Азимов

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 16:57, 2 мая 2013; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

2013 04

Весной 2008 я сдуру и неизвестно зачем (так получилось!) составил био-библиографический трактат об Азимове в две сотни страниц. Тут его публиковать нет смысла, вот из него выдержки: мои конспектированные пересказы некоторых его сочинений:

1938: третий рассказ: "Затерянные около Весты"("Marooned Off Vesta").

И опять Кэмпбелл не взялся его издавать.

Азимов тогда посылает его в "Amazing Stories". И Раймонд Палмер, редактор Эмейзинг, принимает рассказ к публикации, выписав ему чек на 64 доллара. Это был первый принятый к печати рассказ Азимова. С момента написания Азимовым первого рассказа прошло 4 месяца. Опубликован будет, правда, только в августе 1939 – почти спустя год после принятия. Так что первым опубликованным стал не он - см. далее.

2. (В русском переводе рассказ составляет 29 200 знаков, 10 стр А-4 12 кеглем через 1 интервал. – мн.

Если принять тогдашний доллар равным пяти нынешних – то это 320 баксов.

Не то, чтобы много – но и не совсем чтобы очень мало. Для первой публикации девятнадцатилетнего автора – вполне даже ничего. Тем более, что я не уверен что тогдашний доллар равен пяти нынешним. Может, и десяти.)

3. Сюжет? Пожалуйста.

Пояс астероидов. В нём – пассажирский космический лайнер будущего. Вернее – обломок этого лайнера, ибо произошла катастрофа, все погибли, лишь один отсек уцелел. В нём трое. У них на троих один скафандр, один лучевой пистолет, еды на неделю, воды – аж на год (весь корабельный запас воды у них в отсеке – так получилось), бутылка марсианской джабры, но вот воздуха – только на три дня.

Они находятся на орбите вокруг Весты – одного из самых крупных астероидов. Веста населена – там живут люди, там есть обсерватории, горнодобывающие выработки. До неё всего 400 – 500 км. Но как их преодолеть? Неужто погибнуть в расцвете сил мучительной смерть от удушью в шаговой близости от места спасения? (СОС они не успели передать, так что искать их никто не станет.)

Нет, не погибнуть. Благодаря знанию законов небесной механики, факта того, что вода в пустоте сразу и замерзает и кипит, и принципов реактивного движения эти трое находят метод спасения.

- Рассказик, конечно, довольно ученический, но неплохой. На крепкую четвёртку.

4. Что до морали, какую можно извлечь из рассказика – то она, например, такова: подростки США в 1939 – основная аудитория НФ-журналов – довольно неплохо были осведомлены и о применении Третьего закона Ньютона к космическим полётам, и об условиях навигации в открытом космосе вообще и в Поясе астероидов в частности.

Азимову, во всяком случае, этого объяснять в рассказе не пришлось: то есть, это считалось безоговорочно входящим в состав базовых знаний читателей о мире – «прессуппозиция», она же «презумпция», как это называется в лингвистике.

5. Кстати, советские подростки – тоже были вполне осведомлены об этом всём! В рассчитанных именно на подростков популярных журналах «Техника – молодёжи» и «Знание – сила» в конце тридцатых регулярно печатались статьи о принципах ракетного движения и о всяком прочем освоении Космоса. Вот, например, одна из таких статей:

Проф. Г. Покровский. Ракетный вокзал (ТМ 1937, 12), рисунки автора:

http://wiki.nmrv.ru/index.php/тм_1937_12_Ракетый_вокзал:

"Одна из наиболее, трудных задач, связанных с проблемой ракетного движения, — это приземление ракеты.» Итд.

Картинки оттуда:

tm-1937-12-raket-vokzal-03.jpg"

tm-1937-12-raket-vokzal-01.jpg"

Сам ракетный вокзал

1941 Логика / Reason

Второй рассказ о роботах. Первое появление Донована и Пауэлла – сквозных персонажей серии.

Они, Пауэлл и Донован прилетают вместе с новейшим роботом на космическую энергостанцию, чтобы робота там установить и с ним совместно работать. Чтобы он работал.

Энергостанция – она вырабатывает солнечными батареями электричество, потом энергетическими лучами передаёт её на Землю, Марс, прочие орбитальные поселения, разбросанные в космосе. Робот разработан так, что он должен непрерывно контролировать направление этих энергетических пучков – малейшее отклонение – и пучок попадёт не на приёмную станцию, а начнёт гулять по поверхности Земли, сжигая и уничтожая всё как меч божий. Вот Пауэлл и Донован, совместно с роботом, должны следить, чтобы этого не случилось. Чтобы все стрелки были на нуле и если отклоняться хоть на миллиметр – их тут же ставить снова на нуль.

Там, на станции, ещё много других роботов, исполняющих эту работу – а этот, новый, сверхусовершенствованной модели, должен ими командовать – а Пауэлл и Донован должны следить, чтобы командовал правильно. Тем более, на Солнце как раз сейчас большой выброс протуберанцев, по космосу идёт нейтринная буря невиданной силы, которая будет сбивать лучи – и во избежание последствий надо станцию временно вообще выключить. А то – – –

И что? И то: робот взбунтовывается!

Он запирает людей в одном из отсеков, объясняя им – у него, робота, есть самосознание, он много думал о Вселенной – пока был упакован в ящик, когда хранился на складе, – и понял, что у неё (Вселенной) должен быть Создатель. И что он убедил в этом и остальных роботов на станции – и они вместе будут Создателю служить – а чтобы люди не мешали – не пытались отключить Станцию – они их временно изолируют. Для их же блага – Создатель может разгневаться на их неразумие, и тогда будет полный Ужос.

И что? И то: П. и Д. сидят в подвале и обсуждают, что им делать – и ничего не могут придумать. Нейтринная буря тем временем идёт, приходит, проходит – Донован и Пауэлл представляют себе сожженные сбившимися энерголучами города, орбитальные станции, невиданные разрушения и миллионы трупов – тут робот их выпускает. Донован бросается к записям приборов, чтобы посмотреть, что же натворилось за время их сидения в подвале – оказывается ничего! Все стрелки всё время, несмотря на бурю, роботы твёрдо держали на нуле – сами, без человеческого вмешательства! Как так?

– Мы добросовестно служили Господу и исполняли при этом все положенные ритуалы – отвечает сумасшедший робот. А ритуалы эти как раз и состояли в том, чтобы держать стрелки на нуле! – А ваша, люди, историческая миссия, окончена – сейчас за вами прилетит корабль и отвезёт вас в лучший для вас мир, где все такие, как вы – объясняет им робот. На Землю, то есть. Я уже попросил Господа. чтобы он устроил вашу судьбу так, как вам лучше. (Вызвал, то есть, земной корабль, который их заберёт).

