Тюменщики на Ю 2013 декабрь 28

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

ЮБ 40

1. Весна 1985, у Шапы была пластинка — ещё до того, как папа весь аппарат порубил (см. Хроника 1985). Первая их. Привела в полный восторг: идиотство непревзойдённое! Музыка чистенькая, аккуратненькая, но такая при этом кривенькая, поют жалобными тоненькими голосками — обиженные лилипутики! Грув невообразимый!

(Тогда мы, кончено, не знали такого слова. Тогда — до знакомства с Гребенщиковым и чтения "Рокси" — мы и слова "драйв"-то не знали. И, не имея слов для обозначения этих понятий, называли это просто "ну пездец!" Но "ну пездец" — слишком широкое понятие, не даёт необходимой дифференции видов этого пездеца.)

Последующие пластинки — уже совсем не то, регги и регги. Довольно забойное. Но грува, но жалобной лилипутской задушевности, но ритмической и звуковой кривоватости — уже хэ. Но первую пластинку — и сейчас время от времени слушаю, и всякому смело порекомендую.

2. 1987, весна, СССР, Перестройка. Первые настоящие звёзды едут в СССР. И самыми первыми были — Уб Фотринг. Выступать начали с рок-клуба. Скандал: менты кого-то замели, колонна фанатов пошла вызволять, убфортинги пошли во главе колонны. Свои пацаны потому что, правильные.

3. Удивительней всего, что на концерте, в Москве уже — был Авдей Тер-Оганян! Человек, в те времена — предельно чуждый рок-музыке и её всеми способами презиравший в любых её разновидностях!

— Ну и как?

— Ужас! Очень не понравилось.

— Да ну? А чего?

— Да громко было — невыносимо, слушать невозможно. Для чего они так громко играют? Я понимаю, когда на танцах, но это же концерт.

— Так это ж танцевальная музыка и есть. Плясать и надо было. А ты чего думал?

— Ну, думал, музыканты, негры, современные, — джаз, наверно, что-то вроде Майлза Дэвиса, нужно сидеть, слушать внимательно, врубаться…. Вот и сидел, пытался слушать, улавливать тонкости. Да там и все сидели так же. В недоумении.

4. Глядя из сегодняшнего дня: первое, что бросается в глаза — дикий ямайский акцент. Причём с этим акцентом — белые поют (в том числе)! И при этом была эта не на каком-то специальном этническом топе, а на общебританском, и фанатели от этого не одни карибские иммигранты, а белые волновики.

Это было как если бы я бы собрал банду, состоящую наполовину из чуркобесов, а наполовину из русских гопников, пел бы с ужжяснейщимммь кавказским акцентом — и был бы в сугубых. И притом с песнями — реально отличнейшими!

5. — Воннегут, "Колыбель для кошки" — (http://lib.ru/INOFANT/WONNEGUT/cat.txt_with-big-pictures.html, 68. "СИТО МУСЕНИКИ"). Как раз про Ямайку и все тамошние заморочки:

"Я спросил шофера, кто такие "сто мучеников за демократию". Мы как раз проезжали бульвар, который так и назывался — бульвар имени Ста мучеников за демократию. Шофер рассказал мне, что Сан-Лоренцо объявил войну Германии и Японии через час после нападения на Перл-Харбор.

В Сан-Лоренцо было призвано сто человек — сражаться за демократию. Эту сотню посадили на корабль, направлявшийся в США: там их должны были вооружить и обучить. Но корабль был потоплен немецкой подлодкой у самого выхода из боливарской гавани.

— Эси рюди, сэр, — сказал шофер на своем диалекте, — и быри сито мусеники за зимокарасию.

— Эти люди, сэр, — означало по-английски, — и были "Сто мучеников за демократию".

6. Был у нас, оказывается, такой человек — Мистер Малой. Делал брейкбит (хороший), пел с чудовищным кавказским прононсом, как с аналогом ямайского. В первой половине 90х это было.

7. Впрочем, ещё Ротор именно этим и занимался. Пел одновременно и с диким гопницким выговором (кокни) и с диким ямайским — халидейяя иньяяя саньяяя! хисторрэййййя! икономаййя!

"Юбилейный" кинотеатр

1. 1978 году (1 июня) — в Тюмени открыт новый кинотеатр "Юбилейный".

2. У него есть наружная лестница весьма причудливого конструктивистского вида.

Я приехал в Тюмень в 1980-м году, и очень скоро мне друзья-студенты сообщили, что "Голос Америки" передавал, что в Тюмени построили кинотеатр с лестницей в виде свастики.

Сколько я потом на эту лестницу в разных ракурсах смотрел — свастики так и не нашёл.

Действительно ли передавал что-нибудь подобное "Голос Америки" — не знаю.

