Мандельштам — различия между версиями

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== равнодушен == Большие количества многих сотен и тысяч людей уверенно назовут Мандельш...»)
 
 
(не показана одна промежуточная версия этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
 
Большие количества многих сотен и тысяч людей уверенно назовут Мандельштама главным – ну, в крайнем случае, одним из главных – русских поэтов 20 века.  
 
Большие количества многих сотен и тысяч людей уверенно назовут Мандельштама главным – ну, в крайнем случае, одним из главных – русских поэтов 20 века.  
  
Так вот: страшную вещь я сейчас скажу, которая возмутит общественность и, возможно,  прославит меня в качестве негодяя, подлеца и человека, желающего сделать карьеру на надругании над памятью жертв беззаконий сталинизма.  
+
Так вот: страшную вещь я сейчас скажу, которая возмутит общественность и, возможно,  прославит меня в качестве негодяя, подлеца и человека, желающего сделать карьеру на надругании над памятью жертв беззаконий [[сталинизм]]а.  
  
 
Это вот какая вещь: довольно более-менее безразличен я к сочинениям О.Мандельштама! Никакого особенного восторга и трепета они у меня совершенно не вызывают.  
 
Это вот какая вещь: довольно более-менее безразличен я к сочинениям О.Мандельштама! Никакого особенного восторга и трепета они у меня совершенно не вызывают.  
Строка 11: Строка 11:
 
Так что, если кому нужны обязательно сведения, рассуждения и т.д. и т.п. именно о Мандельшатме – пускай ищет их в других местах. Тем более что нынче чего-чего, а книг, статей, мемуаров и проч. о Мандельштаме  - - -
 
Так что, если кому нужны обязательно сведения, рассуждения и т.д. и т.п. именно о Мандельшатме – пускай ищет их в других местах. Тем более что нынче чего-чего, а книг, статей, мемуаров и проч. о Мандельштаме  - - -
  
Для нашего поколения, короче, он уже не был ворованным воздухом. Уже был даже слегка и истаблишментом. Типа Окуджавы, да. Ворованным воздухом были футуристы типа Кручёных или там Василиска Гнедова, ну а в ещё большей степени - обериуты. Кстати, и Пастернак воспринимался – как тоже крайний футурист. Каковым он, кстати, сказать в "Поверх Барьеров" и в "Теме и Вариациях" реально и являлся.
+
== [[ворованный воздух]] ==
  
И, кстати, всякая разносоветская поэзия, от Сельвинского там до Луконина и Смелякова. Которых и официоз не особо чтобы сказать и одобрял (в семидесятые – восьмидесятые официоз всё больше на крестьянскую поэзию типа Егора Исаева напирал), ни всякая интеллигенция знать не хотела.
+
Для нашего поколения, короче, он уже не был ворованным воздухом. Уже был даже слегка и истаблишментом - ну, среди [[интеллигенты|интеллигентов]]. Типа [[Окуджава|Окуджавы]], да.  
  
поэт для филологов
+
Ворованным воздухом были [[футуристы]] типа [[Кручёных]] или там [[Василиск Гнедов|Василиска Гнедова]], ну и в ещё большей степени - обериуты. Кстати, и [[Пастернак]] воспринимался – как тоже крайний футурист. Каковым он, кстати, сказать в "[[Поверх Барьеров]]" реально и являлся.
  
Считается, что есть поэты для публики – ну, например, Маяковский или Есенин; есть поэты для поэтов – Хлебников.  
+
И, кстати, всякая разносоветская поэзия, от [[Сельвинский|Сельвинского]] и [[Кирсанов]]а до [[Луконин]]а и [[Смеляков]]а. Которых и [[официоз]] не особо чтобы сказать и одобрял (в семидесятые – восьмидесятые официоз всё больше на крестьянскую поэзию от [[Есенин]]а до [[Рубцов]]а напирал),  ни всякая интеллигенция знать не хотела.
 +
 
 +
== поэт для филологов ==
 +
 
 +
Считается, что есть поэты для публики – ну, например, Маяковский или Есенин; есть поэты для поэтов – [[Хлебников]] итд.  
  