И что делать? А то и делать, понимают Д. и П. , что ничего не делать. Раз религиозно осумасшедшевшие роботы работают ещё лучше, чем простые – пускай так и будет.

А открывателя роботической религии робота КТ-1 они решают в виде пророка провезти по остальным энергостанциям, чтобы он и тамошних роботов обратил в свою религию – чтобы они тоже стали работать ещё куда более надёжней – исполняя ритуалы этой роботорелиги.

http://cyber-city.ru/index.php?act=Print&client=printer&f=33&t=351

Подробная статья об азимовских роботах, законах роботехники итд.

1941 Лжец / Liar!

Третий рассказ о роботах. Первое появления Сюзен Кальвин – ещё одного сквозного персонажа робоцикла.

Именно в этом рассказе впервые сформулированы Три закона Роботехники; сформулировал их Кэмпбелл во время обсуждения идеи с Азимовым.

Первое появление робота-телепата – идея эта неожиданно возродится у Азимова сорок с лишним лет спустя, в 1980-е, в романах, соединящих цикл о роботах с историей Галактической Империи и Основания.

1941 Приход ночи / Nightfall

Есть одна цивилизация, она находится на планете, которая находится в системе из шести звёзд. Поэтому там вечный день – хоть два солнца одновременно, да светят. Поэтому у них совсем нет астрономии. Они считают свой мир – Вселенной, и о том, что за пределами их звёздной системы есть миллиарды квинтиллионов всего, – даже и не догадываются. Тем не менее, у них достаточно развитая цивилизация – на уровне середины земного двадцатого века.

А есть ещё одна секта, которая активно предвещает: Цикл идёт к концу, в их священной и тайной Книге записано – мир каждые 2400 лет уничтожается в огне за грехи – покайтесь же, безумцы! Секта объявляет и точную дату Конца Света. В их изложении, Конец будет такой – наступит Ночь (неизвестно, что это), придут Звёзды (тоже неизвестно, что это), все сойдут с ума, и мир погибнет в Огне.

Секта тоталитарная, крайне агрессивная, антикультурная, антитехнологическая, кроме своей тайной Книги они ничего не признают – а всё остальное призывают разрушить и уничтожить.

И она – находит полержку масс, число её приверженцев быстро растёт – дела на планете временно идут не очень, экономический кризис и вся прочая фигня; власти, короче, обеспокоены и хотят секту запретить, но боятся ответного бунта.

2. А есть одна археологша, она производит раскопки на месте одних древних развалин. И она обнаруживает – там их не менее пяти слоев, каждому примерно по две с половиной тысячи лет – и в каждом цивилизация постепенно достигает вполне приличных высот, но самый верх каждого слоя обуглен огнём и всё уничтожено – и начинается следующий слой, который начинается с дикости и варварства.

3. А ещё там есть гений-математик, их Коперник, Ньютон и Эйнштейн в одном лице, и он, наблюдая за движением светил, вычисляет, что в этой системе есть ещё одна планета, невидимая в свете шести солнц; и что вскоре светила расположатся все на одной линии – а невидимая планета их заслонит – и всё это произойдёт как раз в тот день, на который сектанты-фанатики назначили Конец Света!

Математик – а он знаком и с данными раскопок археологши – обеспокоен, пытается обратиться к властям; продажные и бессмысленные те посылают его нафил; он пытается выяснить у сектантов, что именно написано в их Книге, что такое Ночь и Звёзды – те тоже посылают его, радостно объявляя, что вот скоро, скоро, Ночь и Звёзды придут – вот мы устроим вам, погрязшим в грехах умникам, каздец.

Тогда математик с учениками решают запереться в лаборатории и переждать этот Приход Ночи – и наблюдать.

4. И вот. Ночь приходит – жители планеты погружаются в никогда не виданную ими Тьму – причём у них даже никаких осветительных приборов нет! У них же Вечный День! В ужасе и панике они начинают всё поджигать, чтобы хоть как-то рассеять мрак. Орды фанатиков-сектантов вылезают из подполий и начинают всё тоже поджигать и громить – но уже не в ужасе, а в восторге, что вот, пришло Возмездие за Всё!

Цивилизации наступает кабздец – но ещё не совсем.

Потому что потом приходят Звёзды – и вот приходит уже действительно кабздец: http://lib.ru/FOUNDATION/noch.txt :

«Оцепенев от страха, он медленно приподнялся на одной руке и посмотрел на леденящую кровь черноту в окне. За окном сияли Звезды! И не каких-нибудь жалких три тысячи шестьсот слабеньких звезд, видных невооруженным глазом с Земли. Лагаш находился в центре гигантского звездного роя. Тридцать тысяч ярких солнц сияли с потрясающим душу великолепием, еще более холодным и устрашающим в своем жутком равнодушии, чем жестокий ветер, пронизывавший холодный, уродливо сумрачный мир.

Теремон, шатаясь, вскочил на ноги; горло его сдавило так, что невозможно было дышать; от невыносимого ужаса все мускулы тела свело судорогой. Он терял рассудок и знал это, а последние проблески сознания еще мучительно сопротивлялись, тщетно пытаясь противостоять волнам черного ужаса. Было очень страшно сходить с ума и знать, что сходишь с ума... знать, что через какую-то минуту твое тело будет по-прежнему живым, но ты сам, настоящий ты, исчезнешь навсегда, погрузишься в черную пучину безумия. Ибо это был Мрак... Мрак, Холод и Смерть. Светлые стены Вселенной рухнули, и их страшные черные обломки падали, чтобы раздавить и уничтожить его.

Теремон споткнулся о какого-то человека, ползущего на четвереньках, и едва не упал. Прижимая руки к сведенному судорогой горлу, Теремон заковылял к пламени факелов, заслонившему от его безумных глаз весь остальной мир.

- Свет! - закричал Теремон.

Где-то, как испуганный ребенок, захлебывался плачем Атон.

- Звезды... все Звезды... мы ничего не знали. Мы совсем ничего не знали. Мы думали шесть звезд это Вселенная что-то значит для Звезд ничего Тьма во веки веков и стены рушатся а мы не знали что мы не могли знать и все...

Кто-то попытался схватить факел - он упал и погас. И сразу же страшное великолепие равнодушных Звезд совсем надвинулось на людей.

А за окном на горизонте, там, где был город Саро, поднималось, становясь все ярче, багровое зарево, но это не был свет восходящего Солнца.

Снова пришла долгая ночь.»

То есть, короче, все при виде Звёзд сошли с ума – и Цивилизация погибла в очередной раз.

5. Опубликовано в «Эстаудинг Сайенс Фикшн».

В 1968 году новообразованная Ассоциация американских фантастов (Sciencе Fiction Writers of America) произвела опрос своих членов на предмет, какие произвдеения они считают лучшими в период времени до до учреждения "Небьюлы", – «Приход ночи» занял первое место.

