Безмерность

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

безмерность

1. 2001. Почиталась в 20-м веке просто обязательным для поэта свойством. М. Цветаева:

</poem>Что же мне делать, птенцу и первенцу, В мире, где наичернейший сер, Где вдохновенье хранят как в термосе, С этой безмерностью в мире мер? </poem>

2. Это — романтическая вариация на указанную тему. В 20-м веке, помимо указанного романтического, имел место и авангардистский вариант трактовки этого понятия: безмерность — это кто чего больше, прежде не являвшегося предметом искусств, сумеет объявить таким предметом. И, главное, сможет заставить общество с этим согласиться.

Более того: согласно Гройсу, это вот и есть главная (если не единственная) цель авангардистского искусства.

Которое — согласно тому же Гройсу (http://guelman.ru/avdei/grois.htm), — одно только и есть собственно искусство. А всё остальное — так, декоративно-прикладные промыслы.

3. Заставить считать искусством — например:

цветные пятна на холсте

ровненькие серенькие квадратики на холсте же

черный квадрат на холсте

— сам пустой холст;

— дырку в пустом холсте

перевернутый вверх ногами писсуар;

аквариум, с плавающей в нем деревянной рукой;

изображение банки супа «Кэмпбелл», увеличенной в 48 раз;

сколько-то там гектаров земли, выкрашенных синей краской;

мертвого зайца, покрытого медом и завернутого в войлок;

акт иображение из себя человека, сошедшего с ума и решившего, что он собака;

акт обсирания от восторга перед картиной Ван-Гога в Музее Пушкина;

акт показа жопы публике для смеха с парохода;

акт отказа от показа жопы публике для смеха на перекрестке Буденновского и Пушкинсокй;

и проч., и проч. и проч.

4. Все вышеуказанные примеры — из сферы изобразительного искусства, которое шло все время впереди, все новые и новые авангардистские идеи и смыслы порождались первоначально именно в нём. Но и в литературе наличествовала эта гонка: кто сумеет еще больше, чем прежние авторы, переступить пределы границ здравого смысла и общественных приличий : «А я!» — «Нет, это а я!»

А я у негров хуй сосал!

А я зато говно ел!

А я — пятилетнего братика к гомосексуализму приучил!

А я — на фотографию мертвой бабушки дрочил!

Поучаствовал и я в этой гонке: а я — целые длинные стихи одними матерными словами писал!

Печально это.

И удивительно: авангардизм ведь уж сколько лет как объявлен трупом, а на смену ему пришел постмодернизм, который, казалось бы — – —

А вот нет, живы ещё его установки, авангардизма. Вся деятельность Тер-Оганяна А. С. 1990-х годов как раз и была посвящена этому — демонстрации того, что авангардистские принципы, несмотря на постмодернизм и "смерть искусства", по-прежнему живы и действуют. И — высмеиванию этого.

5. Ну и додемонстрировался, ну и довысмеивал. Последняя его псевдо — и анти — авангардистская акция, рубка икон, — была понята всеми именно как сугубо авангардистская, как еще одно «А я! А я!»

Результат известен.