 
Так вот: есть ещё поэты для филологов. Всю жизнь можно изучать потихоньку, аллюзии расшифровывать. Вот это – Мандельштам.
 
Так вот: есть ещё поэты для филологов. Всю жизнь можно изучать потихоньку, аллюзии расшифровывать. Вот это – Мандельштам.
  
мои проблемы
+
== мои проблемы ==
  
 
Конечно, в ответ мне скажут, что это мои собственные проблемы, что я не поклонник Мандельштама. А на самом деле - - -.  
 
Конечно, в ответ мне скажут, что это мои собственные проблемы, что я не поклонник Мандельштама. А на самом деле - - -.  
Строка 27: Строка 31:
 
Так  я и не стану спорить: так оно и есть. Мои проблемы.  О них, собственно (среди прочего) и сие сочинение.
 
Так  я и не стану спорить: так оно и есть. Мои проблемы.  О них, собственно (среди прочего) и сие сочинение.
  
то, что нравится
+
== то, что нравится ==
  
 
Вот, впрочем, некоторые стихотворения М, которые все-таки примерно немного соответствуют вкусам автора этих строк.
 
Вот, впрочем, некоторые стихотворения М, которые все-таки примерно немного соответствуют вкусам автора этих строк.
  
Концерт на вокзале
+
== Концерт на вокзале ==
  
Нельзя дышать, и твердь кишит звездами,
+
<poem>Нельзя дышать, и твердь кишит звездами,
 
И ни одна звезда не говорит,  
 
И ни одна звезда не говорит,  
 
Но, видит Бог, есть музыка над нами,
 
Но, видит Бог, есть музыка над нами,
Строка 59: Строка 63:
 
Горячий пар зрачки смычков слепит.
 
Горячий пар зрачки смычков слепит.
 
Куда же ты? На тризне милой тени
 
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!
+
В последний раз нам музыка звучит!</poem>
  
 
1921
 
1921
  
или:
+
== или: ==
  
"Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит.
+
<poem>"Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит.
 
Прозрачный стакан с ледяною водою.
 
Прозрачный стакан с ледяною водою.
 
И в мир шоколада с румяной зарею,
 
И в мир шоколада с румяной зарею,
Строка 83: Строка 87:
 
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?  
 
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?  
 
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
 
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.
+
Сверкая на солнце, божественный лед.</poem>
 +
 
 
Конец лета 1914
 
Конец лета 1914
  
(Одно из крайне немногих стихотворений акмеистов. соответствующих их программе; см. подробней – акмеизм и анакреотнизм)
+
(Одно из крайне немногих стихотворений акмеистов. соответствующих их программе; см. подробней – [[акмеизм]]; см. также [[анакреонтизм]])
  
или:
+
== или: ==
  
Куда я денусь в этом декабре
+
<poem>Куда я денусь в этом декабре
 
Открытый город сумасбродно цепок.
 
Открытый город сумасбродно цепок.
 
От замкнутых я, что ли, пьян дверей?
 
От замкнутых я, что ли, пьян дверей?
Строка 108: Строка 113:
 
В какой-то гулкий деревянный короб:
 
В какой-то гулкий деревянный короб:
 
Читателя! Советчика! Врача!
 
Читателя! Советчика! Врача!
На лестнице колючей разговора б!
+
На лестнице колючей разговора б!</poem>
  
 
1937
 
1937
Строка 114: Строка 119:
 
(Здесь, по-моему, чувствуется влияние куда более милого автору этих строк Пастернака.)
 
(Здесь, по-моему, чувствуется влияние куда более милого автору этих строк Пастернака.)
  