Бережной: "Сам Азимов не считал этот рассказ своим главным достижением - куда выше он ставил рассказы "The Last Question" ("Последний вопрос"), "The Bicentennial Man" ("Двухсотлетний") и "The Ugly Little Boy" ("Уродливый мальчуган")."

6. Идею рассказа Азимову подал Джон Кэмпбелл, редактор Эстаудинга. Это произошло 17 марта 1941 года. 30-летний Кэмпбелл только что прочёл Ральфа Улдо Эмерсона и был впечатлён следующим его рассуждением: " Если бы звезды появлялись на небе лишь в одну ночь за тысячу лет, как бы истово веровали люди! На многие поколения сохранили бы они память о Граде Божьем..."

– А как ты думаешь, – спросил Кэмпбелл Азимова, – если бы люди действительно видели звезды раз в тысячу лет, что бы в этом случае происходило?

Азимов пожал плечами.

– Да они бы с ума сходили! – заявил Кэмпбелл.- Иди домой и пиши об этом рассказ.»

Азимов и написал.

6. В 1990 году Р. Силверберг с разрешения Азимова растянул, как это ему свойственно, рассказ до романа, и ещё написал вторую часть, продолжение: на следующее утро: как цивилизация в этот раз всё же, несмотря на гигантские размеры катастрофы и разрушений, окончательно не погибла – и восстанавливать её взялись те самые фанатики-сектанты – они долго к Катастрофе готовились, делали запасы, морально были готовы ко всему и поэтому не все сошли с ума.

Роман получился, как и всё и всегда у Силверберга – довольно затянутый. Особенно та самая вторая часть.

7. Азимов, из Предисловия к рассказам из сборника Приход ночи- http://lib.ru/FOUNDATION/noch.txt:

"Написание "Прихода ночи" стало водоразделом в моей профессиональной карьере.

Когда я написал его, мне только что исполнился двадцать один год, я уже писал профессионально (в том смысле, что посылал свои рассказы в журналы и время от времени продавал их) вот уже два с половиной года, но особых успехов не добился. Десяток моих рассказов опубликовали и примерно столько же отвергли.

Как раз тогда (конкретно, 17 марта 1941, согласно Бережному) Джон У. Кэмпбелл-младший, редактор "Astounding Science Fiction", и показал мне цитату Эмерсона, которой начинается "Приход ночи": "Если бы звезды появлялись на небе лишь в одну ночь за тысячу лет, как бы истово веровали люди! На многие поколения сохранили бы они память о Граде Божьем..." Мы ее обсудили, потом я пошел домой и в течение двух недель написал этот рассказ.

А теперь давайте поговорим начистоту. Я написал рассказ точно так же, как писал предыдущие свои рассказы, или, если уж на то пошло, свои последующие. В том, что касается писательства, я полный и законченный примитив. Я этому нигде и никогда не учился и до сих пор не знаю Как Надо Писать. Поэтому я пишу по старинке: у меня в голове появляются фразы, а я их с такой же скоростью печатаю. Именно так я и написал "Приход ночи".

Мистер Кэмпбелл не посылал авторам уведомлений о том, что их произведения приняты. Вместо этого он посылал им чеки, причем очень быстро, и это превосходный способ вести дела. Он всегда приводил меня в восхищение.

Я получил чек за "Приход ночи", но моя радость сразу оказалась испорчена тем фактом, что мистер Кэмпбелл сделал ошибку. Стандартная авторская ставка в те времена была впечатляющей - один цент за слово. (Никаких жалоб, друзья; я был рад получать столько). В рассказе было двенадцать тысяч слов, поэтому я ожидал чек на сто двадцать долларов, но он оказался на сто пятьдесят.

Я застонал. Конечно, совсем нетрудно было обналичить чек, не задавая вопросов, но Десять заповедей, накрепко вбитых в меня суровым отцом, заставили меня немедленно позвонить мистеру Кэмпбеллу и попросить его, чтобы он прислал мне новый чек на меньшую сумму.

И тут выяснилось, что никакой ошибки нет. Рассказ показался Кэмпбеллу настолько хорошим, что он заплатил мне четверть цента за слово премиальных. Прежде я никогда не получал такого огромного гонорара ни за один свой рассказ, и это оказалось лишь началом.

Когда рассказ был опубликован, он стоял в журнале первым, а название вынесено на обложку. Более того, внезапно меня стали воспринимать всерьез, а мир научной фантастики узнал о моем существовании. Когда прошли годы, выяснилось, что я написал "классику". Рассказ появился, насколько мне известно, в десяти антологиях, включая британскую, голландскую, немецкую, итальянскую и русскую.

Надо сказать, что со временем меня начало несколько раздражать, когда мне вновь и вновь повторяли, что "Приход ночи" был моим лучшим рассказом. Мне казалось, в конце концов, что, хотя я ныне знаю о Писательстве не больше, чем тогда, одна лишь практика с каждым годом позволяла мне писать все лучше, хотя бы технически.

Я никогда не включал "Приход ночи" в свои авторские сборники рассказов, потому что мне всегда казалось, что его настолько часто включали в антологии, что все мои читатели с ним знакомы. Но, возможно, это не так. Многие из моих читателей еще даже не родились, когда рассказ был впервые напечатан, а немалое их число могло и не прочесть те антологии. Кроме того, если это мой лучший рассказ, то ему самое место в моем сборнике. А к нему я смогу добавить и другие рассказы, оказавшиеся успешными в том или ином отношении, но не публиковавшиеся в моих прежних сборниках.

Поэтому, с любезного разрешения издательства "Doubleday", я и подготовил сборник "Приход ночи и другие рассказы", где все произведения расположены по хронологии публикации. Сам "Приход ночи" стоит первым, так что вы сами сможете проверить, улучшилось или ухудшилось с годами мое писательское мастерство. А потом сами решайте, почему (если это так) "Приход ночи" лучше всех остальных. Сам-то я недостаточно разбираюсь в Писательстве и сказать этого не могу."

1948

Азимов: "Однажды утром в 1948 году я прочел в "Нью-Йорк таймс", что издательство "Street & Smith Publications" отказалось от выпуска литературных научно-фантастических журналов. Поскольку "Эстаундинг Сайенс Фикшн" являлся одним из популярных журналов "Street & Smith Publications", в глазах у меня потемнело. Не удивительно: в течение шести лет, с 1943 по 1948 годы включительно, я опубликовал тринадцать научно-фантастических рассказов, причем все до единого я продал "Поразительной фантастике".

Все эти годы меня преследовала мысль, что на самом деле никакой я не писатель, а просто удачливый человек, натолкнувшийся на незанятый рынок сбыта, и если что-нибудь случится с "Эстаундинг" или с ее редактором мистером Кэмпбеллом, мне конец.

