Азиза

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

март 1998

Узбекская певица позднего СССР. Следующие сообщения о сей имеет смысл сообщить, ибо это есть немного познавательно, причем в разных смыслах.

середина 1980-х

Начинает иметься на телеэкранах, сначала в качестве участницы узбекского же (ташкентского) ВИА "Ялла", затем и сольно.

До самого конца 1980-х она называется не просто Азизой, как теперь, а Азизой Нурмухамедовой. Ибо советская власть таких шуток отнюдь не одобряла. Ибо понимала - сначала дозволишь называть себя именами, не положенными по уставу, потом придется разрешить с выбритыми висками ходить, не успеешь оглянуться - уже клуб Шандора Петефи заведется!

Советская власть это понимала и пресекала, а когда понимать и пресекать перестала - клуб Шандора Петефи, действительно, тут же и завелся, и - - -

восточная экзотика

Если не живший в те годы в СССР читатель решит, что А. изо всех сил являла глазу и слуху советского человека восточную экзотику, он ошибется.

Азиатское свое происхождение ею не только не акцентировалось, но, напротив, всячески затушевывалось. Она изо всех сил старалась быть среднесоветской эстрадной исполнительницей без хоть каких-либо отличительных особенностей, и ею действительно была: среднесоветской, третьего разряда, совершенно без каких-либо особенностей.

Ибо восточная экзотика не увлекала советского человека.

Евразийцы да гумилевцы с их Россией, которая, дескать, мост меж Европой и Азией или даже вообще скорее Азия, нежели Европа - все это были умственные умствования интеллектуалов; обычный советский человек был низкопоклонник перед Западом, причем перед любым, даже перед какой-нибудь Эстонией или Ригой, а всякую Азию искренне презирал: чурки и чучмеки.

На самом деле, вот как раз Запад, вот кто гораздо больше проявлял интереса к Востоку, причем отнюдь не только умники, а массы населения: Клеопатра, Шахерезада, Магриб, Вавилон, Лоуренс Аравийский, "Приключения Синдбада Морехода", Тибет, дзен, Кришна, Шива - все это именно западные культурные мифы, отнюдь не советские. А в СССР если и распространявшиеся среди опять же умников - так опять же ради низкопоклонства перед Западом: там всем этим принято увлекаться - и мы будем.

Из низкопоклонства перед все тем же Западом, кстати, и все евразийство с его антизападной риторикой: мы не просто тоже будем, мы - еще в тысячу раз сильней всем этим увлекаться будем!

Возвращаясь к Азизе: никакой народной любовью она по всему вышеуказанному не пользовалась, а по телевизору была показываема только в порядке республиканской квоты. (Всякая республика СССР имела право иметь своего эстрадного представителя на телевидении: Йак Йола, Теннис Мяги, Анна Вески, Лайма Вайкуле - от прибалтов, Полад Бюль-Бюль-Оглы от Азербайджана, Роза Рымбаева из Казахстана, Азиза от Ташкента. )

телевизор

Тем не менее, звездой советской эстрады - хоть и не из первого ряда - она все же была.

Понятно, почему: по телевизору ее показывали регулярно. А это и в СССР, и в нынешнем б - СССР (бывшем СССР) делает показываемого звездой - автоматически.

Поэтому и с гастролями по стране она разъезжала, и залы - собирала.

1990, сентябрь:

участие в убийстве Талькова.

Был такой поп-певец в СССР конца 1980-х, Игорь Тальков.

Являлся чудовищно упошленным вариантом Есенина - ну, примерно, был как бы глазуновской иллюстрацией к Есенину - пел чудовищно бесталанные и чудовищно банальные песни - но был "патриот", был бородат и голубоглаз, лицом делал страдание о Родине, умученной от жидов – и имел в результате немалое число поклонниц.

И в начале сентября 1990 года - был убит в Ленинграде из пистолета прямо на концерте!

И Азиза - участвовала в этом! Более того - была непосредственной причиной!

История всего этого является темной и невнятной, обросшей домыслами и гипотезами (в том числе, конечно, и о евреях, целенаправленно убивших русского поэта), официальная версия событий, как можно понять из газетных сообщений, состоит сейчас в том, что имелся сборный концерт, в котором среди прочих участников была и Азиза, которая и закатила скандал Талькову из-за очередности выступления.

