Александрийство

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 15:23, 3 мая 2013; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

2000 осень

Обобщенное название для всех тех явлений, которые, как считается, были свойственны греческой цивилизации в эпоху так называемого эллинизма, - с 3 века до н.э. и до окончательного торжества христианства.

Вот некоторые выписки из статьи М. Ростовцева «Эллинизм» в Брокгаузе и Эфроне.

«Основанное Александром Великим на развалинах государства персидского греко-македонское государство, при организации которого Александром немалую роль сыграли персидские государственные и культурные элементы, распалось немедленно после его смерти на ряд частей, естественно выделившихся из огромного комплекса (…)

Все эти отдельные политические образования, несмотря на разнообразие географическое и этнографическое, несмотря на противоположность и постоянное столкновение политических интересов, выражающееся в ряде почти непрерывных войн, живут однородной культурной и политической жизнью, одними и теми же интересами и идеалами, и это единство и определяется термином Э.

Главными центрами развития Э. были большие города - столицы отдельных государств, преимущественно Александрия в Египте и Антиохия в Сирии, с которыми соперничали малоазийский Пергам, островной Родос, сицилийские Сиракузы и другие менее крупные эллинистические города. Роль Александрии в Э. не раз и не без основания сравнивали с ролью Парижа в Европе XVIII и нач. XIX века.

Поражает прежде всего почти полное однообразие внешнего вида эллинистических городов. Как показали раскопки в Александрии, Эфесе, Приене, Магнезии на Меандре и др. городах Э., везде мы имеем вполне благоустроенные в современном смысле города, с правильными, сравнительно широкими, мощеными улицами, с прекрасной канализацией, с каменными домами иногда в несколько этажей, с роскошными площадями, богатыми храмами и общественными зданиями, среди которых научные и образовательновоспитательные учреждения играют далеко не последнюю роль.

В главных центрах Э. живет литература, наука, искусство, возрастание их числа и их рост указывает на культурное развитие страны, о них почти исключительно говорит и предание.

Их население может быть названо вполне эллинским, частью по составу, частью по укладу и внутреннему содержанию жизни.

Формы эллинского быта, вместе с городами, возникавшими повсюду от Кирены до Инда и от Аравии до Галлии, проникали в страны другой культуры или лишь с зачатками культуры - а с этими формами шли и греческая литература, и греческое искусство, и греческая наука. Все эти части греческого культурного бытия теряли свой национальный характер, приспособляясь к новой жизни и новым условиям; вырастала культура вненациональная, мировая, космополитическая. Сирийцы, евреи, египтяне и др. начинают писать на греческом языке, пользоваться греческими методами исследования, развивать возникшие в Греции литературные формы; элементы греческой архитектуры, скульптуры, живописи сливаются с местными, причем, не смотря на всю оригинальность новообразований, в основе лежит все-таки греческий шаблон.

В Бактрии и Египте, Босфоре и Сиракузах культурный человек того времени находил тот или иной, более или менее знакомый ему ответ на свои запросы. Эллинистическая наука, искусство и литература - понятия хотя и делимые до бесконечности, но все же в достаточной мере определенные не только хронологическими рамками.

Пышно расцвела наука во всех почти центрах эллинистической жизни. Число ученых было чрезвычайно велико, количество книг и научных работ необозримо. Грудами накопляется научный и quasiнаучный материал, и в этом главная работа ученых. К услугам ученых имеется богатый материал, накопленный поколениями египетских и ассиро-вавилонских наблюдателей и регистраторов.

Вместе с тем становится возможной в ряде наук (напр. в истории и географии) мировая точка зрения; сравнительный метод входит в общий обиход, (напр. в начатках этнографии), эмпиризму открывается широчайшее поле деятельности. В точных науках рядом с гениальными интуициями все прочнее ставится кропотливое научное исследование в области астрономии, механики, математики, медицины.

Особое развитие приобретает применение научных открытий и научного метода к обыденной жизни в области техники. Остроумнейшие приборы и машины в значительной степени меняют жизненный уклад горожанина. Широкая фабрикация бумаги и пергамента дает книге такое распространение, какого она не могла иметь до того времени, а мировая торговля рассылает научные продукты по всем культурным центрам не одного только Средиземноморского бассейна. Наука, таким образом, становится ближе к жизни и вместе с тем все более и более дифференцируется и специализируется.

Продукты творчества очень быстро ассимилируются всем Э. Рядом с Пергамским алтарем изготовляются тысячи бронзовых статуэток; живопись переходит на стены даже беднейших домов; расписные от руки вазы заменяются фабричной штампованной посудой; статуи и статуэтки все более и более делаются декоративным средством, начиная от царских садов и дворцов и кончая перистилем обыкновенного дома.

Такое движение культурной жизни тесно связано с изменением экономических устоев существования. Слияние Востока с эллинством в одной общей государственности открыло эллинской промышленности новые рынки внутри комплекса эллинистических государств, в местном населении, с одной стороны, и вне этого комплекса - в соседних странах Центральной Азии, Индии и даже Китая на востоке и Центральной Африки на юге. Усиление спроса вызвало усиленную торговую и промышленную деятельность, увеличило количество фабричных центров, способствовало росту городов.

Усиленный обмен все более и более вытеснял домашние устои хозяйства, все более и более вводил взамен натурального хозяйства чисто денежное. Рядом с этим требование интенсивности в труде производителя и интеллигентности этого труда, под давлением конкуренции отдельных фабрик, городов и государств все более и более вытесняло рабов из производства, тем более, что рабский труд, с прекращением обильного подвоза, и с развитием спроса рабов все дорожал, а труд свободный, с ростом городского населения и увеличением количества городов, все дешевел. Рабство не исчезло, но переставало быть явлением, дающим тон жизни.