Я с трудом дочитал статью и лишь в самом конце (чуть ли не в примечании) обнаружил, что для "Поразительной фантастики" сделали исключение. Это был единственный журнал, который "Street & Smith" решили оставить.

Приговор отложили, но мне по-прежнему было не по себе. С "Поразительной фантастикой" и мистером Кэмпбеллом может что-то случиться.

(До сих пор, кстати, с журналом ничего не случилось! Прошло уже двадцать лет с того дня, как я прочитал напугавшую меня статью; "Поразительная фантастика" по-прежнему процветает, хотя у нее другой издатель, да и название изменили на "Аналог". А вот редактором работает все тот же неутомимый мистер Кэмпбелл.) "

Роман: Второе Основание, Second Foundation; начало.

Агентами-телепатами Второго Основания Галактика кишмя кишит, которые ведут дела к тотальной Галактической диктатуре психотехников, которые покорность - и счастье! - поланных будут обеспечивать тотальным телепатическим контролем умов и настроений!

2. serhuey: Ага, особенно если учесть, что на арабском название этого романа звучит как "Аль-Каида".

nemiroff: Да ну? Откуда сведение?

serhuey: А хрен помнит. Там даже было про то, что Бин Ладен именно по этому роману свою кодлу обозвал. Если время будет, яндексом пошарю попозже чуток.

barros: Достоверно. Именно под таким названием выходил перевод книги на арабский. Насчет того, что Бен Ладен именно отсюда название взял, конечно, домыслы, но американам для раздутия истерики хватило.

serhuey: Нашёл! Здесь: http://www.outzone.ru/index.phtml?newslink=2004-10-14

«Усама бен Ладен был вдохновлен «Основанием» Азимова!

Как сообщает Guardian Unlimited, в октябре 2001 года знаменитый роман Айзека Азимова Основание был переведен на арабский под заголовком «al-Qaida».

Когда Усама бен Ладен прочитал книгу, он настолько ей вдохновился, что она стала основой террористической организации. Более того, арабское слово qaida можно перевести как основание (foundation, base, basis).

Бен Ладен ставит себя в один ряд с Хэри Сэлдоном, главной фигурой в романе, который предсказал крах космической Империи в будущем и задался целью построить свое Основание, чтобы вывести человечество из кризисов, коих будет несколько. Как и Сэлдон бен Ладен передает свои сообщения по видео.

Возможно, в «Основании» глава Аль-Каиды увидел возможность управлять историей путем запланированных кризисов (н-р, 11 сентября…).»

nemiroff: Вот это спасибо! Вот это очень ценное сведение!

Только в октябре 2001 аль-Каеда уже вовсю существовала немало лет. Правда, там же, по указанному адресу, ссобщается, что "Главный биограф бен Ладена говорит, что Усама, скорее всего, прочитал роман в 1972 году и с тех пор загорелся идеей создать нечто подобное. "

На самом деле Бен-Ладену скорее нужно было бы "Дюной" Херберта вдохновляться. Там вот как раз положительные персонажи – бедные, дикие, но бесстрашные и воонственные обитатели песчаной безводной планеты Дюна бесстрашно сражаются с гигантской, но разлагающейся Галактичекой империей. И язык у них как раз нашпигован арабскими или арабизированными словечками.

1950

Второе Основание – окончание

На этом и конец всей Трилогии об Основании.

Правда, более чем тридцать лет спустя, в восьмидесятые, выяснилось, сто не конец: П. написал ещё несколько романов об Основании, соединил их с серией о роботах – итд итп. Об этом – далее.

Песчинка в небе, Pebble in the sky

http://www.lib.ru/FOUNDATION/pebblsky.txt

Наш современный земной человек Джозеф Шварц, немолодой, полноватый, лысеющий, в результате вызванной одним неосторожным опытом в одном НИИ флуктуации пространства-времени раз – и попадает в хрен знает насколько далёкое будущее. И пребывает в нём. И вот что в том будущем.

В мире уже десять тысяч лет Галактической Империи, охватывающей сорок миллиардов населённых миров, центр Империи – звёздная система Трантор в центре Галактики.

А вот на Земле жизнь совсем нехороша.

Земля, во первых, почти вся радиоактивная. Люди живут по отдельным, наименее загаженным участкам.

Земляне в основном – тёмные забитые крестьяне, которые живут в нищете и страхе перед властями. Потому что на Земле, – режим религиозно-фундаменталистского тоталитаризма, вся жизнь опутана дичайшими предрассудками и прочим безобразием. Власти – страшным образом угнетают народ, но и сами угнетены этими предрассудками до последней степени.

Религия Землян состоит в Священной Книге, о которой никто толком ничего не знает; единственное, что известно о ней в Галактике – земляне страшным образом веруют в то, что именно Земля была Родиной человечества, откуда и пошла его экспансия в Космос. За это вся Галактика над ними потешается, потому что научная доктрина Галактики отрицает наличие единой прародины, люди постепенно зародились сразу во многих местах, ибо таков закон эволюции – она неизбежно приводит к появлению человека из амёбы.

Земляне за это всю Галактику страшно ненавидят. Галактиане в ответ тупых, тёмных, злобных, невежественных вонючих кротов-землян презирают, в космос не пускают и Земля является притчей во языцех насчёт тупорылого самомнения на пустом месте.

2. И вот.

Тупые и злобные земляне тем не менее ведут научные разыскания. Все их разыскания при этом сводятся к изысканию способов, как отомстить Галактике за её 1) нечестивость 2) высокомерие, 3) непризнание величайшей значимости Земли в истории.

И – они находят таки способ отомстить! Да как отомстить – уничтожить вообще всю галактику! Так, чтобы осталась одна Земля.

И – приступают к осуществлению своего Зловещего Плана! И – галактическая Империи вот уже на волосок от полной тотальной бесповоротной Гибели всерьёз – во всех её сорока миллиардах миров вот уже сейчас, вот-вот не останется ни одной живой души.

Ну и Джозеф Шварц, который, кстати, стал в результате произошедшего с ним темпорального скачка экстрасенсом, – оказывается ввязанным в это дело.

И, конечно, спасает Галактику – но также и помогает землянам образумиться по части их невежества и злобы.

3. Издан издательством Doubleday. Первый роман Азимова, который вышел сразу книжкой, а не сначала в журнале.

Вообще, до 1950-х НФ в США в книгах почти не выходила, и существовала только в журнальном виде. У того же Хайнлайна первый роман книжкой вышел только в 1947.

Аванс Азимова составил 500 долларов.

Книга успешно продавалась и в 1951 и 1952 Азимов написал для Doubleday ещё два романа о Галактической Империи – "Звезды как пыль" и Космические течения" – но их, правда, он сначала опубликовал с продолжениями в «Эстаундинг»

4. Азимов предложил издательству и "Основание", но оно им почему-то не понравилось.