начало 30х
+
== начало 30х ==
  
Вкусы М. начала 1930-х годов согласно С. Липкину ("Угль пылающий огнем, 1981-90, в кн. Мандельштам, О. "И ты, Москва, сестра моя, легка…" : Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии, --  М. Моск. рабочий. 1990; с. 430-432):
+
Вкусы М. начала 1930-х годов согласно С. [[Липкин]]у ("Угль пылающий огнем, 1981-90, в кн. Мандельштам, О. "И ты, Москва, сестра моя, легка…" : Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии, --  М. Моск. рабочий. 1990; с. 430-432):
  
"Вот кого из современников он (Мандельштам) при мне хвалил всегда: Ахматову, Пастернака, Хлебникова, Маяковского. Иногда: Андрея Белого, Клюева. Ему нравились ранние стихи Есенина ("Хотя Кольцову больше доверяешь"), нравились "Пугачев" и "Черный человек", отрицательно он отзывался от "Персидских мотивах". Что-то привлекательное слышалось ему в некоторых строчках Асеева, позднее – Павла Васильева.  По-корнелевски высокогласно, чуть ли не как сам Тальма, произносил "Николай Степанович", но я полагаю, что в Гумилеве он видел прежде всего друга, авторитетного, умного вожака былой литературной группы  и, конечно, жертву разбойного деспотизма. (…) Не помню, чтобы Мандельштам читал его стихи. "
+
"Вот кого из современников он (Мандельштам) при мне хвалил всегда: [[Ахматова|Ахматову]], Пастернака, Хлебникова, Маяковского. Иногда: Андрея [[Белый|Белого]], [[Клюев]]а. Ему нравились ранние стихи Есенина ("Хотя [[Кольцов]]у больше доверяешь"), нравились "Пугачев" и "Черный человек", отрицательно он отзывался от "Персидских мотивах". Что-то привлекательное слышалось ему в некоторых строчках [[Асеев]]а, позднее – [[Павел Васильев|Павла Васильев]]а.  По-корнелевски высокогласно, чуть ли не как сам Тальма, произносил "Николай Степанович", но я полагаю, что в [[Гумилев]]е он видел прежде всего друга, авторитетного, умного вожака былой литературной группы  и, конечно, жертву разбойного деспотизма. (…) Не помню, чтобы Мандельштам читал его стихи. "
  
Чудесной чертой Мандельштама, нынче не часто встречающейся, была его литературная объективность.  Не то, что суд его всегда был правым, но свои оценки писателей он не связывал с отношением этих писателей к себе. Он восторгался Хлебниковым, который его мало ценил, называл "мраморной мухой", восторгался Маяквским, меж тем и Маяковский и круг Маяковского его не очень жаловали.  Мандельштам знал это.  
+
Чудесной чертой Мандельштама, нынче не часто встречающейся, была его литературная объективность.  Не то, что суд его всегда был правым, но свои оценки писателей он не связывал с отношением этих писателей к себе. Он восторгался [[Хлебников]]ым, который его мало ценил, называл "мраморной мухой", восторгался Маяковским, меж тем и Маяковский и круг Маяковского его не очень жаловали.  Мандельштам знал это.  
  
 
И другая чудесная черта: никогда не злился на знаменитостей, не завидовал им, взирал на них спокойно, издали, даже, по-моему, в некоторым добродушием. Цену себе знал. Приведу пример его независимой объективности.  
 
И другая чудесная черта: никогда не злился на знаменитостей, не завидовал им, взирал на них спокойно, издали, даже, по-моему, в некоторым добродушием. Цену себе знал. Приведу пример его независимой объективности.  
  
Я рассказал ему, как его любит Багрицкий, можно сказать, боготворит его, а Багрицкий тогда был гораздо популярнее Мандельштама и среди читателей, и в литературных кругах. Но Мандельштама мое сообщение не тронуло.
+
Я рассказал ему, как его любит [[Багрицкий]], можно сказать, боготворит его, а Багрицкий тогда был гораздо популярнее Мандельштама и среди читателей, и в литературных кругах. Но Мандельштама мое сообщение не тронуло.
  
- У него в мозгу фотографический аппарат. – сказал он. – Выйдет на Можайское шоссе, так непременно увидит Наполеона. Лучшее у него – от Нарбута."
+
- У него в мозгу фотографический аппарат. – сказал он. – Выйдет на Можайское шоссе, так непременно увидит Наполеона. Лучшее у него – от [[Нарбут]]а."
  
