Анакруза

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

(2000, осень)

Тураев 88:

«(от греч. анакрузис – отталкивание) – безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому ударному.

А. у хорея и дактиля – нулевая, потому что строка начинается сразу с ударного слога.

В ямбе и амфибрахии А. односложная, в анапесте – двусложная.

Встречаются стихи с вариациями А. (с переменной А.):

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

(М.Лермонтов, «Желание»)

Схема чередования здесь А.: односложная – двусложная – односложная – двусложная.»

дольники

Путем варьирования анакрузы из трехсложных размеров получаются дольники, позволяющие в одном стихотворении одним размером объединить все трехсложники сразу.

Брюсов, например:

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

anakruz.gif

(Подчеркнуты ударные слоги)

Первая и третья строки - правильный дактиль (ударения по схеме 1 – 4 - 7) , вторая - совсем правильный амфибрахий (метрическая схема 2 – 5 – 8) , четвертая - правильный анапест (ударения по схеме 3 – 6 – 9). То есть, все три разновидности трехсложных размеров сразу, в одной строфе!

Все это приводится к совсем правильным размерам - к правильному амфибрахию - посредством именно анакрузы: в первый и третьей строке - удлинением ее еще на один слог:

(О) где вы, грядущие гунны

и

(Я) слышу ваш топот чугунный,

в четвертой - наоборот, пропуском одного слога в ней

П' еще неоткрытым Памирам.

в музыке

это называется, кажется, «затакт».

я

0_85ce3_dd0397f7_XXXL.jpg