5. Бережной сообщает: "сокращенный вариант романа, "Grow Old Along With Me" ("Взрослей со мной"), был отвергнут в большинстве редакций." Но не объясняет, почему был отвергнут. Вообще-то, роман, несомненно входит в "лучшее Азимова" и, конечно, уж точно никак не ниже среднего журнального уровня того времени.

6. картинка:

0uro0173__angus_mckie.jpg

База Империи где-то на Земле в Арктике. Ангус Макки нарисовал.

Земля, как известно, давно радиоактивная, гордым имперцам жить на ней, рядом с тупыми вонючими агрессивными аборигенами западло, вот они строят свои базы, где почишще и народу поменьше - Арктика, Антарктика, Анды. А резиденция Имперского наместника - в Тибете.

Она, эта база, кстати - она и есть источник нынешних рассказов о Шамабале. Путём ретровременного просачивания рассеянной информации.

Ну, я так думаю.

7. И ещё Имперская База. В пустыне Гоби, вероятно. Работа – опять Ангус Макки:

0XXX_2340_Angus_McKie_Restoree.jpg

1954

Лакки Старр и океаны Венеры / Lucky Starr and the oceans of Venus

http://www.library.com.ua/books/azimov/0077.htm

Короче: Венера – водный мир, вся покрыта океаном. В океане живёт множество всякой водной живности – рыбы, киты, морские змеи итд итп. На поверхности на листьях огромных венерианских морских кувшинок живут мелкие венерианские лягушки, очень забавные и с зачатками микроинтеллекта. Венериане держат их дома в аквариумах.

Венериане – это, собственно, конечно, земные люди: Вселенная Азимова отличается от подавляющего большинства остальных тем, что никаких инопланетных разумов в ней нет: только хомо сапиенс с планеты Земля. И вот: эти люди на Венере живут, в подводных городах под куполами, добывают полезные ископаемые, проводят научные исследования и проч. И тут вот начинаются там всякие Непонятные Дела: аварии, срывы плана добычи ископаемых, остальная бестолковщина. Совет Науки посылает на Венеру знаменитого космического рейнджера Лаки Старра разобраться.

Ну вот он прилетает, начинает разбираться. Деструктивные явления сразу резко усиливаются: уже не аварии, а катастрофы – подводная лодка Лаки ломается, вода прорывает купол подводного города, морские змеи нападают на подводных горнодобытчиков, начинаются забастовки и саботаж, происходит открытый, при этом бессмысленный и беспощадный, бунт.

– Эге, – понимает Лаки Старр, – это неспроста.

– Да, – понимает он, – это явно не просто так само по себе, а за этим явно стоит чья-то целенаправленная злая рука, которая вредит!

И начинает искать эту руку.

Подозрение падает, как положено в детективе, то на одного, то на другого.

Наконец, Лаки раз – и осознаёт, кто злодей – самый, конечно, тот, на которого меньше всего подозрений. Вот он все негативные явления и организовал – и притом не просто так, а – с целью захвата тотальной и злодейской Власти Над Миром, и не только над Венерой, но над всей Солнечной Системой! И уже – в одном шаге от этой власти!

Лаки страшным усилием ума и тела изворачивается и злодея вяжет – и тут оказывается, что всё надо перевернуть вновь наоборот, потому что этот злодей – только марионетка в руках настоящего злодея, который уже и не в шаге от захвата Власти на Миром – а вот прямо сейчас, в данную секунду, эту Власть и устанавливает!

Ну, наши, конечно, всё равно побеждают – но уже совершенно неожиданным способом.

Весьма хороший роман, в натуре. Кроме шуток

2. Написано опять для издательства «Дубльдей».

"Doubleday" заказала ему серию подростковых романов, на основе которых, Дубльдей надеялось, можно было бы запустить телесериал.

Азимов и написал (в 1952 – 1958) серию научно-фанастических детективов, действие в которых происходит на просторах Солнечной Системы, и про каждую планету – по роману:

"Счастливчик Старр, космический рейнджер",

"Счастливчик Старр и пираты астероидов",

"Счастливчик Старр и океаны Венеры",

"Счастливчик Старр и Большое Солнце Меркурия"

"Счастливчик Старр и луны Юпитера"

"Счастливчик Старр и кольца Сатурна"

Правда, он опасался, что телесериал выйдет – если выйдет – совсем позорным убожеством, и публиковался под псевдонимом Пол Френч.

Сериал, насколько я знаю, не сняли.

3. Азимов: Предисловие к изданию 1970 года:

"Эта книга была впервые опубликована в 1954 году, и описание поверхности Венеры соответствует астрономическим представлениям того периода.Однако с 1954 года знания астрономов о внутренних планетах Солнечной системы значительно выросли благодаря применению радара и космических ракет.

В конце 50-х годов радиоволны, отраженные от Венеры, заставили предположить, что ее поверхность нагрета значительно больше, чем считалось ранее.

27 августа 1962 года космическая станция "Маринер-2" вылетела в направлении Венеры и прошла мимо нее на ближайшем удалении в 21 тысячу миль 14 декабря 1962 года. Измеряя отражения радиоволн от поверхности Венеры, она показала, что поверхностная температура действительно значительно выше точки кипения воды.

Это означает, что Венера не только не имеет покрывающего всю поверхность океана, как описано в этой книге, - она вообще не имеет океанов. Вся вода Венеры находится в парообразном состоянии в ее облаках, а поверхность чрезвычайно горяча и суха. Атмосфера Венеры плотнее, чем считалось раньше, и состоит почти исключительно из двуокиси углерода.

В 1954 годы не был также известен период обращения Венеры вокруг своей оси. В 1964 году лучи радара, отраженные от поверхности Венеры, показали, что она совершает один оборот за 243 дня (на 18 дней дольше ее года) и вращается в "неправильном" направлении сравнительно с другими планетами.

Я надеюсь, читателям книга понравится, хотя не хотел бы, чтобы они серьезно воспринимали материал, который считался "точным" в 1954 году, а сейчас совершенно устарел.

Айзек Азимов. Ноябрь 1970 года"

1954

Стальные пещеры, The caves of steel

http://www.lib.ru/FOUNDATION/cavsteel.txt

Жизнь на Земле нелегка. Люди живут в гигантских подземных городах – стальных пещерах. Сначала они залезли в них из-за страха атомной войны – но постепенно так привыкли к подземной жизни, что одна мысль о том, чтобы выйти на поверхность вызывает у них приступ агорафобии и паническую атаку – с тошнотой, сердцебиением, обмороком итд – а уж действительно выйти уж сотни лет никто и не пытался.

