Абзацы

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 16:08, 2 мая 2013; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

шкловский

"Две опасности есть у человека, который начинает писать воспоминания. Первая — писать, вставляя себя сегодняшнего. Тогда получается, что ты всегда все знал. Ты как будто в прошлом читал уже газеты теперешнего дня. В толпе видал главных. Знал ошибки времени и знал главную дорогу.

Когда человек так пишет, то он не видит ничего, потому что он не видит истории, усилий, которые человечество тратит на каждый свой день.

Вторая опасность — вспоминая, остаться только в прошлом.

Бегать по прошлому так, как бегает собака по проволоке, на которую надета ее собачья цепь.

Тогда человек вспоминает всегда одно и то же: вспоминает мелкое. Вытаптывая траву прошлого, он привязан к нему. Он лишен будущего.

Надо писать о прошлом, не вставляя себя сегодняшнего в прошлое, но видя прошлое из сегодняшнего дня."

Это Виктор Шкловский. Сейчас именно с ним связывается манера чуть не каждое предложение выносить в отдельный абзац.

Но это не так: первым, сколько мне известно, это стал практиковать моднейший тогда дореволюционный фельетонист и сатирик В.Дорошевич — хотел привести здесь цитату, да в тырнете его нет, а у меня была его книжка — потерял.

(Есть теперь Дорошевич в интернете. Теперь всё в нём есть. Ещё пять лет назад очень-очень много чего нужного не было, а теперь – хопцаца. Там дальше я его привожу образчик, Дорошевича.)

2.

Я тоже к такому делу всегда был склонен. Но считал, что это западло — слишком легкий путь создания текстового напряжения — и специально заставлял себя писать по-другому.

А ещё есть теперь такая манера письма, когда пишут сверхкоротенькими абзацами в два три слова и вообще без знаков препинания, заменяя их все клавишей энтер. В основном этим барышни и тётеньки занимаются, но и мужского пола персонажи тоже есть.

Производит это (на меня, во-всяком случае) впечатление такое, какое производит на людей какое-то совсем уж оголтелое жеманство. Удручающее, иначе говоря.

Не на меня одного: недавно читал, какой-то Х. высказался о каком-то Игреке: "Да чё вы хотите? Он же посты пишет столбиком! Всё понятно."

И да, это правда: всё сразу становится понятно.

3.

то есть когда
коротенькие посты
оно ещё куда бы ни шло
хотя всё равно раздражает

но когда
так
написана простыня
на три экрана —
о!о!о!о!

4.

Множество народу, кстати, сейчас так стихи пишет. Исходя из принципа

если
каждое
слово
поместить
в отдельную
строчку
— сразу будут стихи!

напиши
любую
фигню,
разбей
на строчки
по слову,
хопа: сразу — стихи!

Универсальный метод, огаога. И, кстати, да: получаются, действительно, стихи. При разовом применении метода — вполне хорошие. Но когда таким способом начинают изготавливать книги стихотворений толпы и толпы… Об этом поговорим подробней, когда дойдём до буквы "В". В сообщении "верлибр".

5.

Хотя, конечно, те, кто пишет в тырнете, и не разбивает текста на абзацы, и не делает пробелы меж ними — тех читать не менее невозможно. Я их из принципа не читаю. Интернет, сама природа его требует писать сравнительно небольшими кусочками — люди ведь читают, сидя навытяжку перед монитором. Не хотите уважить читателя, сделать ему удобно? Ну и хэ вам на рэ.

И это, кстати, одно и то же: писать столбиком, то есть крошить текст на бесчисленные микроабзацы — реально то же самое, что писать вообще огромными безабзацными кусками. Ибо уничтожается сама природа абзаца, как выделенной и сравнительно самостоятельной единицы текста.

А для ритмического и семантического членения на уж совсем микрокусочки — вообще-то специально придуманы знаки препинания. И есть подозрение, что пишущие столбиком — они просто не умеют ими пользоваться, знаками препинания. Вот и жмут на энтер вместо запятой, тире, двоеточия итд.

6.

Гаспаров утверждает (Записи и выписки, М, НЛО, 2000, с. 399), что писать столбиком придумали вообще во времена Нерона:

«Проза Сенеки выигрывает, если печатать её короткими абзацами: видимо, так его и воспринимали, как римского Шкловского или Дорошевича. Но добиться такой разбивки русского перевода не удалось: непривычно.»

Приложение 1.

