Автобус — различия между версиями
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | == [[ | + | == [[автобус]] == |
+ | '''1.''' Первый А. появляется в [[Тюмень|Тюмени]] летом [[двадцатые|1929]] года. «Его смонтировали в пожарной мастерской на базе [[грузовик|грузовика]]. Маршрут начинался от пристани на берегу [[Тура|Туры]] и заканчивался у Дома Советов (ныне здание [[строительный институт|инженерно-строительной академии]]). | ||
− | + | '''[[тридцатые|1930]].''' На следующий год по улицам города побежали настоящие, заводского изготовления автобусы. | |
− | + | '''1934.''' В Тюмени были введены три маршрута. | |
− | + | '''2. [[сороковые|1946]]'''. Про послевоенные Тюменские автобусы сообщает человек по фамилии Попов (не Дмитрий): "Спросил бабку ([[1917]] г.р.), что там с автобусами. Далее с ее слов. | |
− | + | - Перед войной были, были... Плохо помню. А вот после войны - помню. Я еще раз выпала из него, чуть не разбилась. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | - Перед войной были, были... Плохо помню. А вот после войны - помню. Я еще раз выпала из него, чуть не разбилась. | + | |
- ??? | - ??? | ||
− | - Да какие автобусы-то были? Бортовые машины, у бортов лавочки, а посередине палка была, за нее держались те, кто стоял. Вот я садилась на него, а он поехал неожиданно. Ну я и назад и упала. " | + | - Да какие автобусы-то были? Бортовые машины, у бортов лавочки, а посередине палка была, за нее держались те, кто стоял. Вот я садилась на него, а он поехал неожиданно. Ну я и назад и упала. " |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
+ | '''5. [[1961]]. [[двадцать второй съезд|22 съезд КПСС]]''': [[Хрущев]] объявляет, что [[коммунизм в 1980 году|нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме]]. А привыкать жить при нём - нужно уже сейчас. | ||
+ | Главное, что будет при коммунизме - высокая [[сознательность]] людей. И - нужно уже сейчас воспитывать эту сознательность. | ||
+ | Вот для воспитания этой сознательности в городском транспорте были отменены [[кондукторы]]. Чтобы люди без внешнего принуждения, сами, расплачивались за проезд. | ||
+ | Для этого в автобусах были установлены кассы - такие железные ящички (сверху - прозрачные, плексигласовые) с прорезью сверху же, сбоку - ручка. | ||
+ | Кидаешь в этот ящик [[пятак|пять копеек]], откручиваешь ручкой себе билет, отрываешь его - проезд оплачен. | ||
+ | 6. Сознательность граждан оказалось не очень высокой, многие начали ездить, не опуская в кассу [[деньги|денег]] и не отрывая билетов. | ||
+ | А другие, ещё менее сознательные, научились такому трюку: они в этих кассах билет - отрывали, а деньги в кассу за него - не клали. | ||
+ | Поскольку в наших автобусах наличествует, особенно по утрам, очень большая [[давка]], то оплата проезда осуществлялась так: люди со всего автобуса передавали деньги - проезд стоил пять копеек - в направлении кассы, а человек, стоявший возле нее, эти деньги в кассу опускал, билеты отрывал и передавал назад. | ||
+ | Некоторые граждане, например, автор этих строк, в первой половине [[восьмидесятые|1980-х]] студент Тюменского [[университет]]а, систематически не имея денег, даже на просто [[хлеб]], чтобы его есть, и на [[папиросы]], чтобы их курить, поступал так: заходил с утра в автобус, пробивался к кассе, и передаваемые пассажирами деньги в кассу опускал - но не все. А часть прятал в кулаке. | ||
+ | И, таким образом, за одну поездку насобировывал и на хлеб, и на папиросы. | ||
+ | Это было зимой с [[1981]] на [[1982]] год. | ||
+ | '''7.''' Поэтому вскоре появились [[контролеры]], проверявшие их наличие. А в случае отсутствия наличия, - штрафовавшие нарушителей. | ||
+ | Такое устройство оплаты проезда на городском транспорте в Тюмени продержалось до середины 1980-х, когда кассы были заменены талонами и компостерами. | ||
+ | А с середины [[девяностые|девяностых]] возродился и институт кондукторов. | ||
+ | Так вот и не построили Коммунизма. | ||
+ | '''8. В 1982 году''' – 81 маршрут. [[Иваненко]], с.262 | ||
− | [[ | + | Важнейшими маршрутами были [[семнадцатый автобус|17]] и [[тридцатый автобус|30]]. Они шли по всей [[Республики|Республике]] и затем – в [[первый микрорайон|первый-третий микрорайоны]]. А я там жил. В [[1983]] – [[1985]], и потом в [[1985]] – [[1986]]. |
Версия 11:28, 23 января 2014
автобус
1. Первый А. появляется в Тюмени летом 1929 года. «Его смонтировали в пожарной мастерской на базе грузовика. Маршрут начинался от пристани на берегу Туры и заканчивался у Дома Советов (ныне здание инженерно-строительной академии).
