Алкоголизм писательский

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 08:08, 21 марта 2014; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

1. 2000 осень. Поэт пьет, это всем известно. Так ему положено. Таков его (среди прочего) долг перед обществом.

2. А. Блок, например:

Я пригвожден к трактирной стойке,
Я пьян давно. Мне все равно.
Вон счастие мое, на тройке
В сребристый дым унесено.

3. Или вот: мемуар Н. Чуковского (сына К. Чуковского) «Мои встречи с Александром Блоком». Мемуар примерно такой:

"Мы с отцом шли по Невскому проспекту, нам навстречу двигался неуверенной походкой мужчина с красивым, но опухшим лицом.

- Видишь этого человека? – сказал мне отец. – Запомни: это замечательный русский поэт Александр Блок. Он пьян как свинья.

4. Или мое: А.Флоренскому, в ответ на его призывы к автору этих строк покончить с употреблением спиртного, став на путь членства в Организации Анонимных Алкоголиков.

И, убоявшись ярости тойсть бытия,
В безалкогольный пряча голову песок,
Подобно страусу позорному, теперь, вас спрашиваю я,
На этом вот, вы, значит, думаете, все?

И так и думаете, больше никогда
Теперь вот прямо и в упор в лицо
Не встретить вам отчаяния и стыда,
Позора, и раскаяния, господа,
 Беспомощности, безнадежности, да и самой
 Костлявой — так считаете вы, да?

А только морду теперь толстую являть,
Отныне и вовеки, жировать,
Здоровье дальше все и дальше укреплять,
И так всегда совсем навеки пребывать?

Так я скажу вам же, братцы, вот блядь хуй!
Увы, она, та жизнь, совсем не вовсе такова,
Какой ее вам хоцца представлюй, —
Она есть более гораздо другова!

Поэтому гораздо правильней на самом деле водку жрать,
Ни на чего глаза не закрывать,
И прямо жизни в наглое лицо глядеть,
И лишь с одной бутылкою горючей жидкости в руке не бздеть
Встречать со всех сторон неумолимо ее прущи тысчи бед, —

Вот так вам скажет тот, который истинный поэт.

5. Меж тем, реально от алкоголизма погибло не так много русских поэтов. Я насчитал только троих: Аполлон Григорьев, С. Есенин, Н. Рубцов. А, Шпаликов ещё. Борис Рыжий?

Ну, вероятно, имелся (чрезвычайно ранний) алкоголизм у Лермонтова. Был, несомненно, алкоголиком А. Блок. Ну, страдал запоями Твардовский, что не мешало ему, как свисток из ЦК, – тут же приходить в себя и - - - (Но управляемый алкоголизм советских литначальников – Фадеева, Шолохова – особая тема).

А остальные…

Среди западных деятелей искусств, кстати, которые якобы только красивые на вид, а картонные изнутри, безумцев, по-настоящему погибших от безумий, – куда как больше, и куда как более значительные фигуры: один Эдгар По чего стоит.

Мораль: доизучать вопрос.

6. К. Ваншенкин в своих записках «В мое время» («Знамя», 2000, 5), сообщает:

«Тогда, после войны, многие поэты открыто и регулярно пили: Твардовский, Смеляков, Светлов, Шубин, Фатьянов. Но особенно это относилось к сверстникам Слуцкого. Одним это помогло, дало возможность расслабиться, других погубило.

Сейчас мои слова могут кому-то не понравятся, но если посмотреть правде в глаза, придется признать, это было поколение мужественных алкоголиков. Недогонов, Наровчатов, Луконин, Самойлов, Соболь, Львов, Левитанский, Глазков и др. Сбавить обороты так и не сумел никто. Смогли бросить и завязать Дудин и Орлов, но такое, как известно, тоже не идет на пользу.

По сути, единственным непьющим поэтом из этой генерации был Слуцкий. На него смотрели как на чудо.»

7. Самойлов - алкоголик? Вот никогда бы не подумал.

Но, возможно, Ваншенкин просто путает термины. Возможно, применительно ко всем вышеперечисленным следовало бы говорить не об алкоголизме, а о бытовом пьянстве.

Потому что алкоголизм, он такая вещь, как бы это сказать… Его не спрячешь, это штука, которую сразу видно.

8. Ещё из Ваншенкина.

«Мы с Инной немало общались с Вениамином Александровичем Кавериным и его женой Лидией Николаевной Тыняновой. В Переделкине часто бывали у них в гостях.