Большая Советская Энциклопедия под редакцией Р.И. Бухарина. Том первый А – Аколла. Акционерное общество "Советская энциклопедия", Москва, 1929

Абзац, в типографском наборе или в рукописи – отступ начальной строки с левой стороны вправо для нового предложения, параграфа (т.н. "красная строка"). Занимает по типографским правилам не более двух средних по ширине букв, т.е., одного "круглого".

А. называется также при наборе и каждая строфа или куплет стихотворения.

В литературной технике под. А. понимается отрывок письменной речи, заключенный между двумя красными строками. В прозе А. обозначает паузу, подготавливая читателя к переходу к новой, иногда неожиданной, мысли, развиваемой автором, или новому положению героя в повести. А. есть собственно маленькая глава. Говоря о ритме прозаических произведений, необходимо принять во внимание и этот прием А.

Им широко пользовались европ. писатели декадентского направления (напр., П. Альтенберг); у нас до сих пор пользуются им Андрей Белый, Б. Пильняк.

В журналистике (главн. обр. в газетном фельетоне) система коротких А. введена была для придания большей ударности разбиваемому на А. периоду (ввел в 90-х гг. В. Дорошевич, раньше в "Одесском Листке", потом в "Русском слове") и сохранилась у многих провинциальных журналистов до наших дней.

Замечания об А. (как о делении прозаических произвед. на главы) ср. у М. Лопатто, "Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина", изд. "Омфалос", Одесса, 1918.

Дорошевич: "Каторга" (1903)

http://lib.rus.ec/b/13738/read:

"Это было 16 апреля.

Дул порывистый, холодный, пронизывающий норд-вест, пароход кидало с бока на бок.

Я стоял на верхней палубе и всматривался в открывающиеся суровые, негостеприимные, скалистые, покрытые еще снегом берега.

Первое впечатление было безотрадное, тяжелое, гнетущее.

Словно какое-то чудовище, с покрытой буграми спиной, вытянулось, замерло и выжидает добычи.

— Вон место, где погибла "Кострома", — указывает мне капитан.

Я спускаюсь на нижнюю палубу.

Около иллюминаторов на палубе сменяются лица арестантов.

Смотрят, вглядываются в берега острова, где придется кончать свой век.

Замечания краткие, мрачные:

— Сакалин!

— Зима еще!

— Дай поглядеть!

— Не на что и глядеть. Все под снегом.

Качка усиливается. Мы идем Лаперузовым проливом.

Налево — Крильонский маяк. Направо — кипят и пенятся валуны, покрывая "Камень Опасности". Впереди надвигается полоса льда. Льдины застилают весь горизонт.

Право, это звучит горькой насмешкой.

Провезти людей чуть не кругом света. Показать им мельком уголок земного рая — пышный, цветущий Цейлон, дать "взглянуть одним глазом" на Сингапур, этот роскошный, этот дивный, этот сказочный сад, что разросся в полутора градусах от экватора, дать полюбоваться на чудные, живописные берега Японии, при входе в Нагасаки, — на берега, от которых глаз не оторвешь, для того, чтобы привезти после всего этого к скалистым, суровым берегам, покрытым снегами в половине апреля, в эту страну пурги, штормов, туманов, льдин, вьюг и сказать:

— Живите!

Сахалин...

— "Кругом — вода, а в середине — беда!" "Кругом — море, а в середине — горе!" — как зовут его каторжные.

— Остров отчаяния. Остров бесправия. Мертвый остров! — как называют его служащие на Сахалине.

Остров — тюрьма."

приложение 2. жежешные столбики:

менглинская

http://meglinskaya.livejournal.com/533937.html

была вчера на концерте Ленинграда
по своей дурной привычке — удовольствие получить но параллельно сделать сто дел сразу
решила что надо снять закулисье
ну раз я и так и так туда попадаю
все кончилось тем что я бегала высматривая проходки под светом группы туда сюда
сокрушалась что нет телевика чтоб поснимать зал беснующийся -у нас была очень хорошая позиция на балконе
орала что пропущен момент когда фанат залез на сцену ну а потом полетел птицей в зал спасаяь от охранников
ну и тд
короче когда Шнур спросил -как мне концерт?
ответила
ты Сережа поешь очень хорошо но сука очень громко
я очень хочу снять Шнура так как я его понимаю
он очень сложный
я его очень люблю
в машине только его слушаю из русских мужских голосов
не вру еще Утесова
концерт состоял их хитов
это все конечно остается в нулевых навсегда
Рубль звучит в разы актуальнее
но под Рубль не побузишь как под Ленинград
но наверное и время бузы кончается
лузер добровольно отказавшийся участвовать в буржуазной революции не будет героем в десятых
диалектика бля