3. А за ним была девятиэтажка, а за ней — пятиэтажка. А она — как раз та самая Фабричная 5, где мы с Артуркой и Вовой Бруновым в 1980-81 гг снимали комнату у Клавки с Лёхой. Подробности см. Хлевъ.

4. Давно уж снесли кинотеатр.

"Юность" гостиница

1. Гостиница бывшего ЦК бывшего ВЛКСМ в Москве возле метро Спортивная.

2. В начале 1989-го года, зимой и весной, — там была типа штаб-квартира ростовского товарищества художников "Искусство или Смерть", понаехавшего в Москву чтоб её покорять. Тер-Оганян, Кошляков, Шабельников, Сергей Тимофеев, другие — среди которых и я, Немиров М., автор этих строк.

Это была горбимания, мода на Западе на всё советское, на рашен авангард в частности. Мода была такова, что цена 300 000 долларов за картину современного советского авангардного художника не представлялась такой уж совсем несусветной. Вот один околохудожественый деятель Лёня Жуков, при финансовом содействии ростовского кооператора Капы, и решил на этом заработать, оборудовав в гостинице галерею. А единственными художниками в конюшне, так сказать, Жукова, как раз мы и были — "Искусство или Смерть!".

И вот выгородили часть фойе выгородками, складировали там сотни картин "Искусства или Смерти", привезённые художниками из Ростова, стали готовить выставку.

А пока, там, в галерее, Авдюша с Тимой стали и жить. Ибо жить им было в Москве негде. А другие участники "Искусства или Смерти" — и сочувствующие, которыми товарищество быстро обросло — приезжали туда каждый день сидеть в гостиничном буфете, пить чай, кофе и алкогольные напитки, обсуждать вопросы искусства и жизни — итд. Молодые были! — не лень было каждый ездить и сидеть, и обсуждать, и — — —

Там в буфете, тем более, было пиво бутылочное! Свободно! А в ресторане — портвейн Ереванский круглосуточно — по 5 р с чем-то (В магазинах — 3.80, но ты его тогда найди в магазинах.)

3. В мае 1989 выставка, наконец, состоялась. Выставка называлась "Выставка, которая не считается, потому что все очень плохо". Текст афиши и пригласительного билета был следующий:

"Выставка не считается, потому что все очень плохо.

Унижение вашего человеческого достоинства начнется сразу со входа, когда вам преградит дорогу швейцар. Затем Вы проходите мимо парикмахерской и сортира и, наконец, попадаете в зал.

Жуков, козел, проваландавшись полгода, не смог придумать ничего лучшего, как довериться первому встречному проходимцу Михал Михалычу, который содрал с него три тысячи за то, что обтянул зал дешевой бумагой и сколотил четыре гроба. А мы суточные выпрашиваем как милостыню! И все это называется "арт-салон"!!!

Уже само местонахождение зала оскорбительно для искусства. Он втиснут в закуток между рестораном и кафе. Мы не будем говорить о пьяных харях, матерной ругани поваров и поварих, пошлой кабацкой музыке, непотребного вида девицах. Достаточно того, что прямо через выставочный зал постоянно снуют официанты с подносами, возят горы грязной посуды. Когда ж мы предложили возить, минуя выставочный зал, нам ответили: "Как же мы будем возить через ресторан, там же люди кушают!" Через ресторан, значит, нельзя, а через ХРАМ ИСКУССТВА, значит, — можно?!

И такое отношение всегда. Андрей Соболев. Дятел? Дятлище! Возомнил себя директором, ходит надутый — не подойди! Нанял двух дур набитых, чтобы самому ни фига не делать, а те, по примеру начальничка, тоже ни фига не делают, сидят с важными мордами. "Да в конце концов, арт-салон для художников или художники для арт-салона?!

Впрочем, писать можно еще долго, лучше приходите, сами увидите.

Метро "Спортивная", гостиница "Юность".

Открытие 27 мая в 16 часов.

Выставка продлится до 17 июня."

4. Там же, в день открытия, был осуществлен первый в жизни ростовских художников акт продажи произведения ростовского художника за границу: случайно забредший пьяный швед купил картину — вот хоть убей, не помню чью — за 300 шведских крон: рашен авангард!

На эти 300 крон в "Берёзке" купили три бутылки водки, цена которым была на русские деньги — 30 руб. Ну, хорошо, 45. На чёрном рынке эти 300 крон можно было тогда обменять примерно на 1000 руб. Квартиру на Речном мы снимали за 60 в месяц.

Но это надо было знать места, способы, специальных людей — мы их, конечно, не знали.

5. Шапа тоже там побывал. Приезжал в Москву, на концерт "Соник Юз", останавливался у Вакулы (см.), я его в "Юность" и водил. Про это и стихи есть. Про наши прогулки в окрестностях гостиницы "Юность".

Ах, какой сегодня день такой задумчивый!
Ах, какой он тусклый, матовый, мерцающий!
Ах, какой такой весь заторможенный и сумеречный,
Весь такой короче просто — настоящий.