Году в 1933 был устроен в Политехническом музее вечер Маяковского. (…) Вступительное слово произносил Борис Эйхенбаум. (…) Признаюсь я плохо слушал маститого докладчика (…), как вдруг откуда-то сбоку выбежал Мандельштам, худой, невысокий (на самом деле он был хорошего среднего роста, но на подмостках казался невысоким) и крикнул в зал : "Маяковский – точильный камень русской поэзии! – и нервно, неровно, побежал вспять, за кулисы. Потом выяснилось, что ему показалось, будто Эйхенбаум недостаточно почтительно отозвался о Маяковском (этого не было, Мандельштам ослышался).
+
Году в 1933 был устроен в Политехническом музее вечер Маяковского. (…) Вступительное слово произносил Борис [[Эйхенбаум]]. (…) Признаюсь я плохо слушал маститого докладчика (…), как вдруг откуда-то сбоку выбежал Мандельштам, худой, невысокий (на самом деле он был хорошего среднего роста, но на подмостках казался невысоким) и крикнул в зал : "Маяковский – точильный камень русской поэзии! – и нервно, неровно, побежал вспять, за кулисы. Потом выяснилось, что ему показалось, будто Эйхенбаум недостаточно почтительно отозвался о Маяковском (этого не было, Мандельштам ослышался).
  
Мне казалось странным, что Мандельштам, так восхищаясь далеким ему Маяковским, довольно небрежно, порой неприязненно отзывался о поэтах, которые, как я тогда думал, должны были быть ему ближе, чем Маяковский.  Он не любил символистов, ругал Бальмонта и Брюсова, поругивал Вяч. Иванова, делал исключения, не говоря уж о Блоке, для Сологуба и Андрея Белого, с которым с удовольствием встречался.  
+
Мне казалось странным, что Мандельштам, так восхищаясь далеким ему Маяковским, довольно небрежно, порой неприязненно отзывался о поэтах, которые, как я тогда думал, должны были быть ему ближе, чем Маяковский.  Он не любил [[символисты|символистов]], ругал Бальмонта и Брюсова, поругивал [[Вяч. Иванов]]а, делал исключения, не говоря уж о [[Блок]]е, для [[Сологуб]]а и Андрея Белого, с которым с удовольствием встречался.  
  
Вышла в свет "Форель разбивает лед" Кузмина, я и мои друзья были очарованы этой книгой. (…)  Мандельштам разругал "Форель": - Это ядовитый плод болезненно цветущего стебля. Стилизация – не дело поэта. (…)"
+
Вышла в свет "Форель разбивает лед" [[Кузмин]]а, я и мои друзья были очарованы этой книгой. (…)  Мандельштам разругал "Форель": - Это ядовитый плод болезненно цветущего стебля. Стилизация – не дело поэта. (…)"
  
"Я любил, знал почти всю книгу наизусть – "Версты" Цветаевой. Стихов ее написанных в эмиграции, я в те годы не знал. И вот попалась мне "Царь – девица". Вещь мне не понравилась. Мандельштам со мной согласился. "Я антицветаевец, - сказал он, озорничая и стал резко критиковать подругу своей юности. Из потока слов я запомнил фразу: "Ее переносы утомительны. Они выходят не в прозу, - признак высокой поэзии, - а в стилизацию. Она слышит ритм, но лишь слуховым аппаратом, ухом, а этого мало."
+
"Я любил, знал почти всю книгу наизусть – "Версты" [[Цветаева|Цветаевой]]. Стихов ее написанных в эмиграции, я в те годы не знал. И вот попалась мне "Царь – девица". Вещь мне не понравилась. Мандельштам со мной согласился. "Я антицветаевец, - сказал он, озорничая и стал резко критиковать подругу своей юности. Из потока слов я запомнил фразу: "Ее переносы утомительны. Они выходят не в прозу, - признак высокой поэзии, - а в стилизацию. Она слышит ритм, но лишь слуховым аппаратом, ухом, а этого мало."
  
