институте. И вот.

В один из дней конца 1998 года, получив зарплату, он пил на радостях водку со своими работягами-сослуживацами. Как всегда, этот процесс сопровождался все большим и большим нарастанием подозрений у собутыльников, — такая уж у него планида, у А.Кузнецова, — вызывать подозрения.

- Ты вот и в университете учился, и сейчас в институте, и на музыке играешь, и вообще, — так хуле тебе у нас нужно, с нами с работягами работягой въебывать, да еще всего за 600 рублей? Подозрительно это! — было предъявлено ему собутыльникам, совсем уж было вознамерившимся посадить его за красный стол.

Помявшись и покрутившись, Кузнецов ответил: Да вот — люблю я самолеты!

Работяги удивились, но сочли ответ обоснованным.

5. Аркадий же Кузнецов же, прочитав вышенаписанное, про летчиков, и как они пьют водку, идя на посадку, очень удивился. И даже возмутился:

- Ничего такого нет! Разве я тебе такое рассказывал?

- А что, не рассказывал?

- Конечно, нет!

Ну, значит, это я приврал для красного словца, а потом забыл, что приврал, и написал уже как чистую правду.

Или может, сам Аркадий Кузнецов все-таки это рассказывал, приврав для красного словца, - а потом забыл (уже он, а не я), что привирал, вот и возмутился.

6. Что же до исторических сведений о наличии в Тюмени указанных железных птиц и полетов на них, они - если это кому-нибудь интересно – они таковы

1910: сбор средств. Текутьев. Иваненко, с. 178

1912, 19 июня (2 июля). на городском ипподроме известный в те годы авиатор, победитель беспосадочного перелета Петербург - Москва А. А. Васильев (1882-1918) провёл показательные полёты на французском самолёте «Блерио».

(м.н. - опять не устаю удивляться скорости тогдашнего технического прогресса! Девять лет прошло с первого полёта братьев Райт - а вот самолёт уже и до Тюмени добрался. По аналогии с нашими временами - это как если бы к началу 1970-х в Кинешме и Салехарде собственных космонавтов начали в космос запускать!

Кстати, Братья Райт свою машину изобрели с целью обогащения посредством демонстрации полётов.

Страсть к наживе – двигатель прогресса.)

1934, апрель. В Тюмени создана авиагруппа полярной авиации Главсевморпути, осуществлявшая воздушные рейсы в Тобольск, Ханты-Мансийск, Березово, Салехард. Начал действовать тюменский аэропорт, теперь "Плеханово".

На самолетах У-1, МБР-2, Н-56, АИР-6 трудные трассы осваивали летчики К. Быков, Т. Еременко, В. Моргунов и др. В год они перевозили до 4 тысяч пассажиров. (Иваненко, с. 217)

1967, 7 февраля. Создано Управление гражданской авиации.

1968, 15 мая. Начались полеты из нового аэропорта "Рощино", строительство началось в 1965 г.

1995. Рощино стало международным аэропортом. (ИП)

7. максим соколов: http://m-yu-sokolov.livejournal.com/884715.html:

"Глава бюджетной авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири хочет, чтобы пассажиры совершали перелеты стоя, - так в салон самолета поместится больше народа, а компания получит больше прибыли... Ранее в этом году он строил планы оборудовать самолеты одним туалетом вместо трех, а на освободившееся место поставить шесть дополнительных кресел. "

Тут есть ценный, хотя и не авиационный, а железнодорожный опыт.

"Вы, недовольные, что в купе четверо и тесно, - вы разве смогли бы поверить, вы разве над этой строкою поверите, что в таком же купе перед вами только-что пронеслось - четырнадцать человек? А если - двадцать пять? А если - тридцать?..

По расчетам вольных инженеров в столыпинском купе могут шестеро сидеть внизу, трое - лежать на средней полке (она соединена как сплошные нары, и оставлен только вырез у двери для лаза вверх и вниз) и двое - лежать на багажных полках вверху. Если теперь сверх этих одиннадцати затолкать в купе еще одиннадцать (последних под закрываемую дверь надзиратели запихивают уже ногами) - то вот и будет вполне нормальная загрузка арестантского купе.

По двое скорчатся, полусидя, на верхних багажных, пятеро лягут на соединенной средней (и это - самые счастливые, места эти берутся с бою, а если в купе есть блатари, то именно они лежат там), на низ же останется тринадцать человек: по пять сядут на полках, трое - в проходе меж их ног. Где-то там, вперемежку с людьми, на людях и под людьми - их вещи...