И вот они живут – в страшной тесноте, перенаселении и нехватке всего. Жильё – система коридорная, по комнатке на семью, на сорок восемь комнаток всего одна уборная. Еда – дрожжевая масса, выдаваемая в общих столовых. Душ – раз в месяц 4 минут 34 секунды. Итд.

Общественная система – бюрократический социализм: всё регламентировано до последней мелочи – каждый знает, когда именно у него кормёжка (ужин там, допустим, у одной категории граждан в 3 Блоке 4 Сектора с 19.41 до 19.47; у другой категории – с 19.48 до 19.54 – итд); количество дозволенных благ зависит исключительно от места в бюрократической иерархии: граждане категории Л1ц должны пользоваться общественным сортиром на 4 800 очков, а граждане категории Л1ф уже имеют право захаживать в сортир на всего 4.650 очков – и, опять же, ид итп. Все, само собой, одеты в разных видов казённую форму, и всё вообще сплошь только казённое, мышиного цвета. Социализм времён застоя, короче, – тусклый, унылый, и совершенно безысходный. Но таков он не от злой воли властей предержащих, а – потому что при такой тесноте иначе не выжить. Вот и приходится.

Земляне, впрочем, своей жизнью были бы сравнительно довольны, ибо иной не знают, –

Очень правильно же живём! Тихо, скромненько, бедненько так – Что есть на самом деле – самый смак! Что, понимает, в общем, каждый всяк. Кто, если в смысле, не совсем дурак. Кто не мудила если в смысле, ёбаный мудак!

– как восклицал поэт. Ели бы не одно: если бы, кроме скудости и бедности, не было бы беспощадного железного сапога инопланетных поработителей: космонитов, они же звёздники. Они прилетели, высадились на Землю, поставили гарнизон, отхватили себе часть (подземного) Нюйорка, построили себе там Звёздный Город, в который землян не пускают под страхом ужасных казней, и земляне – стенают под их пятой!

Не то, чтобы звёздники как-то особо угнетали землян или их эксплуатировали. Но они – не скрывают к ним, земляным, вонючим подземным крысам, убогим кротам, своего глубочайшего презрения, и даже омерзения – и земляне их за это, само собой, ненавидят тайной, бессильной и от этого ещё более страшной ненавистью.

Тут-то и происходит ужасное ЧП: один из звёздников оказывается убит, в своём собственном кабинете в Звёздном Квартале – и звёздники требуют за три дня найти и выдать им убийцу, иначе они такое сделают с Землёй, чего Содома не делала с Гоморрой.

Расследование поручают детективу Илайдже Бейли. А звёздники придают ему в пару – навязывают – свою новейшую разработку: антроповидного робота Р. Даниэла Оливо, который точная копия человека, на вид не отличить.

Они расследуют.

Земной детектив немолод, толстоват, лысоват, лоховат, задёрган нелёгкой жизнью, полон дурацких предрассудков и подозрений, он завидует космонитам за их весёлую жизнь – и одновременно боится и презирает их, он постоянно придумывает идиотские версии - все о том, что космониты сами грохнули своего, чтобы обвинить землян.

А космонитский робот – красавец, он блестящ, умён, решителен, вежлив и культурен, идиотские построения землянина он разбивает с шиком и блеском.

И они расследуют. И – за двадцать минут до истечения срока ультиматума таки вычисляют убийцу. Делает это земной детектив – всё-таки, именно он оказывается в этой паре Шерлоком Холмсом, а ослепительный Р. Даниэль Оливо – всё же не более, чем Ватсоном.

2. Написано по заказу журнала "Galaxy" и в нём и опубликовано.

Идею написать НФ-детектив редактор «Гэлэкси» Хорас Голд Азимову и подал. И идею перенаселённого мира – тоже.

3. Подземные города, кстати, постоянная тема Азимова. Его, так сказать, идефикс. Трантор, столичная планета Галактической Империи, как выяснится позже, в Прелюдии к Основанию (1988) тоже весь подземный:

«Кстати, вы не знаете, на какой высоте мы находимся? Наверное, где-то около полумили? - Гааль спохватился, не звучит ли его вопрос слишком наивно.

Джиррил мягко усмехнулся:

- Нет, всего пятьсот футов.

- Как?! Мы ведь поднимались на лифте около...

- Совершенно верно. Только больше половины времени занял подъем к поверхности земли. Город на Транторе уходит более чем на милю в глубину. Это как айсберг - девять десятых всех конструкций скрыты под землей. Часть из них уходят даже на несколько миль под дно бывшего океана. Здесь зарылись так глубоко, что используют перепад температур между поверхностью планеты и глубинными слоями для выработки электроэнергии.»

4. Бережной: "Космические течения", проданные в "Doubleday", печатались с продолжением в "Astounding", и Хорас Голд, редактор "Galaxy", тоже захотел напечатать что-нибудь азимовское "с продолжением". Он предложил написать роман о роботах. Азимов возразил, что он писал о роботах только рассказы.

Голд предложил написать о перенаселенном мире, где роботы выполняют всю работу за людей. Азимов посчитал эту картину подавляющей.

Голд, зная слабость Азимова к детективам, предложил использовать такую картину мира как декорации, на фоне которых человек и робот распутывают убийство.

Роман "The Caves of Steel" ("Стальные пещеры"), вышедший в 1954 году, стал одним из лучших романов Азимова. Исследователь детективной литературы А. Э. Мерч в своей книге "The Development of the Detective Novel" ("Развитие детективного романа", 1958) писал:

"Лишь два автора добились заметного успеха в соединении научной фантастики с детективом: Фредерик Браун [который, собственно, и был известен в основном как автор детективов - С.Б.] и Айзек Азимов. Их работы привлекли внимание читателей на обеих берегах Атлантики и вполне могут породить настоящую моду на подобное смешение жанров".</div>"

5. Вот для Стальных пещер хорошая картинки:

(заимствовал у шварце - http://schwarzze.livejournal.com/47827.html?mode=reply)

teroganian: Да, круто.

natashazborsiga: густозаселенное место. фотография сама по себе оч красивая, текстурная

senek: Вряд ли Азимов - скорее, Диш, "334".

nemiroff: Это не читал. Гаррисон ещё подходит - "Дайте места!"

senek: Гаррисона читал под названием "Подвиньтесь! Подвиньтесь!". Это новеллизация сценария фильма "Зеленый сойлент". Полгода собирался его купить, а когда решился, на Савеле закрыли единственный ларек, где такими фильмами торговали...

А Диш - очень достойные вещи, "334" и "Концлагерь" в одной книжке еще кое-где лежат.

nemiroff: «Это новеллизация сценария фильма "Зеленый сойлент"».