Каверин относился к рассказчикам, которых не только слушать интересно, но и которым безоговорочно веришь, чисто подсознательно. Я не сразу понял причину этого. Но вот маленький отрывок из его напечатанных воспоминаний о встрече с Твардовским в 1943 году:

«Мы встретились на улице Горького. Я приехал из Заполярья, с Северного флота, Твардовский - с Юго-Западного фронта. (…) Твардовский жил тогда на улице Горького, мы сошлись в двух шагах от его дома, и после семи-восьми фраз - как, где, откуда, куда - он вдруг пригласил меня к себе:

- Водочка есть. Зашли, а?

Почему-то я решил, что он меня зовет к себе только потому, что одному скучно пить. Да и не мог я пить! Не прошло и двух недель, как я выписался из госпиталя в Полярном, до Москвы добрался не без труда, и, наконец, этому трудно поверить - вообще никогда не пил водку…»

И Ваншенкин комментирует: «Такое написать о себе, против себя! С тех пор я верил каждому его слову.»

Ну, и я прокомментирую: силен Ваншенкин! Такое человек о себе написал, в таком признался - от водки отказался! В таком виде пред людьми осмелился предстать !

9. Кстати, о Блоке. Тут и призадумаешься: да не объясняется ли сплошь депрессивный, человеко- и все остальное ненавистнический характер сочинений Блока 3-го тома (1907 и далее) - простым хроническим алкоголизмом?

Постоянным пребыванием с тяжелого похмелья со всем, этому пребыванию сопутствующим? (Тем более, он и сам оценивал многие свои стихи этого периода как пьяный бред?).

И не объясняется ли внезапное прекращение стихотворной деятельности Блока, полное молчание, и как он выражался «глухота», наступившее с марта 1918-го, тем, просто-напросто, что - водки не стало?

А алкоголик, лишенный ее, он, - это я по собственному опыту сообщаю, это чистый факт правды – мгновенно превращается в существо, не имеющее совершенно никакого интереса ни к чему на свете. Ангедония, ёпта.

Ну, а где нет интереса - какое уж тут вдохновение, и какие уж тут стихи.

Что ты об этом думаешь, читатель?

10. Нет, наверно, неправильно. То есть, про Блока. А вернее, примерно, вероятнее всего, вот как.

А так, что в первом и втором томе, за первые десять лет своей стихотворной деятельности, он, собственно, написал все, что знал и исчерпал все внутренние ресурсы.

Потом еще лет десять протянул на внешних стимуляторах, искусственно взвинчивая себя - водкой, развратом, всевозможным сатанизмом, итд, итп. (Ну и, конечно расплачиваясь за это беспрерывной тоской и проч.)

Ну, а потом и водка сразу и перестала действовать, и кончилась, и тут-то и - - -

11. С малопьющим Маяковским ведь так же было: исчерпавши внутренние ресурсы, он какое-то время подстегивал себя революцией и социальным заказом, и лет 12 на таком искусственном стимуляторе протянул.

Пока и это не перестало работать.

И - - -

12. И, собственно, практически все так: сначала работают на внутренней энергии, потом переходят на внешние источники, но потом и они кончаются.

И либо в петлю, как Есенин, либо замолчать, как Блок, либо уж осознанно и совершенно бессовестно заниматься «профессиональной поэзией», «тянуть, тянуть слово залежалое», исключительно ради поддержания своей приобретенной репутации «поэта», чем занимаются… Ну, обойдемся без имен.

"Я знаю, чего говорю - сам такой."

13. Еще наглядней это у рокеров - тех вообще не более, чем на 3-5 лет хватает.

Я об этом уже вроде где-то писал – что поэтам нужно официально в 35 лет назначать пенсию, как балеринам… Вспомнил. В сообщ. Автоматизация приемов, вот где я это писал.

14. Это на что же я намекаю - на то, что поэма “Двенадцать” сочинена с перепою и представляет собой просто похмельный бред?

Конечно! Именно на это я и намекаю.

Более того - три четверти любой поэзии сочинено с перепою и являет собой похмельный бред. А что там про это наговорят литературоведы – ну, так литературоведы же не пьют, что с них взять!

15. Упрощаю и вульгаризую? Конечно, упрощаю. Конечно, вульгаризирую. Ибо иначе - невозможно. Ибо, если не упрощать и не вульгаризовывать, - вообще ничего ни о чем никогда сказать нельзя. Ибо любое высказывание есть вульгаризация и упрощение, ибо

Мысль изреченная есть ложь,

и нужно либо действительно молчать, скрываться и таить, или уж сознательно идти на вульгаризацию и упрощение ради того, чтобы хоть примерно что-то сказать.

Так я примерно полагаю.