Долька
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только - до конца.
Можно, ехидно съехидничав, спросить: какие такие состоящие из долек (мандаринообразные?) лица имел в виду Б.Л.Пастернак? Где он такие увидал? Состоящие из долек, которыми впридачу (дольками!) можно от него (лица!) оступаться! Хи-хи.
Тем не менее, стихотворение - несмотря и на это, и на дидактизм, наличие которого общепринято считать типичным признаком антипоэзии - хорошее. Оказывающее именно то самое воздействие на читателя, оказать которое и желал автор его. На меня, во всяком случае, в свое время - лет в двадцать я его прочел, - чрезвычайно оказавшее.
Мораль: не в точности сравнений и метафор - сущность поэзии. Среди всего многочисленного прочего, в чем ее не суть, - в том числе и не в этом.
А в чем?
Слава Богу, науке неизвестно
2006 07
У Юнны Мориц недавно нечаянно прочёл:
Я люблю себя только за то, что жив —
И более ни за что.
Очень понравилось. Чрезвычайно верно!
Потом присмотрелся — там не «себя», а «тебя».
Ну, это куда менее, конечно, убедительно. В таком варианте – банальность. А в моём – не совсем.