Амфибрахий — различия между версиями
(→(2000, осень)) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== ([[2000]], [[осень]]) == | == ([[2000]], [[осень]]) == | ||
− | [[Тураев 88]]: | + | == [[Тураев 88]]: == |
«(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке. | «(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке. | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! …. | ( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! …. | ||
− | и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих клаузулу и в счет размера не входящих. | + | и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих [[клаузула|клаузулу]] и в счет размера не входящих. |
( - : безударный слог; ! : ударный) | ( - : безударный слог; ! : ударный) | ||
− | В 18 веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, А. Фет, А.К. Толстой и др. | + | В [[18 век|18 веке]] употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.[[Жуковский|Жуковским]]. К нему обращались В. [[Кюхельбекер]], М. [[Лермонтов]], А. [[Фет]], [[А.К. Толстой]] и др. |
− | Наиболее распространенная форма – четырехстопный А.: | + | Наиболее распространенная форма – [[четырехстопный]] А.: |
− | Герои, скитальцы морей, альбатросы, | + | <poem>Герои, скитальцы морей, альбатросы, |
Застольные гости громовых пиров, | Застольные гости громовых пиров, | ||
Орлиное племя. Матросы, матросы, | Орлиное племя. Матросы, матросы, | ||
− | Вам песнь огневая рубиновых слов. | + | Вам песнь огневая рубиновых слов.</poem> |
(В.Кириллов, «Матросам, 1918 ») | (В.Кириллов, «Матросам, 1918 ») | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
(А.Фет)" | (А.Фет)" | ||
− | 20 век | + | == [[20 век]] == |
− | В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров. | + | В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших [[размеры|размеров]]. |
− | Если 19 | + | Если [[19 век]] был веком в первую очередь [[ямб]]а (ну, кроме [[Некрасов]]а с [[Надсон]]ом, которые обильно вводили [[трехсложники]], но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением [[Тютчев]]а, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком [[трехсложные размеры|трехсложных размеров]] – как их самих, так и получающихся из них [[дольник]]ов – см. |
А из трехсложников – амфибрахий. | А из трехсложников – амфибрахий. | ||
− | Андрей Белый | + | Примеры: |
+ | |||
+ | == Андрей [[Белый]] == | ||
например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений: | например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений: | ||
− | Довольно: не жди, не надейся, | + | <poem>Довольно: не жди, не надейся, |
Рассейся, мой бедный народ! | Рассейся, мой бедный народ! | ||
В пространство пади и разбейся | В пространство пади и разбейся | ||
Строка 71: | Строка 73: | ||
Лихая прошла колея, – | Лихая прошла колея, – | ||
исчезни в пространство, исчезни, | исчезни в пространство, исчезни, | ||
− | Россия, Россия моя! | + | Россия, Россия моя! </poem> |
− | + | ||
− | + | ||
− | ( | + | ([[трехстопный]] А.; июль [[1908]]; «Отчаянье»; из книги «[[Пепел]]», из цикла «Россия»). |
− | + | (Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот [[эстеты|эстетов]] и [[декаденты|декадентов]] к вопросам [[общественность|общественности]] и проблемам тяжелой народной доли». | |
− | + | [[Неонародничество]], йа: и [[Блок]] туда же, и тогда же появившийся, например, [[Городецкий]], а тут как раз и [[Клюев]] с [[Есенин]]ым, а тут и [[Иллиодор]] с Гришкой [[Распутин]]ым, да все это пополам с [[хлыстовство]]м (тот же «[[Серебряный голубь]]»), с [[Рерих]]ом, с [[Блаватская|Блаватской]] и Штайнером; каша ох густая заварилась. Читай про это «[[Хлыст]]» [[Эткинд]]а. Там всё чрезвычайно подробно и обстоятельно). | |
− | + | == Кушнер == | |
− | А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер: | + | А вот вариант А. уже конца 20 века. [[Кушнер]]: |
− | Быть классиком – значит стоять на шкафу | + | <poem>Быть классиком – значит стоять на шкафу |
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы. | Бессмысленным бюстом, топорща ключицы. | ||
О Гоголь, во сне ль это все, наяву? | О Гоголь, во сне ль это все, наяву? | ||
Строка 106: | Строка 106: | ||
О юноши, пыль на лице, как чулок! | О юноши, пыль на лице, как чулок! | ||
Быть классиком страшно, почти неприлично. | Быть классиком страшно, почти неприлично. | ||
− | Не слышат: им хочется под потолок. | + | Не слышат: им хочется под потолок.</poem> |
− | (1978) | + | ([[1978]]) |
− | итд | + | == итд == |
Также нужно порыться и в остальных, да не до того. | Также нужно порыться и в остальных, да не до того. | ||
− | цифры | + | == цифры == |
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки. | Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки. | ||
− | Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу | + | Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу [[Гаспаров]]а М., где эти цифры, а в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки. |
Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю. | Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю. | ||
− | Вот пример вышесказанному | + | == Вот пример вышесказанному == |
Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки». И денег у нас – бочек на 18 как минимум. | Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки». И денег у нас – бочек на 18 как минимум. | ||
