Брейк
(1995?)
1985, 21 марта.
М. Немиров, то есть автор этих строк, то есть я, лежит на верхней боковой полке плацкартного вагона поезда, мчащего его со страшной силой грохота и лязга из Москвы в Тюмень и находящегося в описываемый момент где-то возле Мурома.
М.Немиров возвращается с ленинградского рок-фестиваля, проводившегося полуподпольно в рок-клубе на улице Рубинштейна, на который М.Немиров попал совершенно случайно и был увиденным поражен.
Он лежит на верхней полке, полный восторга, изумления и смятения в голове, плюс еще действия на нее весны. Сознание его переживает состояние мутации: оно с небывалой силой осознает, то вся жизнь как лично его, 23-х-летнего М.Немирова, так и остального человечества теперь должна быть полностью и тотально переустроена на началах шика, блеска, сияния и невиданной крутоты. И он строит далеко идущие планы, как это осуществлять: с чего и как начинать, чем продолжать, что делать потом, и - - -, и - - -
Меж тем внизу, на нижних полках плацкартного отсека, происходит следующий разговор. Сидящая там бабка:
- А что, правда, говорят, есть такой танец - на голове пляшут?
Попутчица примерно тридцати лет:
- Брейк, что ли? Есть.
- Так прямо и на голове?
- Ну, не совсем на голове, но, бывает, и на голове.
Бабка задумывается, пытаясь себе это представить, после чего восклицает:
- Господи, да они уже поперекалечатся!
2. Спустя некоторая время все та же бабка - видимо, картина танца, танцуемого на голове, уж очень поразила ее воображение:
- Кто же такой танец придумал?
- Американцы, бабушка.
Опять молчание и раздумье.
И опять резюме:
- Наверно, нарочно придумали, чтобы над нашими дураками посмеяться. А наши дураки и рады!
Вот сколь изумительно и разнообразно наше Отечество! – только и осталось, что восхититься автору этих строк, лежащий на верхней полке. И как эти разнообразности впрессованы в друг друга! Вот, здесь, на трех квадратных метрах, вот - я лежу, являя собой совсем одно, а вот, тут же - и эта бабка, которая вовсе совсем другое.
брейкдэнс
Впрочем, речь в данном сообщении идет не о разнообразии. Речь идет об упомянутом танце "брейк". Ибо такой действительно был.
Считается, что изобретен он негритянской поп-звездой Джеймсом Брауном: разъезжая по миру с песнями со свой пластинки "Get On the Good Foot" (1972 год), он плясал на концертах таким образом, что "это породило моду на танец "good foot" - надо было "ломать" движения в такт ломанным битам пластинки.
Затем, на улицах Бронкса, гуд фут и переродился в уличный брейк (ломанный) дэнс (танец)."
К середине 80-х брейк добрался до СССР и в 1985 - 1987 годах являлся крайне популярным на просторах одной шестой части суши.
Танцевался он под музыку, нынче называемую "рэп" (на самом деле, под так наз. электро - см.), и имел две разновидности: первая состояла в этаких рваных роботоподобных движениях, чередующих медленные, повышенной плавности перемещения по вертикали и горизонтали руками и ногами, с неожиданно резкими и быстрыми разворотами всем туловищем подобно именно роботу с негнущимися конечностями; суть второй разновидности была в том, что нужно было сказать козлом, гопаком, железным болером и краковяком вприсядку со страшной силой и без малейшей пощады; и вот эта вторая разновидность включала в себя и такие па, когда нужно было, упав на спину, очень быстро крутиться вокруг собственной оси и даже и, действительно, порою вставать на голову.
геродот
Но придумали плясать на голове не американцы. Геродот сообщает:
“Клисфен, тиран Сиконийский, сын Аристонима, внук Мирона, правнук Андрея, пожелал свою дочь Аргаристу отдать в жены тому из эллинов, кого он найдет самым доблестным. Одержав на Олимпийских играх победу с четверкой коней, он велел объявить через глашатая: кто среди эллинов считает себя быть достойным быть зятем Клисфена, может прибыть в Сикион. Тогда все эллины, которые гордились своими предками и родным городом, отправились свататься в Сикион.
Когда женихи прибыли к назначенному сроку, Клисфен сначала справился у каждого из них о родном городе и его роде. Затем, удерживая женихов у себя целый год, тиран испытывал их доблесть, образ мыслей, уровень образования и характер. При этом он беседовал с каждым отдельно и со всеми вместе. Для более молодых женихов он устраивал гимнастические состязания.
Больше всех пришлись ему по сердцу женихи из Афин и среди них особенно сын Тисандра Гиппоклид. Между тем наступил день, когда Клисфен должен был объявить, кого из женихов он выбрал. Тогда он принес в жертву 100 быков и пригласил женихов и весь Сикион.
В разгаре пиршества Гиппоклид, который всецело завоевал внимание остальных гостей, велел флейтисту сыграть плясовой мотив. Когда тот заиграл, Гиппоклид пустился в пляс и плясал в свое удовольствие, Клисфен же смотрел на всю эту сцену мрачно и с неприязнью.
Затем, немного отдохнув, Гиппоклид велел внести стол. Когда стол внесли, Гиппоклид сначала начал исполнять на нем лаконские (спартанские – м.н.) плясовые коленца, а затем и другие – аттические (афинские – м.н.).
Наконец, упершись головой о стол и подняв ноги вверх, он стал выделывать коленца ногами.
Уже при первом и втором танце Клисфен думал хотя и с ужасом, что этот бесстыдный плясун может стать его зятем, но все же еще сдерживался. Когда же он увидел, как тот исполняет коленца вниз головой, то не мог уже молчать и вскричал: "О, сын Тисандра, ты право, проплясал свою свадьбу!".
А Гиппоклид ответил ему: "Что за дело до этого Гиппоклиду!".
Эти слова стали с тех пор известной поговоркой."
(Разбивка на абзацы, учитывая привычки современного читателя, тем более читающего не в книге, а с экрана монитора – моя. У Геродота все история изложена единым куском. Так тогда писали.)
полезное:
Отличная история хипхопа и вообще всякого чёрного андергаунда и бунтарства, начиная с Чёрных Пантер: http://imperium.lenin.ru/LENIN/23/hiphop/
Андрей Горохов. Музпросвет http://lib.ru/CULTURE/MUSIC/GOROHOW/muzprosvet.txt История брейкбита, хипхопа, рэпа и всего, из них вытекшего. Опять же – отличная.
Файл:История джиджеев: Билл Брюстер, Фрэнк Брутон "Прошлой ночью диджей спас мне жизнь: История диск-жокея" - http://lib.rus.ec/b/222967/read. Среди прочего там и очень подробная (и увлекательная) история нью-йоркского хипхопа с начала 70х до середины 80х.