1930. На следующий год по улицам города побежали настоящие, заводского изготовления автобусы.
1934. В Тюмени были введены три маршрута.
2. 1946. Про послевоенные Тюменские автобусы сообщает человек по фамилии Попов (не Дмитрий): "Спросил бабку (1917 г.р.), что там с автобусами. Далее с ее слов.
- Перед войной были, были... Плохо помню. А вот после войны - помню. Я еще раз выпала из него, чуть не разбилась.
- ???
- Да какие автобусы-то были? Бортовые машины, у бортов лавочки, а посередине палка была, за нее держались те, кто стоял. Вот я садилась на него, а он поехал неожиданно. Ну я и назад и упала. "
5. 1961. 22 съезд КПСС: Хрущев объявляет, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. А привыкать жить при нём - нужно уже сейчас.
Главное, что будет при коммунизме - высокая сознательность людей. И - нужно уже сейчас воспитывать эту сознательность.
Вот для воспитания этой сознательности в городском транспорте были отменены кондукторы. Чтобы люди без внешнего принуждения, сами, расплачивались за проезд. Для этого в автобусах были установлены кассы - такие железные ящички (сверху - прозрачные, плексигласовые) с прорезью сверху же, сбоку - ручка.
Кидаешь в этот ящик пять копеек, откручиваешь ручкой себе билет, отрываешь его - проезд оплачен.
6. Сознательность граждан оказалось не очень высокой, многие начали ездить, не опуская в кассу денег и не отрывая билетов.
А другие, ещё менее сознательные, научились такому трюку: они в этих кассах билет - отрывали, а деньги в кассу за него - не клали.
Поскольку в наших автобусах наличествует, особенно по утрам, очень большая давка, то оплата проезда осуществлялась так: люди со всего автобуса передавали деньги - проезд стоил пять копеек - в направлении кассы, а человек, стоявший возле нее, эти деньги в кассу опускал, билеты отрывал и передавал назад.
Некоторые граждане, например, автор этих строк, в первой половине 1980-х студент Тюменского университета, систематически не имея денег, даже на просто хлеб, чтобы его есть, и на папиросы, чтобы их курить, поступал так: заходил с утра в автобус, пробивался к кассе, и передаваемые пассажирами деньги в кассу опускал - но не все. А часть прятал в кулаке.
И, таким образом, за одну поездку насобировывал и на хлеб, и на папиросы.
Это было зимой с 1981 на 1982 год.
7. Поэтому вскоре появились контролеры, проверявшие их наличие. А в случае отсутствия наличия, - штрафовавшие нарушителей.
Такое устройство оплаты проезда на городском транспорте в Тюмени продержалось до середины 1980-х, когда кассы были заменены талонами и компостерами.
А с середины девяностых возродился и институт кондукторов.
Так вот и не построили Коммунизма.
8. В 1982 году – 81 маршрут. Иваненко, с.262
Важнейшими маршрутами были 17 и 30. Они шли по всей Республике и затем – в первый-третий микрорайоны. А я там жил. В 1983 – 1985, и потом в 1985 – 1986.