лесгустой:

http://lesgustoy.livejournal.com/2311099.html

песни северных южан или слыханная непростота Dec. 17th, 2010 at 9:48 PM

на досуге прочитал песни северных южан степановой
http://www.vavilon.ru/texts/stepanova1-1.html
но так и не понял непростого названия этих баллад стилизаций под низовую гороцкую простоту
ну не радио шансон в проекции на поэтическую плоскость но типа того

однако песни западных славян пушкина вполне себе объяснимы хоть и тоже вымышлены
потому что западные славяне всё же есть

допускаю что и северных южан можно объяснить —
м.б. это люди южного происхождения живущие на севере типа в россии

такие например как амирам или я
или какие-нибудь аствацатуров или садулаев из северной пальмиры
или даже сама степанова

но там же в этих степановских песнях северных южан — галимая русская слобода
наше среднерусское простонародье без даже единой татаринки
малейшего объевреинивания или накрайняк
приармянивания и огречивания

а если северные южане — не это — то я уже и не знаю что
можыть хохлы? или южные бутовцы в северном нём жэ?

вот и нахуй было голову морочить людЯм на ровном месте


знаю я село нижневысокое
был там по пути на ясную поляну но там хоть есть какой-то смысел

а тут чисто погремушка для нагона жути смури
и прочей загогульности


или вот
из той же книги м.с. (всё в одномтоме )

стихотворение степановой о посещении могилы иосифа бродского в венеции
называется 3 июля 2004 года ( в твой день рождения мы посещаем кладбище)

http://www.vavilon.ru/texts/stepanova5.html#2

заканчивается этот текст
обращением марии михайловны к иосифу александровичу на ты
как и начинается : прими букет прозрачных авторучек...
и на коду смачно о языке который оставил собеседник собеседнице
что мне темнеет чёрный как доска
какую вытер

замечательно!

...только бродский родился 24 мая а не 3 июля
и если м.с. посещает могилу бродского в день чужого дня рождения
то м.б. она обращается в самом тексте тоже к кому-то третьему?
но тогда всё вообще становится дыбом и колом


На острове, на малом островке
В одну ладонь архангельского чина,
Как в пироге печется, что почило,
О ком едва ли по одной строке,
И в каждой строчке больше цифр, чем литер,
Тем более — чем литер языка,
Что мне темнеет, влажный как доска,
Какую вытер.

...или это не могила бродского

но тогда я вообще ничего не понимаю
что видимо и требовалось
по ходу например

ну вот эта сложность
ну неужели она та самая
что стоило бы противопоставить
неслыханной простоте )
из нашумевшей статьи

впрочем книжка интересна не этим
так что вернусь к ней при случае
не раз

лехаим

п.с.

получилл подсказку
что 3 июля д.р. спутника с коим автор посещал кладбИще
т.е. ты в названии текста и ты в его конце это три разных ты
ппочему не два? да хуй меня знает. ну на всякий случай
чтоб жизнь мёдом не казалась

голышев

http://golishev.livejournal.com/1537304.html

ХАСАВЮРТ — СВЯТ!
...Или Патриарху надо было, вслед за Белковским, Голышевым и прочими негодяями, призывать к "отсечению" Северного Кавказа?..
...отсечение Кавказа даже не должно обсуждаться. Каждый, призывающий к уменьшению российской территории, должен сидеть в подвале на Лубянке...
 http://bukarskii.livejournal.com/944159.html

на всякий случай подтверждаю:
ХАСАВЮРТ — СВЯТ!
ЛЕБЕДЬ И ЕЛЬЦЫН ВСЕ СДЕЛАЛИ ПРАВИЛЬНО!