Весь такой короче он — серейший.
Лед сухой, и снег утоптанный, и небо
Пасмурное, хмурое такое, и шершавое, и сразу речи
Длинные вести скорей неторопливые охота, чтобы

Ах, следить какую-нибудь этакую, например, науку,
Ах, вести беседы о любезности, к примеру, —
Так пойдем же, друг, пойдем скорей вперёд по переулку!
Там отличнейший один, я знаю, есть магазиньеро!

Март, 1989, окрестности метро Спортивная + ноябрь 1989, Тюмень, ул. Республики возле Букинистического магазина, который возле университета.

б: «Ах!» — восклицание. Считалось — а вероятно, и сейчас считается — каким-то не вполне серьезным, а скорее даже весьма глуповатым. Что-то в нем есть карамзинско-маниловское, из эпохи сентиментализма. Вот в стихотворении, собственно, пробуждения ради этих ассоциаций, оно и вставлено. Тем более, далее появляется и сам Манилов, из которого "Следить какую-нибудь этакую, например, науку".

Не у одного меня это так. Маяковский, например, цитируя Пастернака "Ах, когда бы вы знали, как тоскуется", заменял «Ах» на «О!». Ах ему казалось уж чересчур — — —

в: Да. А потом стало иметь место такое дело, что постепенно я привык и стал это «Ах» использовать уже без всяких — — —, а как просто действительно нормальное междометие. Так вот и происходит стирание коннотаций и автоматизация приёмов.

г: «Следить какую-нибудь науку» и пр. — Для уж совсем темных расшифрую: «Сидя в беседке следить какую-нибудь этакую науку, вести беседы о любезности, к примеру, — майский день, именины сердца!» — это представления о счастье Манилова, как он их излагал П.И. Чичикову, убеждая его поселиться рядом и осуществить это все на практике.

д: Ритм — анапестоидный дольник.

6. 10 июля 2010. http://rostov-80-90.livejournal.com/214770.html:

anna_brazhkina: Зовут Капу Кооператора на самом деле Юра Капелевич. В тот момент его кооператив выпускал порошок против тараканов под названием "Коба", расфасованный в баночки из-под детского питания. Кроме мелкого предпринимательства, Юра занимался сочинением бардовских песен, дружил с Тимой, Жуковым и пр. Юрину "Кобу" распространяли многие девушки из поэтической тусовки. Сейчас живет в Иерусалиме, продолжает сочинять, готовит к выпуску книгу

nemiroff: Капа, видимо, не таким уж мелким предпринимательством занимался. Во всяком случае, весной 1989 ему оказалось по силам откупить в Москве на полгода довольно большой кусок фойе гостиницы ЦК ВЛКСМ "Юность", чтобы организовать там "Выставку, которая не считается".

Там, кстати, в этом фойе, и ещё в кафе при гостинице, тогда же зародился довольно известный впоследствии проект "Гуманитарный Фонд" с одноименной газетой, где началась карьера многих чрезвычайно прославленных нынче сочинителей стихотворений и всяких литературтрегеров. Кузьмин, Боде, Рада Анчевская, Лукомников, Урицкий — это первый, пришедшие на ум. И проч. и проч. На базе Искусства или Смерти как таранной художественной силы и Капы как финансовой базы.

По-моему, первые номера опять же Капа и финансировал. Хотя за это ручаться не буду, не знаю точно.

Так что, Центр Силы, который мы из Ростова тогда привезли, — он не только Трёхпрудный и всё, с ним связанное, породил, но и, нечаянным образом — ещё и в литературе сработал.

Ну а потом пути разошлись — с художниками у Жукова не особенно получалось ни дружить, ни картинами торговать, он вернулся к литературе. А у Авдея с Кашлем пошли продажи, им Жуков тем более тоже был уже не нужен. Импрессарио Товарищества стали Севка и Гузель.

anna_brazhkina: Да, Гумфонд — культовое издание тех лет. Спрошу у кого-нибудь, был ли там Капа при делах. И израильский телефон Капы у нас есть... Узнаем, короче.

nemiroff: Чё кого-нибудь? Самого Жукова и спроси. Ты же с ним знакома, наверно

anna_brazhkina: Не, только с Роммом знакома, да и то не сильно. Спрошу у него для начала. Жуков уже в Москве не сильно светился, когда я туда приехала. Даже интересно — готовы они на финансовые темы разговаривать?

nemiroff: Ромм, насколько я понимаю, позже появился, так что про самый первый этап, про нас, Капу и прочее, может вообще не знать.

Урицкий, вроде бы, участвовал во всём с самого начала, с "Юности", и всё это описывал у себя в жж в близком к моему варианте. Года три назад. Юзер http://ubeschur.livejournal.com/

anna_brazhkina: А вот Андрюшу знаю и очень ценю, спасибо, что напомнил, напишу ему