"Не столь пристрастный, какой оказалась Надежда Яковлевна, Мандельштам довольно часто и горячо менял свои суждения.  Отрицая значительного поэта (например, Заболоцкого и Вагинова), он вдруг начинал хвалить заурядного стихотворца, да еще, на мой взгляд, ему чуждого. Так, мне запомнились неожиданные для меня похвалы Кирсанову."
+
"Не столь пристрастный, какой оказалась Надежда Яковлевна, Мандельштам довольно часто и горячо менял свои суждения.  Отрицая значительного поэта (например, [[Заболоцкий|Заболоцкого]] и [[Вагинов]]а), он вдруг начинал хвалить заурядного стихотворца, да еще, на мой взгляд, ему чуждого. Так, мне запомнились неожиданные для меня похвалы Кирсанову."
  
паниковский
+
== [[паниковский]] ==
  
 
Паниковский – не с него ли срисован?
 
Паниковский – не с него ли срисован?
  
Где-то в жеже я обсуждал этот вопрос. Найти обсуждение
+
Где-то в жеже я обсуждал этот вопрос. Найти обсуждение.
  
реабилитанс
+
== [[реабилитанс]] ==
  
1. 18 мая 1965, Левицкий, дневник
+
18 мая [[1965]], Левицкий, дневник -
 
http://magazines.russ.ru/znamia/2001/7/levick.html
 
http://magazines.russ.ru/znamia/2001/7/levick.html
  
13 мая на математическом факультете Московского университета, в той самой аудитории, где в марте происходил нашумевший диспут об общественных идеалах и цинизме, вечер, посвященный Мандельштаму. Мне об этом написал Гладков. Взяв с меня слово, что никому об этом не скажу. Вечер закрытый. Излишний предварительный шум о нем может привести к его отмене. Я хранил тайну. 13-го ко мне приехал Гладков, мы взяли такси, заехали за Надеждой Яковлевной и отправились в университет. Н.Я. сказала, что ей звонил Шаламов, сказавший, что вечер отменили. Его действительно собирались отменить, но потом каким-то чудом студентам удалось добиться, чтобы он состоялся. "
+
13 мая на математическом факультете Московского университета, в той самой аудитории, где в марте происходил нашумевший диспут об общественных идеалах и цинизме, вечер, посвященный Мандельштаму. Мне об этом написал Гладков. Взяв с меня слово, что никому об этом не скажу. Вечер закрытый. Излишний предварительный шум о нем может привести к его отмене. Я хранил тайну. 13-го ко мне приехал Гладков, мы взяли такси, заехали за Надеждой Яковлевной и отправились в университет. Н.Я. сказала, что ей звонил [[Шаламов]], сказавший, что вечер отменили. Его действительно собирались отменить, но потом каким-то чудом студентам удалось добиться, чтобы он состоялся. "
  
- Почему М. был запрещен даже во времена реабилитанса? В принципе, вполне невинные же стихи! (Ну, кроме одного). Зощенко, Бабель, Заболоцкий, даже Пастернак, несмотря на недавнего Доктора Живаго были хоть чуть-чуть, но разрешены (Пастернак в Библиотеке Поэта – 1965 год), а М. – ни в какую.
+
- Почему М. был запрещен даже во времена реабилитанса? В принципе, вполне невинные же стихи! (Ну, кроме одного). [[Зощенко]], [[Бабель]], Заболоцкий, даже Пастернак, несмотря на недавнего [[Доктор Живаго|Доктора Живаго]] были хоть чуть-чуть, но разрешены (Пастернак в Библиотеке Поэта – 1965 год), а М. – ни в какую.
  
 
Понять – невозможно.
 
Понять – невозможно.
  
пугачёва
+
== [[пугачёва]] ==
  
"Много лет назад Алла Борисовна Пугачева сочинила песню, переделав стихи Мандельштама с мужского рода на женский. Как зло, но, пожалуй, точно выразилась одна моя знакомая, он "всю ночь напролет" ждет "гостей дорогих", что арестовывать придут, а она - любовников." -
+
"Много лет назад Алла Борисовна Пугачева сочинила песню, переделав стихи Мандельштама с мужского рода на женский.
  