Так вот: поменьше оправок! А значит, - воды поменьше. И еды поменьше - и не будут жаловаться на поносы и воздух отравлять, ведь это что? – в вагоне дышать нельзя! )"

- Архипелаг ГУЛАГ. Ч. 2, гл. 1)

nemiroff: В семидесятые на Северах, к началу сентября, к концу сезона отпусков, в Тюменском аэропорту скапливалось народу - не описать. Народ этот хотел улететь в свои Надымы, Сургуты, Красноселькупы итд. Пассажирских самолётов Тюменского Авиаотряда (крупнейшего на тот момент в СССР, кстати) не хватало.

И разгружали эту пробку транспортными - Ан-12, Ан-26. Набивали народ, как в трамвай. И ничего, долетали. Я сам так не раз летал. Долго, да, утомительно - 4-6 часов. А фигля делать?

То же самое, кстати, и зимой практиковали, когда после недели нелётной погоды аэропорт бывал забит так, что на полу сесть негде.

А с вертолётами так и в середине восьмидесятых было: надо тебе попасть с ГП-13 на Правую Хету – идёшь на вертолётную площадку в чистой тундре, подбегаешь к каждому садящемуся вертолёту: куда летите? Час-два покрутишься и улетишь.

megakhuimyak: все равно тяжеловато

nemiroff: Причём как: на самом деле эти транспортные борты наскоро оборудовали железными скамейками и собирались возить только сидячих. Но как только объявляли посадку, в самолёт вламывалась толпа, в три раза превышающая число сидячих мест, и кричала, что хрен уйдём, вези как есть.

Пилот выходил, смотрел, считал по головам, потом обычно объявлял - а, фиг с вами, полетели. Тем более, что грузовые самолёты были прикреплены непосредственно к разным северным организациям - Севертрубопроводстрою там, Уренгойгаздобыче, поэтому обычные аэрофлотовские порядки для них были не очень писаны.

Побичевав в аэропорту с недельку, особенно с семьёй, когда и сесть некуда, будешь и такому рад.

megakhuimyak: а как же перегруз?

nemiroff: Ну так грузовой же самолёт - он рассчитан возить тяжёлые грузы, те же бульдозера. Так что людьми стоячими его не перегрузишь. Толпа людей, занимающая столько же места, сколько бульдозер, весит по-любому меньше.

8. Из видных тюменщиков к Авиации имели отношение: Попов Д.; Кузнецов А.; Кайдалова; Питкевич.

9. Ещё из разговоров с А.Кузнецовым:

- Тут Монино недалеко, можно съездить, там огромный авиамузей. Ла-5, Як-3 и всё такое. Тебе будет интересно.

- Не, я маленькими самолётиками не увлекаюсь. Я межконтинентальные лайнеры люблю. Лебедь белую, а не воробьёв.

10. Я, кстати, на всех советских типах самолётов летал, бывших к концу семидесятых. Кроме Ил-62 и Ту-114 – это были трансконтинентальные лайнеры, они только на международных линиях работали.

Даже на Ту-124 летал, а это совсем редкий самолёт: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-124

И совершенно не боялся никогда летать. И не тошнило меня. Только скучно очень.

А потом вдруг раз – и стал бояться. Вестибулярный аппарат ослабел, стал все воздушные эволюции ощущать – особенно на взлёте меня дикий ангст охватывает.

Во-вторых - клаустрофобия. Неведомая сила тебя тащит – а что за сила, каковы её намерения? На Ан-2, например, нифига не боюсь – там пилоты рядом, понятно, кто управляет этой силой, чего хочет.

11. А, на Ил-76 ещё не летал. Ну, и в восьмидесятые Ил-82, Ил-86 – эти уже пропустил.

Ну, и на Ту-144. Хотя мог. Проебал возможность. Но кто же знал, что так обернётся. Думал, успею ещё, будет это Ту-144 повсеместным и всеобщим.

12. Также см. лётчики (и вертолётчики), самолёты, вертолёты, стюардессы.

Лётчики – современные гусары: пьют всё, что горит, ебут всё, что шевелится. Дима Попов.

Стюардессы. Были у нас! - Кайдалова и Питкевич. Она, оказывается, тоже в авиационном институте училась! В Риге. Тот-то она Лайма Вайкуле и есть - только лучше.

14. Аэропорты: два: Рощино – дальняя авиация, Плеханово - местные рейсы: Ан-2, вертолёты. Попов в Плеханово как раз работал.