Строка 239: | Строка 239: | ||
− | [[Category:Всё на А]] [[Category:литература]] [[Category:поэзия]] [[Category:размеры]] [[Category:2000]] | + | [[Category:Всё на А]] [[Category:литература]] [[Category:поэзия]] [[Category:размеры]] [[Category:2000]] [[Category:Шапа]] |
Версия 07:37, 14 мая 2013
Содержание
(2000, осень)
Тураев 88:
«(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке.
Схема А.:
( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! ….
и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих клаузулу и в счет размера не входящих.
( - : безударный слог; ! : ударный)
В 18 веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, А. Фет, А.К. Толстой и др.
Наиболее распространенная форма – четырехстопный А.:
Герои, скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя. Матросы, матросы,
Вам песнь огневая рубиновых слов.
(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)
А также трехстопный:
Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне.
(А.Фет)"
20 век
В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.
Если 19 век был веком в первую очередь ямба (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них дольников – см.
А из трехсложников – амфибрахий.
Примеры:
Андрей Белый
например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений:
Довольно: не жди, не надейся,
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!
Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать: –
Туда, на равнине горбатой, -
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой,
В косматый свинец облаков,
Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись из сети бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, –
Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!
(трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье»; из книги «Пепел», из цикла «Россия»).
(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот эстетов и декадентов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».
Неонародничество, йа: и Блок туда же, и тогда же появившийся, например, Городецкий, а тут как раз и Клюев с Есениным, а тут и Иллиодор с Гришкой Распутиным, да все это пополам с хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с Рерихом, с Блаватской и Штайнером; каша ох густая заварилась. Читай про это «Хлыст» Эткинда. Там всё чрезвычайно подробно и обстоятельно).
Кушнер
А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер:
Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.
Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы,
Не то что раздеться – куска проглотить
Не мог при свидетелях, – скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?
Быть классиком – в классе со шкафа смотреть
На школьников: им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.
Как нос Ковалева. Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.
(1978)
итд
Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
цифры
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, а в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.
Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.
Вот пример вышесказанному
Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки». И денег у нас – бочек на 18 как минимум.
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.
– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. (Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае «круть» и «нештяк», а чаще и вообще «блять на хуй» - а это утомляет). – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку.
Вот за это я его и люблю
дольники
Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в дольник.
Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -
И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки свинг, а при этом еще и – естественность: неравномерность и рваность, свойственная именно бытовой речи.
При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного и т.д. слога.
Вот и пример из меня самого:
Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик! Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу! Какие кружавчики сверху шершавые! Звёздочки! Дырочки!, - Какую, зараза, сулят упоенье и негу!
Какие кружавчики сверху, которые как замороженные: Такие колючие, резкие, чёткие, хрупкие! Такие какие которые, ежели их так потрогаешь осторожно, - "Ай ачоча ачачо!" – возопевает руки!
Как это здорово, что, дорогая, чулки на тебе - они в сеточку; От этого я становлюсь хороший такой, задумчивый; И белое лето меня наполняет по самое темечко, И настоящее аж переполняется будущим,
И белое лето - пустое, огромное, медленное, - Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска, Как - ещё можно сравнить - было Грегору здорово Менделю Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...
Надым, июль 1988 г.
Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со спондеем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идет вибрация вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным размерам; кому интересно, пусть расчисляет сам.
пушкин
Вот ещё отличный амфибрахий. А.Пушкин. "Кавказ":
Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной водной... Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.
1829