Ну и я так думал. Одиноко человеку, ждёт гостей. А хуле? Так оно и правильней. Дела тридцатых годов – историческая случайность, а ночью сидеть одному в тоске – история вечная.
+
Как зло, но, пожалуй, точно выразилась одна моя знакомая, он "всю ночь напролет" ждет "гостей дорогих", что арестовывать придут, а она - любовников." -
  
2010 11 12
+
Ну и я так думал. Одиноко человеку, ждёт гостей.
  
Из статьи ямб шестистопный на Соли: http://www.saltt.ru/node/5004
+
А хуле? Так оно и правильней. Дела тридцатых годов – историческая случайность, а ночью сидеть одному в тоске – история вечная.
  
Мандельштам (1922):
+
== [[2010]] 11 12 ==
  
Кому зима — арак и пунш голубоглазый,
+
Из статьи [[ямб]] шестистопный на [[Соль|Соли]]: http://www.saltt.ru/node/5004
Кому душистое с корицею вино,
+
Кому жестоких звезд соленые приказы
+
В избушку дымную перенести дано.
+
  
Немного теплого куриного помета
+
... Хотя, вообще сказать, недолюбливаю я, конечно, Мандельштама.  
И бестолкового овечьего тепла;
+
Я все отдам за жизнь — мне так нужна забота,
+
И спичка серная меня б согреть могла.
+
  
Взгляни: в моей руке лишь глиняная крынка,
+
Интеллигентский кумир он потому что — [[Булгаков]], Окуджава, Мандельштам, мультипликатор [[Норштейн]], Гумилев и акмеисты вообще...
И верещанье звезд щекочет слабый слух,
+
Но желтизну травы и теплоту суглинка
+
Нельзя не полюбить сквозь этот жалкий пух.
+
  
Тихонько гладить шерсть и ворошить солому,
+
Потому что не нравится мне российская гуманитарная интеллигенция очень сильно. Вкусы ее не нравятся. И не хочу во вкусах ни в чем сходиться с ней и любить хоть что-то из того, что она любит (или говорит, что любит). [[Пелевин]]а, Диму [[Быков]]а и Захара [[Прилепин]]а, ага-ага. Нет уж нетушки, давайте-ка сами, я вам не помощник.
Как яблоня зимой, в рогоже голодать,
+
Тянуться с нежностью бессмысленно к чужому,
+
И шарить в пустоте, и терпеливо ждать.
+
  
Пусть заговорщики торопятся по снегу
+
Причем я сначала просто Окуджаву не любил, — ну не нравилось мне, как он поет. И что бит неинтересный. И саунд вялый. И вообще. Ну а потом пришлось и его любителей невзлюбить. А потом уже, по списку, всё что его любители ужасно любят, вплоть до Мандельштама.
Отарою овец и хрупкий наст скрипит,
+
Кому зима полынь и горький дым к ночлегу,
+
Кому — крутая соль торжественных обид.
+
  
О, если бы поднять фонарь на длинной палке,
+
[[Мицгол]]ьщина? [[Анальное огораживание]]? Ну да, а хуле делать. Анал надо огораживать, а как же. Побереги его один раз — он тебе еще тыщу раз пригодится.
С собакой впереди идти под солью звезд
+
И с петухом в горшке прийти на двор к гадалке.
+
А белый, белый снег до боли очи ест.
+
 
+
Хотя, вообще сказать, недолюбливаю я, конечно, Мандельштама. Интеллигентский кумир он потому что Булгаков, Окуджава, Мандельштам, мультипликатор Норштейн, Гумилев и акмеисты вообще...
+
 
+
Потому что не нравится мне российская гуманитарная интеллигенция очень сильно. Вкусы ее не нравятся. И не хочу во вкусах ни в чем сходиться с ней и любить хоть что-то из того, что она любит (или говорит, что любит). Пелевина, Диму Быкова и Захара Прилепина, ага-ага. Нет уж нетушки, давайте-ка сами, я вам не помощник.
+
 
+
Причем я сначала просто Окуджаву не любил, — ну не нравилось мне, как он поет. И что бит неинтересный. И саунд вялый. И вообще. Ну а потом пришлось и его любителей невзлюбить. А потом уже, по списку, всё что его любители ужасно любят, вплоть до Мандельштама.
+
  
