Малевич — различия между версиями

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск
(Содержимое страницы заменено на «жжж Category:Всё на М Category:живопись Category:авангард Category:оккультим …»)
Строка 1: Строка 1:
== 2005 03 ==
+
жжж
  
Ковалёв нашёл: http://forum.globalrus.ru/read.php?f=32&i=124920&t=124920
+
[[Category:Всё на М]]
  
"В чем причина преклонения перед «Черным квадратом» К. Малевича?    В чем его сила? Почему русские интеллигенты, в крови которых неистребимы с давних пор идеи негативизма (помните Базарова – Рафаэль гроша ломаного не стоит!), простите нигилизма, вдруг стали ломать голову над этим таинственным произведением в поиске его глубокого тайного смысла, словно это не геометрическая фигура, а пресловутый черный ящик философов? Да в чем же его неповторимость, делающая его выдающимся произведением искусства? Кстати рыночная стоимость этого шедевра по оценкам некоторых экспертов доходит до 20 миллионов долларов!
+
[[Category:живопись]] [[Category:авангард]]
  
А секрет то прост – и опять пресловутая «Кицур Шулхан Арух». В этом еврейском трактате оказывается описываются не только изуверские ритуалы, подобные тому, в котором обвиняли Бейлиса, но и за несколько столетий до создания шедевра, он описан как важный иудейский символ. Цитирую по публикации Николая Переяславова (см. «Наш современник №1 за 2005 год.Н. Переяславов. Почти дневник») со ссылкой в свою очередь на статью Я. Ушакова «Тайна черного квадрата», где дается убедительный в логическом смысле ответ на эту загадку.
+
[[Category:оккультим]] [[Category:чернокнижие]]
  
В 121 главе «Кицур Шулхан Аруха» написано: "…1. После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе…
+
[[Category:серебряный век]] [[Category:футуризм]]
  
По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (т.е. те же 48 на 48 см, что и на картине Малевича) – чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме…
+
[[Category:1910е]] [[Category:1920е]] [[Category:80е]]
  
Согласитесь, что это очень напоминает творение Малевича.»
+
[[Category:Ростов]] [[Category:Авдей]]
  
== ну да. ==
+
[[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]]
 
+
Цитирует "пресловутую «Кицур Шулхан Арух»", но не сам её читал, а о ней читал у Николая Переяславова, который тоже не сам читал, а ссылается на Я. Ушакова, который читал или нет - неизветно, но очень сомневаюсь, чтобы читал.
+
 
+
А меж тем так оно и будет теперь ходить - как твёрдо установленная истина. Как было со знаменитым "Планом Даллеса" - см. http://www.russ.ru/netcult/20020212n.html.
+
 
+
romov: ну, вот этому-то источнику можно доверять: http://www.jewish.ru/10616.asp
+
 
+
nemiroff: Ну, может и так. В смысле, что - действительно, есть такой обычай у евреев. Но применительно к Малевичу - весьма сомнительно чтобы именно этот обычай был первоисточником Чёрного Квадрата. Малевич был поляк, к чему ему напоминать об утраченнном евреями Иерусалиме?
+
 
+
Но даже если Чёрный Квадрат исходит и оттуда - Малевич был оккультюга и, возможно, что и увлекался какой-нибудь Каббалой и прочими иудейскими тайными знаниями (хотя, повторяю, лично мне об этом ничего не известно), - своё место в истории авангардной живописи "Чёрный квадрат" занимает не поэтому.
+
 
+
romov: ну это конечно, чего говорить
+
 
+
gouselle: "2. Пo установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48х48 см) - чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме"
+
 
+
- это не Черный квадрат. Это неоштукатуренный квадрат. Дома строили из кирпича или саманные, значит неоштукатуренный квадрат был кирпичного или серго цвета.
+
 
+
romov: то есть, по аналогии, скорее должен быть незагрунтованый квадрат холста на картине (в центре?).
+
 
+
по-моему, очень содержательная идея, кстати, хотя и опоздавшая лет на двадцать, как минимум.
+
 
