Анакруза
Содержание
(2000, осень)
Тураев 88:
«(от греч. анакрузис – отталкивание) – безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому ударному.
А. у хорея и дактиля – нулевая, потому что строка начинается сразу с ударного слога.
В ямбе и амфибрахии А. односложная, в анапесте – двусложная.
Встречаются стихи с вариациями А. (с переменной А.):
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
(М.Лермонтов, «Желание»)
Схема чередования здесь А.: односложная – двусложная – односложная – двусложная.»
дольники
Путем варьирования анакрузы из трехсложных размеров получаются дольники, позволяющие в одном стихотворении одним размером объединить все трехсложники сразу.
Брюсов, например:
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.
(Подчеркнуты ударные слоги)
Первая и третья строки - правильный дактиль (ударения по схеме 1 – 4 - 7) , вторая - совсем правильный амфибрахий (метрическая схема 2 – 5 – 8) , четвертая - правильный анапест (ударения по схеме 3 – 6 – 9). То есть, все три разновидности трехсложных размеров сразу, в одной строфе!
Все это приводится к совсем правильным размерам - к правильному амфибрахию - посредством именно анакрузы: в первый и третьей строке - удлинением ее еще на один слог:
(О) где вы, грядущие гунны
и
(Я) слышу ваш топот чугунный,
в четвертой - наоборот, пропуском одного слога в ней
П' еще неоткрытым Памирам.
в музыке
это называется, кажется, «затакт».
я