Акростих

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

2000

В. Никонов (“Краткий словарь литературоведческих терминов”, “предназначен для учащихся старших классов средней школы” (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией С. Тураева):

«Акростих - от греч. акрос - крайний и стихос - стих). Стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще имя.

А. известен еще в 6 веке до н.э у древних греков. Такого рода построение может встречаться и в прозе. В древн. письменности, когда в произведении имя автора не указывалось, А. часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая автора произведения.

Вот начало А. «Валерию Брюсову», написанного русским поэтом 20 в. М. А. Кузминым (1875 – 1936):

Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо.
Летит орел, прицелов жалких мимо,
Едва ли кто ему прикажет: стой!
Разящий меч готов на смертный бой,
И зов трубы звучит неутомимо.
Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов, презрен тобой,

и т.д. Начальные буквы составляют слова Валерию Брюсову.

В современной поэзии А. встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет.»

чуев

В советское время прославился актом написания А. поэт Ф. Чуев.

Он сумел опубликовать стихотворение, по содержанию невинное, но из первых букв которого получалось «Слава Сталину» или что-то в этом роде. В те времена - хрущевские - когда такое было нельзя. Был большой скандал.

Точнее, был небольшой скандал. Точнее, я думаю, никакого скандала вообще не было, а наоборот: не только, Ф. Чуев от этой своей дерзкой диверсии не пострадал, а, нужно думать, сказано ему было на лицо ужасными, но добрыми внутри начальниками что-то вроде «Молодец! Но - рано. Не время ещё! »

или вот:

Се образ жизни нечестивой,
Пугалище монахов всех,
Инок строптивой,
Расстрига, совершивший грех.
И за сие-то преступленье
Достал он титул сей.
О чтец! Имей терпенье.
Начальные слова в устах запечатлей.

Стихотворение интересно тем, кто является его автором. Автором его является Гоголь Н.В. в бытность его гимназистом Нежинской гимназии.

(Почерпнуто из статьи С. Маркова о стихах прозаиков; статья – в книге Маркова же «О свободе в поэзии», СПб, 1994, но книги у меня под рукой нет, поэтому совершенно точные ссылки и сноски, со страницами и т.д. – в следующий раз.)

2005, 24 апреля

http://www.livejournal.com/users/sciuro/72092.html

" ...Году этак в 70-м или в самом конце 60-х в Институте физических проблем Академии наук происходит очередное заседание знаменитого семинара П. Л. Капицы - по-видимому, главного физического семинара Москвы. Идёт обсуждение новой физической теории, предложенной Я. Б. Зельдовичем. Многим эта теория кажется весьма спорной или просто неверной. Зельдович яростно защищается.

И в это время чуть ли не непосредственно в зал заседания вносят письмо от Вернера Гейзенберга, великого немецкого физика, одного из создателей квантовой механики. В письме сообщается, что до Гейзенберга дошли сведения о теории Зельдовича и что он, Гейзенберг, находит её не только весьма интересной, но и совершенно верной. В письме содержится уверенность в блестящем будущем теории.

По свидетельству очевидцев, письмо произвело сильное впечатление на всех присутствующих, но прежде всего на самого Зельдовича. Он разве что не прыгал от радости. Потрясая письмом, он кричал, что истина всегда пробьёт себе дорогу и найдёт поддержку у тех светлых умов, которые в состоянии её воспринять. И тут из последних рядов амфитеатра раздался тихий голос Аркадия Бейнусовича Мигдала. Он попросил прочесть подряд первые буквы в каждой строке письма --- так, как читают акростих. Почему-то получилось "VY VSE DURAKI"...

Зельдович, конечно, хотел отомстить, и отомстить красиво. В результате в 1971 году в "УФН" появилась его статья - "Электронная структура сверхтяжёлых атомов". Статья вполне серьезная, ее в последующем не раз цитировали; только вот среди прочего имелось там такое утверждение:

"Любопытно, что правильный ответ на вопрос о теории строения материи дан полвека назад русскими поэтами. В последние годы стало модным противопоставление физиков и лириков. Налицо утрата глубокой сопричастности художника к научному прогрессу. Между тем, когда-то, в 20е годы, теория относительности и строение атома глубоко волновали воображение всех мыслящих людей. Валерий Брюсов в чеканных стихах рисовал планетарную систему атома, предвосхишая некоторые современные идеи о структуре частиц. Но ещё примечательнее ощущение тесной связи между теорией микромира (поэт-словотворец называет эту теорию «атомосклад») и космосом, выраженное в двустишии Велемира Хлебникова:

Могучий и громадный, далёк астральный лад.
Ты ищешь объясненья - познай атомосклад."

Отец говорил, что, по слухам, Зельдович сам кому-то, не утерпев, рассказал еще до публикации статьи, что цитата там - не просто цитата, иначе бы никто ничего и не заметил, и вряд ли бы в редакции стали бы смотреть, что будет, если взять первые буквы от каждого слова...

В результате редактор заменил в двустишии якобы Хлебникова слово "жаждешь" на слово "ищешь", но все равно этот номер "Успехов", говорят, почти сразу изъяли из открытого доступа в библиотеках, ибо пользовался он небывалым успехом...""

Вот физики, физики!

Ум честь и совесть, дескать, нашей эпохи, протон с мю-мюзоном, дескать, они скрещивали на своих циклотронах. Ага. Мю-мезоном они занимались, как же! Кэвээном они занимались на казённый счёт, да ещё при этом вступив в сговор с гитлеровским прислужником Гейзенбергом!

Вот насколько было всё прогнившим в хвалёном бывшем СССР! Академики, вместо того, чтобы атомные бомбы делать, хиханьками занимались! А простому человеку и тогда, как всегда, был один только хуй!

Вот их всех и разогнал Ельцын.

А атомную бомбу кровавая гебня украла в Америке.

(шутка, шутка)