+
помни о смерти искусства - и проч.
+
 
+
== (1998 вроде): ==
+
 
+
А вот вам простая скучная правда про Чёрный Квадрат. Она такова.
+
 
+
В 1915 году (или 1916-м) Малевич его выставил и заявил, что написав оный, полностью завершил тем самым развитие мировой живописи: больше живописи не будет. Финита. Амба. Кабздец. С тех пор, в том числе благодаря и вышеупомянутым заявлениям, сия картина есть одно из самых знаменитых произведений мирового авангарда. И при этом одно из ставящих простого человека с улицы в самый большой тупик: что это? Шутка? Тогда почему так с этим квадратом носятся? Что в нем все-таки хорошего? Отвечаю - насколько я понимаю.
+
 
+
== философский камень ==
+
 
+
Так вот: если я правильно понимаю, то хорошего в "Черном квадрате" то, и только то, что слова Малевича о завершении им мировой живописи - правда. Нужно только уточнить - авангардистской живописи. По порядку.
+
 
+
Вся история авангардизма есть, на мой взгляд, история поиска, типа как алхимики искали философский камень, - того, чем оно действует, искусство. В чем же его, в конце концов, то которое - - -.
+
 
+
Поиски эти осуществлялись вполне научным методом - методом редукции: отбрасывать одну за другим составляющие и смотреть - продолжает ли действовать, или нет. Чтобы в конце концов выпарить из него ту самую волшебную квинтэссенцию, в которой и таится его сила.
+
 
+
Импрессионисты выбросили сюжет - перешли к бессюжетным и как бы "случайным"  пейзажам итп - оказалось и без сюжета искусство возможно и эффективно. В смысле: "долбит". Каламбура ради можно сказать - как долбис араунд долбит!
+
 
+
Постимпрессионисты тогда отказались от игры рефлексов и воздуха - Сезанн, Ван-Гог, Гоген, у которых все происходит, в общем, в более менее абстрактном пространстве.Обнаружилось в результате, и не в светотени суть искусства, и без нее оно работает, и еще как.
+
 
+
Матисс покусился на объем, став писать почти совсем плоскостные картины. Таким образом было выяснено, что художественная сила уж точно не в объеме, не в перспективе и не в чем-либо подобном: почти плоскостные картины Матисса действуют на глаз и сознание человека, и сильно.
+
 
+
Кандинский выбросил самое изображение, заявив, что главное в искусстве - эмоции, подсознание и внутренняя художественная ярость художника, передаваемые одним цветом - а все остальное - только побрякушки. Примерно тогда же примерно то же утверждал и Пастернак:
+
 
+
И сады, и пруды, и ограды,
+
И кипящее белыми воплями
+
Мирозданье, - лишь страсти разряды
+
Человеческим сердцем накопленной.
+
 
+
Мондриан примерно тогда же (на самом деле даже раньше, году примерно в 1910-м) - выкинул полностью из живописи цвет и эмоции, став изображать на своих полотнах ровные бледные однотонные квадратики и прямоугольники; и оказалось, что все равно получается искусство, и довольно убедительное.
+
 
+
Ну, вот Малевич, и сделал последний шаг в этом направлении: он тогда не нарисовал ничего: черный квадрат, отсутствие всего. И тем самым, в общем, действительно сделал последний шаг в этом направлении отбрасывания и редукции. Дальше по этому пути идти, действительно, некуда. Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись, действительно имеет смысл - если вести речь об авангардистской живописи в ее историческом развитии 1860 -1915.
+
 
+
== авангард ==
+
 
+
Но сам авангардизм на "Черном квадрате", как известно, не закончился - пошли "редимейды", "объекты", "инсталляции", а там и "хэппенинги", "акции", "перформансы" и проч., и проч.
+
 