Тальков не уступал, Азизу поддержал покровительствовавший ей представитель тогда уже расцветших вовсю бандитов по фамилии Малахов, который начал Талькова бить, тальковский импрессарио - и, действительно, еврей - был вооружен и начал стрелять, но попал он не в - - -, а в Талькова.

В сентябре 1990 года общественность еще к таким нравам в среде народных артистов была непривычной, возмущение народное было велико, но история окончилась ничем: Талькова похоронили, Малахов бросился было в бега, но через неделю явился с повинной, был арестован, но затем отпущен за отсутствием состава преступления; тальковский же импресарио, который сейчас и считается убийцей по неосторожности, тотчас же после похорон уехал в Израиль и в Россию с тех пор не показывается.

Карьере же Азизы на этом пришел конец. Она тут исчезает с экранов ТВ, пластинки больше не выходят, гастроли не --- ---

1997

Ан все ж какие-то все-таки в ней особые качества, значит, есть: ибо сейчас, в 1997 году, все же сумела она вынырнуть из омута забвения, и теперь снова она на ТВ, и снова она на страницах всяких "Мегаполис-Экспрессов", и - - -

Это дело, как известно, крайне непростое. Ибо - сначала нужно найти кого-то, у кого есть очень до фига денег, и суметь убедить его потратить их на проталкивание сей на экраны телевизоров, на обложки журналов и полосы газет. Да притом не на простое проталкивание, а на проталкивание в условиях повышенного сопротивления среды - убийца Талькова! Тут гораздо больше нужно денег, чем обычно!

Да еще в условиях, когда сей уж наверное, под сорок - а вокруг легионы малолетних красоток, которые не меньше оной жаждут быть кем-нибудь проталкиваемы на ТВ, и готовых за это на любые тяжкие.

Следовательно, какие-то особые качества в ней, несомненно, есть, если она сумела-таки это осуществить.

шахерезада

И теперь как раз, между прочим, она стала свою азиатскость всячески акцентировать и изображать из себя эту самую Шахерезаду - и именно по той самой вышеуказанной причине: с целью угодить низкопоклонству перед западом советского человека.

Ибо теперь советский человек стал уже знаком с западной массовой культурой, и обнаружил, что ею-то всякая восточная экзотика как раз очень приветствуется.

Ну раз так, тогда, конечно, и мы!

17 марта 1998

Для Оганяна объясняю.

Для Авдея Степановича Тер-Оганяна, который все время выражает недовольство моими сочинениями: пишешь, дескать, вроде много, но все получается какая-то путанная ерунда, относительно которой непонятно, что же ты этим хотел сказать? Зачем ты все это все-таки написал ? "История, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но не имеющая никакого смысла."

Объясняю.

Я этим хотел сделать четыре вещи.

а: Зафиксировать для истории факт существования среди прочих явлений Вселенной также и сего. Ибо если не я, то кто же?

б: В связи с этим - охарактеризовать русско-азиатские культурные контакты в позднем СССР.

в: Пнуть лишний раз "евразийцев" и разоблачить еще раз фантастический и высосанный из пальца характер их теорий.

г: Написать некое сообщение, которое было бы построено следующим образом:

- сначала - более-менее подробное и бесстрастное описание некоего привычного и банального факта бытовой жизни, но с нахождением в нем малоизвестных и занимательных сторон, - затем - переход на связанные с этим утверждения довольно-таки глобального характера.

Ибо хочется мне, чтобы такого рода рассуждения были не сами по себе, из пальца и потолка, как у всяких философических мыслителей, от Шопенгауэра до всех прочих, а чтобы они возникали в результате и ходе рассматривания каких-либо конкретных проявлений жизни, и причем бытовой.

Потому что мне - именно так нравится.

А раз нравится – почему я себе должен это запрещать?

клуб петефи

Да, про клуб Шандора Петефи нужно рассказать – что это такое, и почему так страшно, что он может вдруг завестись. А то новые поколения такого уже и не знают.

Это – в следующий раз.