Аристей
Аристей из Проконесса
1. (14 ноября 1997). Древний грек, первый, насколько известно автору этих строк, из людей, причастных к мировой цивилизации, который бывал в тех местах, где нынче находится Тюмень и ее область. И даже описал это свое здесь пребывание в эпической поэме.
Это было примерно в середине VII века до нашей эры, и это описано Геродотом в его "Истории", в книге IV, пп. 13-15.
Геродот, конечно, не пишет, что Аристей был в Тюменской области. Он пишет, что Аристей был в земле исседонов. А вот земля исседонов, это нынешняя Тюменщина и есть, см. об этом сообщ. «аримаспы».
2. Об Аристее же Геродот пишет:
"Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам.
По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи, на границе с морем.
Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы).
Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину.
Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах."
3. "Откуда происходил сочинитель этой поэмы Аристей, я уже сказал. Теперь сообщу также и то, что мне довелось слышать о нем в Проконнесе и Кизике.
Как передают, Аристей был родом из самых знатных граждан Проконесса.
Однажды он пришел в сукновальную мастерскую и там умер. Валяльщик запер свою мастерскую и пошел сообщить родственникам усопшего. По городу между тем пошла молва о смерти Аристея, но какой-то кизикенец из города Артаки оспаривал эту весть. По его словам, он встретил Аристея по пути в Кизик и сам говорил с ним.
Родственники усопшего тем временем пошли в сукновальную со всем необходимым для погребения. Но когда они открыли двери дома, то там не оказалось Аристея ни мертвого, ни живого.
Через семь лет Аристей, однако, снова появился в Проконессе и сложил свою эпическую поэму, которая теперь у эллинов называется "Эпос об аримаспах". Сочинив эту поэму, он исчез вторично."
4. "Так рассказывают в этих городах. Я же знаю, что в Метапонтии в Италии через 240 лет после вторичного исчезновения Аристея произошло следующее (как я установил это, сравнивая происшествия в Проконессе и Метапонтии).
Аристей, по словам метапонтийцев, явился в их страну и повелел воздвигнуть алтарь Аполлону и возле него поставить статую с именем Аристея из Проконесса. Ведь Аполлон пришел, говорил он, из всех италиотов только к ним одним (в их город Метапонтии), а в свите бога прибыл также и он сам - ныне Аристей. А прежде, как спутник Аполлона, он был вороном.
После этих слов Аристей исчез.
Метапонтийцы же послали в Дельфы вопросить бога, что же обозначает явление призрака этого человека. Пифия повелела им повиноваться призраку, так как это-де послужит им ко благу.
Метапонтийцы послушались совета Пифии. И действительно, там и теперь еще (- конец V века до н.э. - М.Н.) стоит статуя с именем Аристея подле самого кумира Аполлона, а вокруг растут лавровые деревья.
Кумир же бога воздвигнут на рыночной площади.»
5. Вот сколь непростым был человек, первым из европейцев побывавший в нынешней Тюменской области! [[Категория:древность]