По-моему, там сначала был рассказ, потом фильм по нему, потом роман по фильму. Но, впрочем, может я и ошибаюсь.

senek: Роман читал когда-то, а вот про рассказ - не помню...

iris_sibirica: Отличная фотография!

nemiroff: Да. И городок Гонконг - своеобразный.

sub0zero: По Азимову фильм пытались сделать. Спецэффекты смешные, очень все просто, но прикольно:

http://www.youtube.com/watch?v=O0Z1gJWleYc&feature=related

nemiroff: вот спасибо!

kaledin_corpse: Боьшой беый иероглиф внизу на красном фоне значит "vodka".

nemiroff: О! Ценнное сведение.

rod_king% сильно

chaikasingle: Ой страшно-то как. Людей нужно срочно минимизировать. Сопротивляющихся - стирать в атомарную пыль нахрен!

1955

Конец Вечности, The End of Eternity

http://lib.ru/FOUNDATION/wechnost.txt

Короче, есть время, есть его течение – веков и тысячелетий, есть течение событий в течение этих веков и тысячелетий. И есть – Вечность, вне времени, вне течения, вне событий. Так что же она такое – эта Вечность? А вот что: это такая организация, так называется – Вечность. Она находится Вне Времени. И она-то этим течением событий в течении веков и тысячелетий и управляет.

Математики Вечности рассчитывают, какие где когда нужно произвести минимальные изменения в ходе событий, чтобы течение событий приводило к максимальному благу для максимального количества людей – техники Вечности шастают по векам и тысячелетиям, и эти изменения производят. В 32 веке открутят гайку от устройства Н. – в 38 веке в результате диктатор М. уничтожит не 12,7 млн. невинных – а только 12,3 млн.; 400 000 жизней спасены – такова сила цепей событий.

Дисциплина в Вечности железная, железней военной. Монашеская скорее – типа Ордена воинов-монахов. И Высшее руководство Вечности так и называется – Инквизиция.

И вот есть один техник, который всем этим и занимается: то подсыплет песка в буксы, то падающего подтолкнёт, то подставит подножку, а то кого и зарежет и утопит в колодце. По заданию Инквизиции. Для блага столетий. Он – считается самым перспективным в техническом отделе, поэтому ему дают самые ответственные поручения – щекотливые, грязные и кровавые.

И вот.

В одном из веков он вдруг раз – и полюбляет временнУю девушку, что является страшным и непрощаемым преступлением против Вечности.

А временнАя девушка при этом ещё и математик, и она как дважды два доказывает ему, что всё, чем занимается Вечность – ложь, обман, фигня и ерунда, потому что вносимые ею, Вечностью, изменения в ход процессов, ведут да, к благим рассчитанным математиками Вечности последствиям – но одновременно порождают неисчислимое количество других следствий, среди которых куча совсем неблагих и даже ужасных, которые надо опять предотвращать, плодя новые лавины следствий, и исчислить их никакая математика не сможет, ибо есть на неё Теорема Гёделя, против которой даже и Вечность не в силах.

И вся деятельность Вечности – в лучшем случае самообман и ловля сетями ветра, а на самом деле – в чём герой вскоре убеждается – просто удовлетворение низменной страсти Инквизиторов владычествовать над мирами и эпохами. Поэтому гораздо лучше бы людей просто оставить в покое, чтобы они сами жили своей жизнью – а не дёргались в безумных пароксизмах хроноклазмов.

И тут-то и начинается совсем такая катавасия, что – ну, читайте сами. Роман – один из самых классических в мировой НФ.

1988 Прелюдия к Основанию

1. 19 января 2008, суббота

Халтурит старичок. Нагоняет объём бесконечными диалогами. То, что можно изложить в двух строчках, растягивает ими на страницу. Довольно утомительно.

22 января 2008, вторник

Дочитал "Прелюдию к Основанию". Впечатления.

1. На сценарий радиоспектакля похоже – бесконечные диалоги, излагающие историю и устройство Галактической Вселенной.

2. Роботами-гипнотизерами заманал Азимов! Роботами-гипнотизёрами, тайно управляющими Галактикой.

Д.Е.Галковский давно доказал, что Российскую империю погубили засланные англичанами ёбари-гипнотизёры типа Распутина – то же, в общем, произошло и в Галактической империи.

Кстати, в Роботах Утренней зари (1974), эти роботы-гипнотизёры – они также именно ёбари-гипнотизёры.

3. Рашель, правитель одной из провинции Трантора, имперской метрополии, замыслила заговор с целью свержения Императора:

"- Сейчас мы достигли такого могущества, что можем беспрепятственно сбросить нынешнее правительство. Гражданская война не успеет начаться - трон будет уже занят достойным Императором или Императрицей, если вам так больше нравится! И Трантор будет так же миролюбив, как и прежде!

- Могу я просветить вас? Как историк? - поинтересовалась Дорс.

- Я всегда готова выслушать чужое суждение,- она придвинулась к Дорс.

- Какими бы могущественными ни были секретные службы, каким бы хорошо натренированными и вооруженными ни были бы ваши войска - они не могут сравниться ни по численности, ни по военной мощи с армией двадцати пяти миллионов Миров!

- А теперь загибайте пальцы и посчитаем слабые стороны узурпаторов, доктор Венабили! Да, существует двадцать пять миллионов Миров, и Империя подавляет их. Силы Империи раздроблены и разбросаны по всей Галактике. Они полностью заняты наведением порядка в закрепленных за ними провинциях. Наши силы - все здесь, на Транторе, целиком! Мы можем действовать более согласованно и стремительно. Когда удаленные от Трантора генералы и адмиралы сообразят, что произошло - в них отпадет нужда!

- Но ведь последует ответный удар! Причем, удар сокрушительной силы!

- Вы уверены в этом, моя дорогая? Мы будем во Дворце. Трантор будет наш. Для чего же Императорским вооруженным силам предпринимать ответный удар? И по кому? По императорскому Дворцу?! Символу Империи? У них будет возможность распорядиться своими собственными провинциями!

- Вы именно этого хотите?- удивленно переспросил Селдон.- Я вас правильно понял? Вы не стремитесь к мировому господству?!

Рашель твердо произнесла:

- Совершенно верно! Я буду править только Трантором и ближайшим космическим окружением: несколькими соседними планетарными системами. Моя цель - Трантор, а не Галактика.

- И вас это удовлетворит?- с нескрываемым удивлением переспросила Дорс.

- Разумеется! Почему бы нет?- Рашель искренне удивилась. Она потянулась вперед и, опершись обеими ладонями в стол, встала во весь рост. - Именно об этом мечтал все эти сорок лет мой отец. Он живет только потому, что его планы скоро осуществятся.

Мы не нуждаемся в миллионах Миров, далеких и ничего не значащих для нас. Это ослабило бы нас, вынудило разрывать наши военные силы. Это привело бы к политическому хаосу. Мы погибнем под тяжестью бесчисленного числа проблем.