+
Да и от живописи как таковой тоже все равно не отказались, хоть Малевич ее и "закончил". Не отказался в том числе и сам Малевич, и писал, и красил, и не только супрематические свои "супрематоны", но и фигуративную живопись, и даже чуть ли не совсем реалистическую. Ибо взять, да и нарисовать краской на поверхности хоть как-нибудь хоть что-нибудь все-таки порою - сильно хочется! Видимо, это занятие относится все-таки к числу базовых, врожденных человеческих потребностей.
+
 
+
== парафразы ==
+
 
+
Ещё сюда хорошо бы собрать всякие реплики, отклики, парафразы итд на Чёрный Квадрат, накопившиеся в огромном количестве в мировой и русской живописи за 90 лет – со временем.
+
 
+
== оккультные машины ==
+
 
+
Хотя Малевич, конечно, оккультюга был ещё тот.
+
 
+
Люди удивляются - объявил, что живопись кончилась, искусству теперь надо заниматься прямым действием, непосредственно меняющим жизнь - но не занялся им, а изобрёл супрематизм - то есть ту же живопись. Как так?
+
 
+
А так, что супрематизм - это как раз и не живопись. Это "магические машины", - картины, серьезно делавшиеся исходя из серьезного убеждения, что если правильным образом расположить некоторое количество правильным образом выкрашенных треугольников, кругов и квадратов, то звезды сорвутся с мест, планеты изменят орбиты, космические энергии начнут бить фонтаном, астральные потоки потекут из неправильной стороны в правильную, люди обретут способность к левитации и телепатии, и скорость света станет не 300 000 км/сек, а какое-нибудь иное число. Ибо все в мире взаимосвязано со всем, а в основе всего лежат элементарные геометрические фигуры, этому еще Пифагор учил.
+
 
+
То есть, весь этот супрематизм - это ни что иное, как самая обыкновенная практическая магии.
+
 
+
== эффектность ==
+
 
+
Но, кстати, не знаю, как на астральные потоки и космические вибрации, но на глаза людей изготовленные Малевичем сочетания кругов и треугольников действительно действуют: элементарные цвета в них действительно столь точно сопоставлены и соотнесены, что глаз того, кто на них его обратит, бывает сразу поражен, изумлен и ошеломлен.
+
 
+
Это есть правда, которую глупо отрицать.
+
 
+
И - опять же кстати - то, что такими сильными и убедительными у него эти его "супрематоны" получались - это происходило именно, я полагаю, в значительной степени по причине как раз оккультно-магических устремлений.
+
 
+
Потому что - а как же собственно определить, правильно ли расположены эти круги-треугольники, сошли ли с мест светила, поменяли ли знаки стихии и энергии? Как, передвигая эти элементарные формы по холсту, определить, что вот, сейчас они встали точно по своим местам, и начало свершаться? Вот, одним из косвенных признаков этого и является эстетический: если действует на глаза - то, вероятно, подействует и на - - -
+
 
+
== авдей ==
+
 
+
Такое рассуждение я один раз написал и среди прочих своих сочинений принес Тер-Оганяну А.С. прочесть. Оганян очень рассердился: "Ерунда и бред!"
+
 
+
Потом, под давлением фактов - трактаты самого Малевича, теософия Мондриана и проч. и проч. стал признавать: да, было. "Но это - тогда! А сейчас - совсем другое! Например, поэзия исторически тоже происходит от какого-нибудь шаманизма: стихи первоначально, у диких людей, писались как заклинания. Но это же не значит, что вся теперешняя поэзия имеет идейной основой шаманизм!" - отвечал Тер-Оганян А.
+
 
+
== гаспаров ==
+
 
+
М.Л. Гаспаров пересказывает рассказ футуриста С.Боброва:
+
 
+
«Малевич нам показывал свой квадрат, мы делали вид, что нам очень интересно. Он, почувствовав это, сказал: «С ним было очень трудно: он хотел меня подчинить.» - «Как?» - «А вот так, чтобы меня совеем не было.» - «И что же?» - «Я его одолел. Видите: вот тут одна сторона чуть-чуть скошена. Это я нарочно сделал – и он подчинился.» Тут мы поняли, какой он больной человек.»
+
 