вагончик "Чечня" и вагончик "Ингушетия" можно отцепить ПРЯМО СЕЙЧАС (русских там не осталось)
Дагестан — тоже (русских там почти не осталось)
Республику Адыгея следует вернуть в состав Краснодарского края
КЧРи КБР разделить на микро-нацавтономии, а дальше смотреть, что проще: включить в состав Ставропольского края или "за борт"
Сев.Осетия — то же самое

ну и понятное дело:
тотальная атестация студентов российских вузов (все, кто не прошел, домой — в аул)
впредь никаких национальныйх квот!
денежный кран насухо закрыть
облавы в местах скопления
кампания в СМИ с призывом: КАЖДОЕ преступление против личности, совершенное "кавказским гостем" должно быть расследовано! президент гарантирует, что ни одно заявление не останется не рассмотренным, по каждому будет проведено расследование
вознаграждение за информацию о "подозрительных кавказцах", снявших квартиру по соседству и т.д.
прописать в законодательстве "черту оседлости": "кавказец", совершивший ДАЖЕ админстративное правонарушение, поражается в правах — не имеет права покидать пределы своего региона (иначе арест и реальный срок)...
........................................

смешно, правда? :-)))

P.S. с чучелом, которое предлагает меня прописать "в подвалах Лубянки", я виделся один раз в жизни
летом 2005-го в кафе "Шоколадница" на улице Чехова
паренек приехал на первый съезд касьяновской политической структуры
как представитель "демократического Приднестровья"
Касьянов — молодец: на его мероприятиях всегда хорошо кормят, иногородним оплачивают дорогу и проживание...
приднестровский еврей-фундаменталист, конечно же, не мог пройти мимо такой халявы :-)))

никаких впечатлений от той встречи у меня не осталось
нечто рыхлое, заикающееся, бессмысленное...

беломлинская:

http://poor-ju.livejournal.com/300738.html

Пишет ЮЛЯ БЕЛОМЛИНСКАЯ (poor_ju) @ 2010-12-16 05:29:00

и на фоне всего этого надо написать очередную статью о поэзии
чо то как то торможу

ленты друзей у меня какие то гвардейские
картинка мира — их них
то ли жовто-блакинтная
то ли красно-коричневая
то ли лево-либеральная

антисемиты мирно пасутся в этих лентах с евреями
красные с чорными
левые с правыми
всех обьединяет одно:
абсолютная ненависть в режиму и власти

как я умудрилась набрать себе таких дружбанов?
а мне то власть — нравиться
я то считаю ее самой некровавой и разумной за всю русскую истрию
и молюсь чтобы эта власть держалась подольше

мне правда от нее ничего не надо
пойду вот на днях застилать чердак парноковой пленкой — от наверняка будущего потопа
у меня вряд ли пройдет чувство радости оттого что живем не при горозном иване
и даже не при алексее тишайшем
и даже не при петре первом и не при ленине-сталине

да все эти шествия не были фашистскими — но конешно слово еврей —
в россии так и не прижилось
в виде положительного
это безусловно нарицательное понятие — но чисто уж сформировавшееся ругательство
очень я попала пальцем в небо сочиняя свою "бедную девушку"
все — "еврей" это ругательство
можно жид — но суть одна
как прилагательное или существительное
как программа — это точно
но совсем иная
называя что-то словом "еврей" — люди имеют ввиду худшие качества и часто свои собственные
"еврей" — это все, что не нравиться

когда я пытаюсь отвечать за всех евреев — я имею ввиду свои этнические корни
но хуйта — про это никто уже и не думает
и даже не пытается выяснять
ну — это вряд ли уж можно изменить
единственное что я могу себе позволить — это называть непрниятные
мне явления и неприятных людей какими-нибудь
другими словами
я все таки не стану ругацца словом "еврей"
стоит ли перестать отвечать за совершенно нелюбящих меня и может даже
не знающих о моем существовании — богатых и успешных, очень много пиздящих хуйни...?
но это — без разницы — я ж все равно — за нынешнюю власть
нету раскладу по которому я могу стать популярной в политике
или полюбить антисемитов
ой нет — как то нет
но они мне не особо мешают
и боятся я никогда не умела
а сон приснился настоящий страшный еврейский:
наша старая квартира на петроградской
и мама и папа и я
и у нас дети но не лиза и поля
а две другие девочки — они наверное уже лизы и поли дочки
им лет по шесть или семь
и зовут из так же "по еврейски" как лиза и поля
их зовут — это мне больше всего понравилось во сне: соня и маня
а я так и мечтаю — чтобы когла нибудь появились еще девочки в семье
и звали бы их мария и софья
а где лиза и поля во сне непонятно
но суть в том что по городу уже идет победившая нац-революция
то есть громят и забирают — как обычно "не своих"
и прямо такой компот из галича — к нам по лестнице грохочут сапоги
и мама говорит: "надо вызвать такси и выйти черным ходом"
и я прямо во сне вспоминаю — что такие сны уже снились в конце восьмидесятых
и мы уже однажды вызвали это такси и вышли черным ходом
но только нам и в тот раз приснилось что за нами пришли

