Амфибрахий — различия между версиями

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск
((2000, осень))
Строка 1: Строка 1:
 
== ([[2000]], [[осень]]) ==
 
== ([[2000]], [[осень]]) ==
  
[[Тураев 88]]:  
+
== [[Тураев 88]]: ==
  
 
«(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке.
 
«(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке.
Строка 9: Строка 9:
 
( _ ! _ )  ( _!_  )  (  _!_ )  ( _!_ )  (  _!_ )  ( _! ….  
 
( _ ! _ )  ( _!_  )  (  _!_ )  ( _!_ )  (  _!_ )  ( _! ….  
  
и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих клаузулу и в счет размера не входящих.
+
и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих [[клаузула|клаузулу]] и в счет размера не входящих.
  
 
( - : безударный слог; ! : ударный)
 
( - : безударный слог; ! : ударный)
  
В 18 веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, А. Фет, А.К. Толстой и др.  
+
В [[18 век|18 веке]] употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.[[Жуковский|Жуковским]]. К нему обращались В. [[Кюхельбекер]], М. [[Лермонтов]], А. [[Фет]], [[А.К. Толстой]] и др.  
  
Наиболее распространенная форма – четырехстопный А.:
+
Наиболее распространенная форма – [[четырехстопный]] А.:
  
Герои, скитальцы морей, альбатросы,
+
<poem>Герои, скитальцы морей, альбатросы,
 
Застольные гости громовых пиров,
 
Застольные гости громовых пиров,
 
Орлиное племя. Матросы, матросы,
 
Орлиное племя. Матросы, матросы,
Вам песнь огневая рубиновых слов.
+
Вам песнь огневая рубиновых слов.</poem>
  
 
(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)
 
(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)
Строка 31: Строка 31:
 
(А.Фет)"
 
(А.Фет)"
  
20 век
+
== [[20 век]] ==
  
В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.
+
В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших [[размеры|размеров]].
  
Если 19век был веком в первую очередь ямба (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них дольников – см.  
+
Если [[19 век]] был веком в первую очередь [[ямб]]а (ну, кроме [[Некрасов]]а с [[Надсон]]ом, которые обильно вводили [[трехсложники]], но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением [[Тютчев]]а, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком [[трехсложные размеры|трехсложных размеров]] – как их самих, так и получающихся из них [[дольник]]ов – см.  
  
 
А из трехсложников – амфибрахий.
 
А из трехсложников – амфибрахий.
  
Андрей Белый,
+
Примеры:
 +
 
 +
== Андрей [[Белый]] ==
  
 
например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений:
 
например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений:
  
Довольно: не жди, не надейся,  
+
<poem>Довольно: не жди, не надейся,  
 
Рассейся, мой бедный народ!
 
Рассейся, мой бедный народ!
 
В пространство пади и разбейся
 
В пространство пади и разбейся
Строка 71: Строка 73:
 
Лихая прошла колея, –  
 
Лихая прошла колея, –  
 
исчезни в пространство, исчезни,
 
исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!   
+
Россия, Россия моя!  </poem>
 
+
(трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье»; из книги «Пепел», из цикла «Россия»).
+
  
(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот эстетов и декадентов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».  
+
([[трехстопный]] А.; июль [[1908]]; «Отчаянье»; из книги «[[Пепел]]», из цикла «Россия»).
  
Неонародничество: и Блок туда же, и тогда же появившийся, например, Городецкий, а тут как раз и Клюев с Есениным, а тут и Иллиодор с Гришкой Распутиным,  да все это пополам с  хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с Рерихом, с Блаватской и Штайнером;  каша ох интересная заварилась – подробности см. Блок, Есенин.  
+
(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот [[эстеты|эстетов]] и [[декаденты|декадентов]] к вопросам [[общественность|общественности]] и проблемам тяжелой народной доли».  
  
А еще лучше - чит. «Хлыст» Е.Эткинда. Там про это чрезвычайно подробно и обстоятельно).
+
[[Неонародничество]], йа: и [[Блок]] туда же, и тогда же появившийся, например, [[Городецкий]], а тут как раз и [[Клюев]] с [[Есенин]]ым, а тут и [[Иллиодор]] с Гришкой [[Распутин]]ым,  да все это пополам с  [[хлыстовство]]м (тот же «[[Серебряный голубь]]»), с [[Рерих]]ом, с [[Блаватская|Блаватской]] и Штайнером;  каша ох густая заварилась. Читай про это «[[Хлыст]]» [[Эткинд]]а. Там всё чрезвычайно подробно и обстоятельно).
  
