Амфибрахий — различия между версиями

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 114: Строка 114:
 
Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
 
Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
  
== цифры ==
+
== [[цифры]] ==
  
 
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
 
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
Строка 124: Строка 124:
 
== Вот пример вышесказанному ==
 
== Вот пример вышесказанному ==
  
Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки».  И денег у нас – бочек на 18 как минимум.  
+
Яростной весной [[1988]] года мы – автор этих строк, + [[Шапа|Шаповалов]] Ю., + [[Богомяков]] В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по [[Центральная площадь|Центральной площади]] [[Тюмень|Тюмени]] в сторону магазина «[[Восток]]», где, по слухам, выбросили азербайджанский [[кохъяк]] «[[Три Бочки]]».  И денег у нас – бочек на 18 как минимум.  
  
 
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.
 
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.
  
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.
+
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой [[парадность|парадный]], [[торжественность|торжественный]], – отвечает другой.
  
– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен,  что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. (Обычно ему приходится общаться с товарищами  при помощи слов в лучшем случае «круть» и «нештяк», а чаще и вообще «блять на хуй» - а это утомляет). – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку.
+
– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен,  что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. (Обычно ему приходится общаться с товарищами  при помощи слов в лучшем случае «[[круть]]» и «[[нештяк]]», а чаще и вообще «[[блять на хуй]]» - а это утомляет). – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на [[парады|парадах]] [[Павел 1|Павла 1]]: как бы [[вприпрыжку]].
  
 
Вот за это я его и люблю
 
Вот за это я его и люблю
  
дольники
+
== дольники ==
  
Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в дольник.  
+
Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в [[дольник]].  
  
 
Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -
 
Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -
  
И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки свинг, а при этом еще и – естественность: неравномерность и рваность, свойственная именно бытовой речи.  
+
И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо-таки [[свинг]], а при этом еще и – [[естественность]]: [[неравномерность]] и [[рваность]], свойственная именно [[спонтанность|спонтанной]] [[бытовая речь|бытовой речи]].  
  
При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного  и т.д. слога.
+
При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, [[возвышенный слог|возвышенного  и т.д. слога]].
  
Вот и пример из меня самого:
+
== Вот и пример из меня самого: ==
  
Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик!
+
<poem>Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик!
 
Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу!
 
Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу!
 
Какие кружавчики сверху шершавые! Звёздочки! Дырочки!, -  
 
Какие кружавчики сверху шершавые! Звёздочки! Дырочки!, -  
Строка 164: Строка 164:
 
Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска,
 
Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска,
 
Как - ещё можно сравнить - было Грегору здорово Менделю
 
Как - ещё можно сравнить - было Грегору здорово Менделю
Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...
+
Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...</poem>
 +
 +
[[Надым]], [[июль]] [[1988]].
  
Надым, июль 1988 г.
+
Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, [[пятистопный]], что уже редкость, и, правда, со [[сверхразмерные ударения|сверхразмерным ударением]] в последней [[стопа|стопе]], что также не характерно для [[классические образцы|классических образцов]]); ну а дальше идет [[вибрация]] вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже [[двухсложные размеры|двухсложным размерам]]; кому интересно, пусть исчисляет сам.
  
Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со спондеем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идет вибрация вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным размерам; кому интересно, пусть расчисляет сам.
+
== [[Пушкин]] ==
  
пушкин
+
Вот ещё отличный амфибрахий обнаружил. 19 века! А.Пушкин. "[[Кавказ]]":
  
Вот ещё отличный амфибрахий. А.Пушкин. "Кавказ":
+
<poem>Кавказ подо мною. Один в вышине
 
+
Кавказ подо мною. Один в вышине
+
 
Стою над снегами у края стремнины;
 
Стою над снегами у края стремнины;
 
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
 
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Строка 200: Строка 200:
 
И лижет утесы голодной водной...
 
И лижет утесы голодной водной...
 
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
 
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
+
Теснят его грозно немые громады.</poem>
  
 
1829
 
1829
  
 +
Головокружительно, да.
  
  

Текущая версия на 07:56, 14 мая 2013

(2000, осень)

Тураев 88:

«(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги в строке.

Схема А.:

( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! ….

и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих клаузулу и в счет размера не входящих.

( - : безударный слог; ! : ударный)

В 18 веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, А. Фет, А.К. Толстой и др.

Наиболее распространенная форма – четырехстопный А.:

Герои, скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя. Матросы, матросы,
Вам песнь огневая рубиновых слов.

(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)

А также трехстопный:

Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне.

(А.Фет)"

20 век

В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.

Если 19 век был веком в первую очередь ямба (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них дольников – см.

А из трехсложников – амфибрахий.

Примеры:

Андрей Белый

например, одно из самых знаменитых – и типичных - его стихотворений:

Довольно: не жди, не надейся,
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать: –

Туда, на равнине горбатой, -
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой,
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись из сети бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, –

Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!

(трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье»; из книги «Пепел», из цикла «Россия»).

(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот эстетов и декадентов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».

Неонародничество, йа: и Блок туда же, и тогда же появившийся, например, Городецкий, а тут как раз и Клюев с Есениным, а тут и Иллиодор с Гришкой Распутиным, да все это пополам с хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с Рерихом, с Блаватской и Штайнером; каша ох густая заварилась. Читай про это «Хлыст» Эткинда. Там всё чрезвычайно подробно и обстоятельно).

Кушнер

А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер:

Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы,
Не то что раздеться – куска проглотить
Не мог при свидетелях, – скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком – в классе со шкафа смотреть
На школьников: им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева. Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.

(1978)

итд

Также нужно порыться и в остальных, да не до того.

цифры

Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.

Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, а в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.

Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.

Вот пример вышесказанному

Яростной весной 1988 года мы – автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «Три Бочки». И денег у нас – бочек на 18 как минимум.

– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.

– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.

– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. (Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае «круть» и «нештяк», а чаще и вообще «блять на хуй» - а это утомляет). – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на парадах Павла 1: как бы вприпрыжку.

Вот за это я его и люблю

дольники

Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в дольник.

Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -

И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо-таки свинг, а при этом еще и – естественность: неравномерность и рваность, свойственная именно спонтанной бытовой речи.

При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного и т.д. слога.

Вот и пример из меня самого:

Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик!
Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу!
Какие кружавчики сверху шершавые! Звёздочки! Дырочки!, -
Какую, зараза, сулят упоенье и негу!

Какие кружавчики сверху, которые как замороженные:
Такие колючие, резкие, чёткие, хрупкие!
Такие какие которые, ежели их так потрогаешь осторожно, -
"Ай ачоча ачачо!" – возопевает руки!

Как это здорово, что, дорогая, чулки на тебе - они в сеточку;
От этого я становлюсь хороший такой, задумчивый;
И белое лето меня наполняет по самое темечко,
И настоящее аж переполняется будущим,

И белое лето - пустое, огромное, медленное, -
Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска,
Как - ещё можно сравнить - было Грегору здорово Менделю
Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...

Надым, июль 1988.

Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со сверхразмерным ударением в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идет вибрация вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным размерам; кому интересно, пусть исчисляет сам.

Пушкин

Вот ещё отличный амфибрахий обнаружил. 19 века! А.Пушкин. "Кавказ":

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной водной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

1829

Головокружительно, да.