+
- Гаспаров М., Записи и выписки, М, НЛО, 2000, с. 390
+
 
+
== комменты ==
+
 
+
lula_and_chira: В общем - "как труп музыку я разъял, поверил алгеброй гармонию..." Правда, тут, судя по всему, несчастную живопись поверяли не алгеброй, а оккультизмом. Неее, ну его на хрен, - пусть лучше Шишкин рулит!
+
 
+
za_gonzalez: Было же про Черный Квадрат недавно у тебя в ЖЖ. Про Фрейда лучше расскажи.
+
 
+
nemiroff: Это не у меня, это Гузель у себя ставила. В связи с возникшей у неё там дискуссией. А у меня - всё по порядку. Дойдём до буквы Ф - будет и Фрейд.
+
 
+
saltykov: Про "Чёрный квадрат" есть мысль, что просто, как всегда, публика - дура. И ничего с этим не поделаешь. Если сказать, что должна цеплять уринотерапия - будет цеплять.
+
 
+
r_l: Ядрена мать. Вчера, стоя на остановке, я думал, какой бы текст лучше всего взять для первого занятия в курсе "Интерпретация текста" (завтра будет). И вдруг понял: ЧК. Что это было?
+
 
+
nemiroff: Хроносинкластическая автосинхронизация ментальных потоков гиперпространства!
+
 
+
r_l: Дык. Хорошая телега про Малевича Ваша. Хотя Вы правы - точку оставил уже Дюшан.
+
 
+
henryviii: сую своё рыло в калашный ряд.
+
 
+
малевич был жук. обладал хорошей техникой, был художником не хуже коровина. в некий момент понял, что формализм решает.  написал массу работ за три-четыре год в разных техниках, датировал их прошлыми годами, причём все работы в разной технике, имитировал длительное творческое развитие, завершил его супрематизмом. так он пытался доказать, что искусство эволюционирует естественно и супрематизм есть его вершина.
+
 
+
чёрный квадрат - это был скорее жест. особенно это становится очевидно, когда посмотришь на количество этих квадратов, это как монэ, который писал свой реймский собор или мост ватерло в десяти вариантах. коммерческая живопись, чтобы у каждого крупного музея был свой экземпляр.
+
 
+
мне очень нравится малевич, например его автопортреты - это сила. очень хороший художник, выдумщик. идеологию поп-арта придумал. но я скорее воспринимаю его искусство как декоративное, хорошо висит на стене, как работы мухи.
+
 
+
глупо же вешать у себя в гостиной рембрандта, будет давить. а малевич нормально, особенно если ещё сервиз с его эскизами есть и прочие штуки.
+
 
+
так что скажу так: поп-арт для жызни, как поп-музыка для машины. ахать и охать стоя перед чорным квадратом наивно.
+
 
+
надо тут отдельно отметить, что как искусствовед я сильно меньше единицы, многое почерпнул из аннотаций к выставкам, своё у меня только восприятие искусства эмоциональное, весь анализ - заимствован.
+
 
+
nemiroff: Да я и сам никакой не искусствовед - точно так же читал книжки, ну плюс ещё много общался с Тер-Оганяном, который очень как раз сильный искусствовед - и теоретически понимает и знает вские вопросы, и просто ВИДИТ. Ну, и думал.
+
 
+
Вот и осмеливаюсь выступать популяризатором - за отсутствием настоящих знатоков. Таких, которые мало того, что понимают (а это, кстати, среди искусствоведов на самом деле вполне довольно редко), но ещё и могут - и имеют желание, что главное - своё понимание доступно объяснять. (Чего вообще нет.)
+
 
+
ani_nikol_ale: возможность повесить в гостинной никак нельзя считать критерием к искусству. примитивно как!
+
 
+
henryviii: перечитайте, пожалуйста, то что я написал.
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
[[Категория:живопись]] [[Категория:авангард]] [[Категория:авдей]]
+

Версия 07:54, 8 января 2015

жжж

[[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]]