Мицгольщина? Анальное огораживание? Ну да, а хуле делать. Анал надо огораживать, а как же. Побереги его один раз — он тебе еще тыщу раз пригодится.
+
== комменты ==
  
комменты
+
[[tverdy]]: Все верно, только ежика в тумане хаваю с удовольствием, остальное - содержимое компостной кучи.
  
tverdy: Все верно, только ежика в тумане хаваю с удовольствием, остальное - содержимое компостной кучи.
+
[[imfromjasenevo]]: а чего делать будете, если эта прослойка-подстилка таки выберет себе в кумира М. Немирова, простите ее грешную?
  
imfromjasenevo: а чего делать будете, если эта прослойка - подстилка таки выберет себе в кумира М. Немирова, простите ее грешную?
+
[[nemiroff]]: Ну, я с младых ногтей всё для того предпринимаю, чтобы это никак было невозможно. "Всё, что угодно, - Лишь бы не нравиться вам" - это ещё когда было продекларировано. И последовательно осуществлялось.
  
nemiroff: Ну, я с младых ногтей всё для того предпринимаю, чтобы это никак было невозможно. "Всё, что угодно, - Лишь бы не нравиться вам" - это ещё когда было продекларировано. И последовательно осуществлялось.
+
[[lord_k]]: Эх, брат...
  
lord_k: Эх, брат...
 
 
Мы вроде бы уже говорили с тобой об этом, но я повторюсь. Вышло так, что сразу после окончания школы я оказался сразу в нескольких компаниях с совершенно одинаковым культурным кодом. Эдакая "обойма", как выражался мой дед:
 
Мы вроде бы уже говорили с тобой об этом, но я повторюсь. Вышло так, что сразу после окончания школы я оказался сразу в нескольких компаниях с совершенно одинаковым культурным кодом. Эдакая "обойма", как выражался мой дед:
  
 
в поэзии - Пастернак, Ахматова, Цветаева и Мандельштам;
 
в поэзии - Пастернак, Ахматова, Цветаева и Мандельштам;
  
в рок музыке, которой эти люди не интересовались - Dark Side of the Moon (кто-то им сказал, что это глубокий философский альбом);
+
в рок музыке, которой эти люди не интересовались - [[Пинк Флойд]], [[Dark Side of the Moon]] (кто-то им сказал, что это глубокий философский альбом);
  
в изобразительном искусстве - выставочный зал на Малой Грузинской (безотносительно к тому, что там выставлялось) и почему-то Босх;
+
в изобразительном искусстве - выставочный зал на [[Грузинка|Малой Грузинской]] (безотносительно к тому, что там выставлялось) и почему-то [[Босх]];
  
в театре - Таганка, а для продвинутых - студия Спесивцева;
+
в театре - [[Таганка]], а для продвинутых - студия Спесивцева;
  
в кино - Таркоооовский;
+
в кино - [[Тарковский|Таркоооовский]];
  
 
и Окуджава всегда и везде.
 
и Окуджава всегда и везде.
  
И это меня быстро начало бесить. Потому что я любил Сашу Черного и Маяковского, Мазереля и Добужинского, к театру вообще был равнодушен, а лучшим советским фильмом считал "На войне как на войне".
+
И это меня быстро начало бесить. Потому что я любил [[Саша Черный|Сашу Черного]] и Маяковского, [[Мазерель|Мазереля]] и [[Добужинский|Добужинского]], к театру вообще был равнодушен, а лучшим советским фильмом считал "На войне как на войне".
  