Очень большое место занимает массовое производство в создании той общеэллинистической физиономии, которую принимает мир после Александра Вел.

Немалую роль сыграл экономический уклад и в создании социальных основ эллинистического бытия. Прежде всего он создал вне собственной Греции класс культурной буржуазии, которая давала тон и экономической, и политической жизни, поскольку из нее почти исключительно выходило чиновничество - это незнакомое политии образование. Из буржуазии и чиновничества выделилась придворная аристократия, тесно связанная с монархическим строем. Аристократия, чиновничество и в особенности войско, путем системы жалования земельных владений из царских земель, создают класс зажиточных и богатых земельных собственников, который становится между колоном - или иногда крепостным - и государством. Класс этих землевладельцев увеличивается путем покупки земли капиталистами как у городов, так и у царя.

При этом верхи общества - и чиновники, и солдаты, и купцы, и промышленники - в высшей степени подвижны. В Египте в составе привилегированных классов мы видим и македонян, и греков, и фракийцев, и персов, и разнообразных малоазиатов и т. д. Подвижность и разнородность способствуют широкой интернационализации и космополитичности верхов общества.

Смешение национальностей, широкий кругозор, знакомство с массой стран и народов, неминуемо должны были отразиться и на эволюции религиозного миросозерцания эллинистического общества. Египетский культ приобретает эллинскую окраску, эллинская религия и культы в Сирии и Мал. Азии проникаются тамошними религиозными идеями. Создаются зачатки того синкретизма, который с такой силой развивается в период верховенства Рима. Смешение восточного с эллинским создает и тот культ монарха, который сыграл такую роль в образовании идеи монарха Божьей милостью.

Область эллинизма не ограничивается восточной частью бассейна Средиземного моря. Сицилия, галльская Массилия, некоторые испанские города являются проводниками Э. и на западе; не было недостатка и в попытках объединить западное эллинство в одно государство: сиракузские тираны и эпирские цари не раз пытались осуществить идею западного эллинистического государства. Здесь на пути эллинизма стал сначала Карфаген, а затем, и главным образом, Рим. Эллинизму пришлось в конце концов удовлетвориться культурным влиянием на новую державу.

Зато в этом отношении побед было одержано немало: уже в это время Рим взял у Э. и науку (главным образом проследить мы можем это на развитии истории), и литературу, и искусство. Одно время казалось, что и литературным языком будет греческий, но в этом направлении национальное самосознание латинства не дало эллинизму одержать решительную победу.»

далее

Далее М. Ростовцев излагает историю все-таки победы эллинизма и в Риме, который постепенно, в эпоху расцвета Империи, превратился в типичное эллинистическое государство - отсылаю желающих узнать это к Брокгаузу.

Мы же перейдем к тому, что похоже все это на наше время, да.

Гигантские города с многомиллионным населением. Невиданный прогресс науки и техники. Невиданные бытовые удобства в этих городах - водопровод, канализация, дороги, то-се. Повышенная связность мира, когда он был весь объединен одной греческой культурой, от Массалии на Западе до Парфии на востоке - единая всемирная цивилизация.

Международное разделение труда, например, дошло до такой, например, степени, что, например, при производстве светильников для освещения жилищ в начале нашей эры основным изготовителем плошек, в которые наливается светильное масло, была - Греция, стержни для светильников изготовлялись в основном на юге Италии, в Таренте, и все это по бурным волнам на гребных галерах везлось в Рим, где осуществляется сборка! (Сведение из «Словаря Античности», М.: Внешсигма, 1992, сообщ. Канделябр).

И Птолемеи, покровители искусств и наук.

И Библиотека.

И Музей.

И проч.

однако

Считается, однако, что для культуры все это было очень плохо.

Считается, что культура при всем этом - и вследствие этого - пребывала в упадке, была усталой и бесплодной, уже не способной создать ничего нового, а только пережевывала старое.

Считается также многими, что, как подобно нынешняя эпоха есть эпоха нового александрийства по своей цивилизационной сущности, так и нынешний постмодернизм, смешивающий все со всем, и цитирующий, и комментирующий, и компилирующий, и короче, паразитирующий на обломках прежних культур, - он есть точный эквивалент александрийства в культуре. И - такой же бесплодный и выморочный!

Об этом и Шпенглер писал: что-то типа, что я, мол, Шпенглер, юношам, которые ищут, чему посвятить свою жизнь, не советовал бы теперь идти в искусства, философию, всякую прочую культуру - все равно ничего хорошего им в этом не создать, ибо нынешняя эпоха нового александрийства не позволит. А лучше пусть идут в технику, государственное управление и т.д. - именно там теперь лежит центр жизни.

и это - обидно

Потому что - а как же быть тогда нам, которые этого не знали и занялись-таки искусствами и художествами?

И что нам делать?

А что делать, - ничего не поделаешь, будем жить, как умеем, сочинять как выходит, - только и остается ответить.

Тем более, может, не все так и страшно.

Ибо теория о бесплодности александрийской эпохи - это, собственно, теория той же самой эпохи, школы аттицистов.

Была такая школа, занимала, как говорили в 1920е, «командные высоты в культуре» и настаивала при этом на том, что все хорошее и достойное давно (300 - 500 лет назад) написано в Афинах в их классический период, и нового ничего не надо, ибо лучше не напишешь. И все новое - третировала и изничтожала как низкопробную дешевку, - уже просто по одному тому, что оно новое, а не написанное в век Перикла..

И вот они-то, с их «верностью классике», они-то и создали сохраняющийся до сих пор в сознании людей образ шумного и блестящего, но сухого и бесплодного александрийства.

А на самом деле, может быть, все и не так.