Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Амфибрахий

1045 байтов добавлено, 04:56, 14 мая 2013
Нет описания правки
== ([[2000]], [[осень]]) ==
== [[Тураев 88]]: ==
«(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке.
( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! ….
и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих [[клаузула|клаузулу ]] и в счет размера не входящих.
( - : безударный слог; ! : ударный)
В [[18 век|18 веке ]] употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.[[Жуковский|Жуковским]]. К нему обращались В. [[Кюхельбекер]], М. [[Лермонтов]], А. [[Фет]], [[А.К. Толстой ]] и др.
Наиболее распространенная форма – [[четырехстопный ]] А.:
<poem>Герои, скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя. Матросы, матросы,
Вам песнь огневая рубиновых слов.</poem>
(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)
(А.Фет)"
== [[20 век]] ==
В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших [[размеры|размеров]].
Если [[19век ]] был веком в первую очередь ямба [[ямб]]а (ну, кроме Некрасова [[Некрасов]]а с Надсоном[[Надсон]]ом, которые обильно вводили [[трехсложники]], но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева[[Тютчев]]а, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком [[трехсложные размеры|трехсложных размеров ]] – как их самих, так и получающихся из них дольников [[дольник]]ов – см.
А из трехсложников – амфибрахий.
Примеры: == Андрей [[Белый,]] ==
например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений:
<poem>Довольно: не жди, не надейся,
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
Лихая прошла колея, –
исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя! </poem>
([[трехстопный ]] А.; июль [[1908]]; «Отчаянье»; из книги «Пепел»«[[Пепел]]», из цикла «Россия»).
(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот [[эстеты|эстетов ]] и [[декаденты|декадентов ]] к вопросам [[общественность|общественности ]] и проблемам тяжелой народной доли».
[[Неонародничество]], йа: и [[Блок ]] туда же, и тогда же появившийся, например, [[Городецкий]], а тут как раз и [[Клюев ]] с Есениным[[Есенин]]ым, а тут и [[Иллиодор ]] с Гришкой Распутиным[[Распутин]]ым, да все это пополам с хлыстовством [[хлыстовство]]м (тот же «Серебряный голубь»«[[Серебряный голубь]]»), с Рерихом[[Рерих]]ом, с [[Блаватская|Блаватской ]] и Штайнером; каша ох интересная густая заварилась – подробности см. Блок, ЕсенинЧитай про это «[[Хлыст]]» [[Эткинд]]а. Там всё чрезвычайно подробно и обстоятельно).
А еще лучше - чит. «Хлыст» Е.Эткинда. Там про это чрезвычайно подробно и обстоятельно).== Кушнер ==
кушнерА вот вариант А. уже конца 20 века. [[Кушнер]]:
А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер:  <poem>Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
О юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.</poem>
([[1978]])
== итд==
Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
== [[цифры]] ==
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова [[Гаспаров]]а М., где эти цифры, а в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.
Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.
== Вот пример вышесказанному==
Яростной весной [[1988 ]] года мы – автор этих строк, + [[Шапа|Шаповалов ]] Ю., + [[Богомяков ]] В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по [[Центральная площадь|Центральной площади ]] [[Тюмень|Тюмени ]] в сторону магазина «Восток»«[[Восток]]», где, по слухам, выбросили азербайджанский [[кохъяк «Три Бочки»]] «[[Три Бочки]]». И денег у нас – бочек на 18 как минимум.
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой [[парадность|парадный]], [[торжественность|торжественный]], – отвечает другой.
– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. (Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае «круть» «[[круть]]» и «нештяк»«[[нештяк]]», а чаще и вообще «блять «[[блять на хуй» хуй]]» - а это утомляет). – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на [[парады|парадах ]] [[Павел 1|Павла 1-го]]: как бы [[вприпрыжку]].
Вот за это я его и люблю
== дольники==
Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в [[дольник]].
Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -
И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо -таки [[свинг]], а при этом еще и – [[естественность]]: [[неравномерность ]] и [[рваность]], свойственная именно [[спонтанность|спонтанной]] [[бытовая речь|бытовой речи]].
При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, [[возвышенный слог|возвышенного и т.д. слога]].
== Вот и пример из меня самого:==
<poem>Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик!
Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу!
Какие кружавчики сверху шершавые! Звёздочки! Дырочки!, -
Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска,
Как - ещё можно сравнить - было Грегору здорово Менделю
Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...</poem> [[Надым]], [[июль ]] [[1988 г]].
Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, [[пятистопный]], что уже редкость, и, правда, со спондеем [[сверхразмерные ударения|сверхразмерным ударением]] в последней [[стопа|стопе]], что также не характерно для [[классические образцы|классических образцов]]); ну а дальше идет [[вибрация ]] вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже [[двухсложные размеры|двухсложным размерам]]; кому интересно, пусть расчисляет исчисляет сам.
пушкин== [[Пушкин]] ==
Вот ещё отличный амфибрахийобнаружил. 19 века! А.Пушкин. "[[Кавказ]]":
<poem>Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
И лижет утесы голодной водной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.</poem>
1829
Головокружительно, да.
[[Category:Всё на А]] [[Category:литература]] [[Category:поэзия]] [[Category:размеры]] [[Category:2000]] [[Category:Шапа]]

Навигация