Автобус
1929
Первый А. появляется в Тюмени летом 1929 года.
«Его смонтировали в пожарной мастерской на базе грузовика. Маршрут начинался от пристани на берегу Туры и заканчивался у Дома Советов (ныне здание инженерно-строительной академии).
На следующий год по улицам города побежали настоящие, заводского изготовления автобусы.
В 1934 году в Тюмени были введены три маршрута.»
(Тюмсити)
1946
Про послевоенные Тюменские автобусы сообщает человек по фамилии Попов (не Дмитрий):
"Спросил бабку (1917 г.р.), что там с автобусами. Далее с ее слов.
- Перед войной были, были... Плохо помню. А вот после войны - помню. Я еще раз выпала из него, чуть не разбилась.
- ???
- Да какие автобусы-то были? Бортовые машины, у бортов лавочки, а посередине палка была, за нее держались те, кто стоял. Вот я садилась на него, а он поехал неожиданно. Ну я и назад и упала. "
1961
22 съезд КПСС: Хрущев объявляет, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.
А привыкать жить при нём нужно уже сейчас. А главное, что будет при коммунизме - высокая сознательность людей. И - нужно уже сейчас воспитывать эту сознательность. Вот для воспитания этой сознательности в автобусах - и троллейбусах и трамваях - были отменены кондукторы. Чтобы люди без внешнего принуждения, сами, расплачивались за проезд.
Для этого в автобусах были установлены кассы - такие железные ящички (сверху - прозрачные, плексигласовые) с прорезью сверху же, сбоку - ручка. Кидаешь в этот ящик пять копеек, откручиваешь ручкой себе билет, отрываешь его - проезд оплачен.
Сознательность граждан оказалось не очень высокой, многие начали ездить, не опуская в кассу денег и не отрывая билетов, поэтому вскоре появились контролеры, проверявшие их наличие. А в случае отсутствия их, штрафовавшие нарушителей.
Такое устройство оплаты проезда на городском транспорте в Тюмени продержалось до середины 1980-х, когда кассы были заменены талонами и компостерами.
А с середины 1990-х возродился и институт кондукторов.
1981 11
Кассы на талоны на компостеры были заменены вот почему.
Потому что не желавшие платить за проезд граждане научились вот какому трюку: они в этих кассах билет - отрывали, а деньги в кассу за него - не клали.
И более того: поскольку в наших автобусах наличествует - особенно по утрам - очень большая давка, то оплата проезда осуществлялась так: люди со всего автобуса передавали деньги - проезд стоил пять копеек - в направлении кассы, а человек, стоявший возле нее, эти деньги в кассу опускал, билеты отрывал и передавал назад.
И вот: некоторые граждане - например автор этих строк, в первой половине 1980-х студент Тюменского университета, систематически не имея денег, даже на просто хлеб, чтобы его есть, и на папиросы, чтобы их курить, поступал так: заходил с утра в автобус, пробивался к кассе, и передаваемые пассажирами деньги в кассу опускал - но не все. А часть прятал в кулаке. И таким образом за одну поездку насобировывал и на хлеб, и на папиросы.
Так вот в результате и не построили коммунизма в СССР.
1982
В 1982 году – 81 маршрут. Иваненко, с.262
счастливый билет:
В Перми в декабре 2009 - при каждой поездке попадался. Поразительно. Я их все сохранил и привёз – но как-то постепенно они потерялись. Так оно и в общем вышло: в Перми просто Пёрло Щастье, а дома - постепенно рассосалось.
2010
Альбом аРрока "ачОча" – вкладку хотели сделать из этих билетов. Но забыли потом.
Ну, для "Человека будущего" можно будет сделать. Он же про Счастье, альбом. Там прямо и утверждается: нет, щастие – есть.
а вот
Вот такую и хотели. И надо! :
отсюда: - http://valaamov-osel.livejournal.com/66884.html?nc=4&style=mine
anna_brazhkina: У Германа Дижечко практически такая же работа была в середине 1990-х (он же и художествами занимался, знаешь?).
ad_zoo: у меня больше коллекция :)