кушнер
+
== Кушнер ==
  
А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер:  
+
А вот вариант А. уже конца 20 века. [[Кушнер]]:  
  
Быть классиком – значит стоять на шкафу
+
<poem>Быть классиком – значит стоять на шкафу
 
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
 
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
 
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
 
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Строка 106: Строка 106:
 
О юноши, пыль на лице, как чулок!
 
О юноши, пыль на лице, как чулок!
 
Быть классиком страшно, почти неприлично.
 
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.
+
Не слышат: им хочется под потолок.</poem>
  
(1978)
+
([[1978]])
  
итд
+
== итд ==
  
 
Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
 
Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
  
цифры
+
== цифры ==
  
 
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
 
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
  
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры,  а в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.  
+
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу [[Гаспаров]]а М., где эти цифры,  а в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.  
  
 
Потому что, в общем, это  лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.
 
Потому что, в общем, это  лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.
  
Вот пример вышесказанному
+
== Вот пример вышесказанному ==
  
 
Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки».  И денег у нас – бочек на 18 как минимум.  
 
Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки».  И денег у нас – бочек на 18 как минимум.  
Строка 239: Строка 239:
  
  
[[Category:Всё на А]] [[Category:литература]] [[Category:поэзия]] [[Category:размеры]] [[Category:2000]]
+
[[Category:Всё на А]] [[Category:литература]] [[Category:поэзия]] [[Category:размеры]] [[Category:2000]] [[Category:Шапа]]

Версия 07:37, 14 мая 2013

(2000, осень)

Тураев 88:

«(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке.

Схема А.:

( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! ….

и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих клаузулу и в счет размера не входящих.

( - : безударный слог; ! : ударный)

В 18 веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, А. Фет, А.К. Толстой и др.

Наиболее распространенная форма – четырехстопный А.:

Герои, скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя. Матросы, матросы,
Вам песнь огневая рубиновых слов.

(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)

А также трехстопный:

Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне.

(А.Фет)"

20 век

В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.

Если 19 век был веком в первую очередь ямба (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них дольников – см.

А из трехсложников – амфибрахий.

Примеры:

Андрей Белый

например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений:

Довольно: не жди, не надейся,
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать: –

Туда, на равнине горбатой, -
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой,
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись из сети бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, –

Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!

(трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье»; из книги «Пепел», из цикла «Россия»).

(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот эстетов и декадентов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».

Неонародничество, йа: и Блок туда же, и тогда же появившийся, например, Городецкий, а тут как раз и Клюев с Есениным, а тут и Иллиодор с Гришкой Распутиным, да все это пополам с хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с Рерихом, с Блаватской и Штайнером; каша ох густая заварилась. Читай про это «Хлыст» Эткинда. Там всё чрезвычайно подробно и обстоятельно).

Кушнер

А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер:

Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы,
Не то что раздеться – куска проглотить
Не мог при свидетелях, – скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком – в классе со шкафа смотреть
На школьников: им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева. Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.

(1978)

итд

Также нужно порыться и в остальных, да не до того.

цифры

Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.

Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, а в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.

Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.

Вот пример вышесказанному

Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки». И денег у нас – бочек на 18 как минимум.

– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.

– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.

– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. (Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае «круть» и «нештяк», а чаще и вообще «блять на хуй» - а это утомляет). – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку.

Вот за это я его и люблю

дольники

Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в дольник.

Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -

И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки свинг, а при этом еще и – естественность: неравномерность и рваность, свойственная именно бытовой речи.

При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного и т.д. слога.

Вот и пример из меня самого:

Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик! Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу! Какие кружавчики сверху шершавые! Звёздочки! Дырочки!, - Какую, зараза, сулят упоенье и негу!

Какие кружавчики сверху, которые как замороженные: Такие колючие, резкие, чёткие, хрупкие! Такие какие которые, ежели их так потрогаешь осторожно, - "Ай ачоча ачачо!" – возопевает руки!

Как это здорово, что, дорогая, чулки на тебе - они в сеточку; От этого я становлюсь хороший такой, задумчивый; И белое лето меня наполняет по самое темечко, И настоящее аж переполняется будущим,

И белое лето - пустое, огромное, медленное, - Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска, Как - ещё можно сравнить - было Грегору здорово Менделю Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...

Надым, июль 1988 г.

Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со спондеем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идет вибрация вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным размерам; кому интересно, пусть расчисляет сам.

пушкин

Вот ещё отличный амфибрахий. А.Пушкин. "Кавказ":

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной водной... Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.

1829