Автоматизация приемов

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

(2000, осень)

Есть такое печальное явление в жизни мастеров художественного слова. Это вот что.

Это когда сама собой к слову "кровь" выскакивает рифма "любовь", а к "морозы" - "розы". Или, например, решил трагедию в стихах написать - тут сам собой начинает Васисуалием Лоханкиным завывать белый пятистопный ямб: «Волчица ты, тебя я презираю! Волчица наглая и мерзкая притом!» Или у Блока: как взялся за перо, с целью стихотворение стихосотворить – тут же, сами собой, выскакивают "вьюга", "гибель" и так далее. На это есть замечательная пародия И.Сельвинского, жалко, наизусть я ее не помню, а в сети – что интересно – ее нет.

Или Пастернак 1920-х: «Лейтенанта Шмидта» я себя еще заставил осилить, но «Девятьсот Пятый Год» и "Спекторского" - так ни разу не сумел: все они написано исключительно самими собой, автоматически, без вмешательства сознания автора, действующими приемами, в которых П. набил руку, и они - - -

Или хоть я сам: как что куда чего, так тут же сразу "блять на хуй" и "охохо-ойойой". А ведь я, кстати, собственно, в свое время как раз и придумал эти "блятьнахуй" как инструмент пародирования автоматизации речи и приемов – и как машину деавтоматизации! Но со временем оно само превратилась в средство этой автоматизации.

напрягаться надо

Печальная вещь. И что? И то: напрягаться нужно! Каждый раз нужно именно изо всех сил напрягаться , и делать все не так, как навык автоматически тянет сделать, а стараться сделать совсем по-другому.

Но это, как ни странно, - тяжело. Казалось бы – что тяжелого, сиди, раскидывай мозгами, получай за это деньги, славу и восторг поклонниц. Но вот – тяжело. Мозги раскидываться и растекаться мыслью по древу не желают никак, а все норовят бубнить по проложенной колее. И начинается не что иное, как сплошное пустословие - ну, а это уже такая стадия развития человеческой личности, что, в общем, если быть честным человеком, нужно бросать это дело (изготовление художественных произведений для людей) и переквалифицировываться в управдомы.

в управдомы

Да не так это легко, переквалифицироваться в управдомы. На всех бывших поэтов никаких управдомских мест никакое государство не напасется! И вот масса людей, которые, было дело, когда-то в юности написали несколько живых строк, продолжают, и продолжают, и продолжают...

Тянем, тянем, слово залежалое,
Пишем мы и вяло и темно,

- как верно заметил Д.Самойлов.

"Профессиональная поэзия", ужасная вещь! Человек приобретает общественный статус стихотворца и становится затем обязан его поддерживать новыми сочинениями, - то есть вынужден строчить всякую мутную мудоту, высосанную из пальца. "Без божества, без вдохновенья", а на одном указанном автоматизме.

короче, по Кушнеру:

Я старости боюсь: она стихов не хочет,
Стыдится их, брюзжит, а коль сама их пишет,
То сна они бледней и выжимки короче,
И бедный их узор бесцветной ниткой вышит.

И жаждет простоты! Уж лучше б воровала!
Скупа она, скучна, и так афористична,
Что все ее стихи как раз для пьедестала,
Смешно на нем стоять. Опомнись: неприлично!

Дождем тебя зальет, плечо изгадит птица.
Когда ослабит жизнь горячее объятье,
Не страшно умереть, а страшно превратиться
В хранилище добра и мудрости исчадье.

Поэтов надо в лес на санках, как эвенки,
Свозить, когда им лет под семьдесят, чтоб фальши
Не слышать, пусть сидят, уткнув лицо в коленки,
Под семьдесят, в глухом лесу, а то и раньше!

(1996)

Только Кушнер какой-то здесь невиданный либерализм разводит: под семьдесят? Под тридцать пять!

20е

Советская власть, между прочим, в 1920-е годы это понимала. И соответственно поступала: она платила, например, как это сообщает Надежда Мандельштам (Н.Мандельштам. Воспоминания. - М.: Согласие, 1999, с.139), пенсию Мандельштаму "за заслуги в русской литературе при невозможности данного писателя использовать в советской". "А вот Анне Андреевне не нашли ничего лучшего, - язвит Надежда Яковлевна, - чем выдать пенсию по старости, хотя ей было около тридцати пяти лет".

А чего язвить? Все правильно, очень разумно.

сельвинский

Вот нашёл начало этой пародии Сельвинского:

Над Невою та-тА-та вьюга
Об тА-тата та-тА лицо
Ты тА-тата тА-тата подруга
И татА тата-тАта кольцо

и так строфы четыре.

Очень смешно.

2005 10

Так же, увы, и с Тюменщиками вышло.

Когда я их придумал – в конце 1980-х – и когда ещё делал первые выпуски (первый – октябрь 1995) – это была охуительная вещь, невиданная и неслыханная. А теперь, десять лет спустя…. Вся свежесть выдохлась, всё - - -

Теоретически, их теперь надо уже выкинуть и забыть.

А практически – всё-таки жалко. Многолетний блять труд!

О!