Нам вполне достаточно нашей Галактики. У нас есть все необходимое для поддержания жизнедеятельности. Что же касается остальной части - пусть она распадается на осколки. У каждого претендующего на власть - будет свой кусок. Им не придется соперничать. Хватит всем!

- Они все равно будут соперничать, - парировала Дорс.- Никого из них не удовлетворит отдельная Провинция. Каждый начнет подозревать соседа в посягательстве на его участок. Все начнут вновь мечтать о Галактическом порядке, как о единственном гаранте безопасности. Это неизбежно, мадам. Начнутся продолжительные войны, которые, в конечном счете, уничтожат Трантор и вас. Мир превратится в руины!

Рашель презрительно ответила:

- Неужели вы полагаете, доктор Венабили, что мой отец никогда не задумывался над возможностью развязывания гражданской войны? Подумайте немного о разнице между мной и Императором Клеоном. То, на чем настаивает Клеон - пропаганда с целью сохранения трона. Нет смысла тратить силы на такое ничтожество! Разве вы не знаете, что Империя угасает, она не протянет долго? Трантор медленно, но неуклонно приходит к разрушению из-за чрезмерно разросшейся администрации. Нас ждет гражданская война, что бы вы ни сделали для Клеона!

Селдон согласился с Рашелью:

- Я уже слышал подобные утверждения. Возможно, они имеют под собой основания. Но что же дальше?

- Вы должны содействовать раздроблению Империи, но мирным путем! Помогите мне завладеть Трантором. Помогите учредить работоспособное, эффективно действующее правительство! Позвольте мне дать свободу Галактике. Пусть каждый из Миров развивается самостоятельно, согласно своей культуре и обычаям.

Галактика оживет, начнет работать. Возродится торговля, туризм. Установятся крепкие и надежные связи между Мирами, основанные на добром согласии, а не на подавлении.

Да, я претендую на многое. Вот мои принципы: один Мир, а не миллионы Миров; мир, а не война; свобода, а не рабство. Взвесьте все сказанное и помогите мне!

4. Во! 1988! Азимов был друг СССР – и посылал сигнал: не надо развалить СССР во имя «раздроблению Империи, мирным путем, работоспособного, эффективно действующее правительства, свободы Галактики и самостоятельного, согласно своей культуре и обычаям, развития Миров.» Ибо не выйдет ничего хорошего.

Не послушали старичка.

Галактическая Империя тоже, впрочем, недолго протянула и наступила анархия и мрак на 25 000 лет.

5. 23 января 2008, среда

На ловца и зверь бежит!

Взялся плотно за фантастику, перечёл "Прелюдию к Основанию" Азимова среди прочего - а вот и картинка:

Барклай Шоу. Называется - Asimov Vol.II.

0-am-Barclay_Shaw_Asimov_Vol.II.jpg

А в каком из романов Азимова действует баборот? А именно в Прелюдии.

Правда, пейзаж не транторианский. Вся жизнь на Транторе, столичной пленете Галактической Империи, - беспощадный урбанизм подземного образца, на Транторе живёт 40 000 000 людей и планета обжита людьми до самого центра; так что ни открытого неба, ни песчаных пустыней там нет в принципе.

А! Это резиденция Императора - она, правда, единственный из транторианских секторов, который под открытм небом. А пустыня - ну, сделали для Императора по приколу в его резиденции кусочек пустыни, вай нот и пуркуа па?

ну и заодно

Вот виды Трантора работы Ангуса Макки:

1

0XXX_0426_Angus_McKie_Untitled.jpg

Центральный Галактический Банк Информации, надо полагать. А фигля? Собирать, хранить и обрабатывать информацию о 25 миллионах населённых миров, да за 10 000 лет – и не такое потребуется.

2:

0worldwheel.jpg Трантор, как он есть.

3:

0XXX_2181_Angus_McKie_Trantor.jpg

Опять Трантор. Так картинка официально и называется: Angus_McKie, Trantor.

Что-то не похоже, кстати, нарисовал.

Во-первых, цвета не те – слишком весёленькие. Хари Селдон, человек из Внешнего Мира, с Геликона, как раз удивлялся пристрастию транторийцев к сумеречному красноватому освещению.

Во-вторых, слишком много простора. На Транторе, во-первых, довольно тесно, во вторых – всё пространство забито бесчисленными движущимися лентами разной скорости, транспортёрами, скоростными поездами и проч и проч.

4: The_Ruins_of_Trantor, Руины Трантора:

0XXX_2183_Angus_McKie_The_Ruins_of_Trantor.jpg

Непохоже.

После штурма Трантора в одной из галактических междуусобиц после падения Галактической Империи и героической Оброны Транторианского Университета, там одни фантастические гигантские нагромождения битого и оплавленного железа.

Или это - как раз Университет и есть – который –таки отстояли и который более-менее уцелел?

5. Trantor Deep Level:

0XXX_2182_Angus_McKie_Trantor-Deep_Level.jpg

Летучие машины Трантора. Вот Азимовское описание из «Прелюдии к Основанию»:

«- Мы направляемся в Д...- обронил Хьюммен. Их такси обогнало другой наземный транспорт, направилось к прямой гладкой трассе, уходящей за горизонт, и начало набирать скорость. Последовал легкий толчок и машина взмыла вверх. Селдона отбросило в спинку сидения, он почувствовал, как вокруг тела автоматически застегнулись ремни.

- Не похоже на антигравитацию.

- Небольшая перегрузка,- отозвался Хьюммен,- вполне достаточная, чтобы добраться до туннеля.

То, что предстало перед их глазами в следующую минуту, больше всего напоминало скалу или огромный утес, поверхность которого испещрена зияющими входами в пещеры, расположенные в шахматном порядке. Хьюммен рискованно маневрировал среди других многочисленных такси и направил машину к туннелю Д.

Селдон откашлялся и заметил:

- Так и разбиться недолго!

- Ты прав, и если бы я полагался только на свою реакцию, это непременно произошло бы. Судно компьютеризировано. Меня страхует автопилот. И так - в любом воздушном такси. Впереди наш туннель!

Они стремительно влетели в туннель, отмеченный Д, словно втянутые магнитом. Внутри разливалось мягкое, желтоватого оттенка освещение. Хьюммен освободился от ремней и уселся поудобнее. Езда была ровной и стены туннеля стремительно неслись мимо. Шума практически не было, слышалось ровное бархатистое шуршание машины.

- С какой скоростью мы перемещаемся?- поинтересовался Селдон. Хьюммен взглянул на приборы.

- 3050 километров в час.

- Магнитное ускорение?

- Да! На Транторе тысячи километров таких туннелей пронизывают поверхность земли. Многие проходят под необозримо раскинувшимися океанами - основной способ преодолен ия больших расстояний.»