а вот узбекам в киргизии — совсем недавно — не приснилось
в грозном никому ничего не приснилось ни русским ни чеченам
и в югославии ничего некому не приснилось — и тоже не так давно

все равно я никогда не перестану про каждого человека думать:
а он бы меня спрятал?
или выдал? или выдал бы соседку, меня спрятавшую?
просто от рвения или страха
или соседке, меня спрятавшей приносил бы для меня хлеба?
это не та вот известная идиома "я бы с ним в разведку не пошел"
мы никто не разведчики — но каждый может оказаться на месте слова "еврей"
не как плохое — а как вот такое -страшное
на месте "еврей" как "бабий яр" — и в этом яру потом оказались еще многие другие
и я вижу выход один молиться за власть — пока она способна держать стихию революции
и гражданской войны в нашей пост-империи

но одно точно антиправительственные "евреи" — вызывают у меня настоящий ужас
мне кажется что это слепоглухие и к сожалению не немые люди
они грезят по благословенным ельцынским временам с пароходами
фуршетами и телеканалами
как же им было хорошо
я их редко вижу — ну пару месяцев в году — у папы в телевизоре
а вот они тут например

http://khodorkovsky.ru/documents/2010/12/07/13822/

это невозможно процитировать — даже как анекдот — то что литератор поэт "И"
произносит:
"...в одном из самых знаменитых русских романов герой задает себе вопрос: тварь я дрожащая или право имею..."
дальше он про то, что надо пойти к зданию суда и доказать самому себе что нет мол я не тварь и право имею

но ведь "тварь я дрожащая или право имею..." — это раскольников размышляет насчот
того хуйнуть ли ему старуху топором...

вообще если поглядеть эту запись, а там говорят несколько человек — и представить себе — вот это старые взрослые дяди
и вот они не любят нынешнюю власть — а любят предыдущую ту свободу с бандитами и фуршетами
и ч утра до ночи они пиздят в телеке
и вот эти молодые орелики, которые по площадям ходят — и тоже не любят эту власть — но они росли под пиздеж из телевизора вот этих старых козеликов
легко себе представить до какой степени эти молодые этих старых ненавидят
и как все эти старые называются словом "еврей"
и орлуша и парфенов — все до кучи
и вот это точно то за что я отвечать отказываюсь
если они еврей — я нет
я тогда — кавказец
а еще того лучше обрусевший кавказец
я считаю что эти дяди и есть чудовищная пятая колонна — где-то якобы в тылу
у них там всегда красивые барышни работают
когда все мирно на барышень-шпиенок смотреть приятно — но когда такое "море волнуется раз"
по площадям ходит
то очень мне лично стыдно за этих московских насосаных либеральных дядечек
и честно говоря, ходор такой арестант и геройский красавец —
не стану я свистать вослед арестанту и камни кидать
но все ж таки он мне — похуй
а вот с такими защитниками — можно просидеть еще сто лет
потому что это кажется нарошным театром — для того чтобы он сидел дальше
я не могу поверить в такую степень человеческой глупости
у взрослых дядей
которые не "футбольный фанат" — а с понтом "учоный еврей"

вообщем прошу меня с этим никак не ассоциировать
я конешно такая бедная девушка с длинным носом
и неизбывной любовью к окуджаве
который вероятно водружен ими на все их знамена
а может он у них уже и пошлостью считается
это не важно
важно что я не люблю этот коллектив сильной нелюбовью
для меня это более яркая нелюбовь чем брежневские люди и времена

вот еще пример чего то вызывающего у меня отвращение, еще борец "еврей"
http://www.snob.ru/profile/blog/8545/28729?rp=lj

им наверное всем кажется, что они из не шьющих себе ливреи
ну да все ливреи сшиты много раньше — либо ими же при ельцыне
либо отцами дедами при сталине
может и позже при хруще или брежневе...
вообщем бойцы с режимом

не позволяет мне внутренний "еврей" — из моей книжки — то есть "совесть и сопереживание"
мечтать о том
что ненавистная этим "козеликам из тиви"
власть падет
и "орелики с площадей" их таки повесят не
за ноги а конкретно за шеи
и поэтому я — не боец за революцию

ну теперь я с чистой совестью пойду писать о поэзии"