Гумилева, впрочем, люблю. Эта публика кроме "Капитанов" ничего не читала, а из "Шестого чувства" могла продекламировать лишь одну строчку: "Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать..." Ну а такие поэты, как Державин, Петр Потемкин или Слуцкий, были ей совершенно неинтересны.
+
Гумилева, впрочем, люблю. Эта публика кроме "Капитанов" ничего не читала, а из "Шестого чувства" могла продекламировать лишь одну строчку: "Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать..." Ну а такие поэты, как [[Державин]], [[Петр Потемкин]] или [[Слуцкий]], были ей совершенно неинтересны.
  
nemiroff: Так за тридцать лет ничего не изменилось! Набор - тот же. Добивались Дима Быков и Том Вэйтс, выпал ... ну, может, Тарковский - Доктор Хауз вместо него.  
+
[[nemiroff]]: Так за тридцать лет ничего не изменилось! Набор - тот же. Добавились Дима Быков и [[Том Вэйтс]], выпал ... ну, может, Тарковский, - [[Доктор Хауз]] вместо него.  
  
lord_k: Или Ларс фон Триер.
+
[[lord_k]]: Или [[Ларс фон Триер]].
  
nemiroff: Да, может и так.
+
[[nemiroff]]: Да, может и так.
  
nemiroff: Но зато если раньше это было кухонное перешёптывание, то сейчас - оглушительный вой труб и грохот литавр.
+
[[nemiroff]]: Но зато если раньше это было кухонное перешёптывание, то сейчас - оглушительный вой труб и грохот литавр.
  
lord_k: В любую эпоху для любви требуется определенное мужество. Трудно любить Державина, каким-то боком включенного в школьную программу. Еще труднее - Маяковского, который мало того, что в программе, так вдобавок официально объявлен "лучшим и талантливейшим". Тем, кто открыл для себя House M.D. до того, как этот сериал превратился во всеобщий объект сюсюканья, сегодня тоже не просто. Меня д-р Х. просто не зацепил. Глянул, пошел себе дальше.
+
[[lord_k]]: В любую эпоху для любви требуется определенное мужество. Трудно любить Державина, каким-то боком включенного в школьную программу. Еще труднее - Маяковского, который мало того, что в программе, так вдобавок официально объявлен "лучшим и талантливейшим". Тем, кто открыл для себя House M.D. до того, как этот сериал превратился во всеобщий объект сюсюканья, сегодня тоже не просто. Меня д-р Х. просто не зацепил. Глянул, пошел себе дальше.
  
nemiroff: Ну, Державина уже не трудно. Он уже совсем дикая архаика, его любить - всё равно что каких-нибудь древнеэтрусских скальдов - даже престижно. Оригиналом прослывёшь. Да и Маяковский уже стремится к тому же.
+
[[nemiroff]]: Ну, Державина уже не трудно. Он уже совсем дикая [[архаика]], его любить - всё равно что каких-нибудь древнеэтрусских скальдов - даже престижно. Оригиналом прослывёшь. Да и Маяковский уже стремится к тому же.
  
А вот с Пушкиным, Пастернаком, тем же Мандельштамом - с ними существенно труднее, да.
+
А вот с [[Пушкин]]ым, Пастернаком, тем же Мандельштамом - с ними существенно труднее, да.
  
lord_k: В архаику стремится скорее Заболоцкий, к которому тоже весьма трепетно отношусь.
+
[[lord_k]]: В архаику стремится скорее Заболоцкий, к которому тоже весьма трепетно отношусь.
  
 
А с Пушкиным мне трудно потому, что меня им в восьмом классе перекормили. Целый год - пушкинпушкинпушкин. Учитель такой был, ничего не поделаешь.
 
А с Пушкиным мне трудно потому, что меня им в восьмом классе перекормили. Целый год - пушкинпушкинпушкин. Учитель такой был, ничего не поделаешь.
  
nemiroff: Трудно с Пушкиным. Официоз (и, что ещё хуже, "добрые люди") его полностью узурпировал, ещё при царизме.  
+
[[nemiroff]]: Трудно с Пушкиным. Официоз (и, что ещё хуже, "добрые [[люди с хорошими лицами]]") его полностью узурпировал, ещё при [[царизм]]е.  
  
 
Но с Пушкиным я смог это пересилить. С Мандельштамом - стараюсь, но пока не очень получается.
 
Но с Пушкиным я смог это пересилить. С Мандельштамом - стараюсь, но пока не очень получается.
  
lord_k: С Пушкиным я нашел modus vivendi. Часто цитирую, в порядке стеба. Если разработать мой персональный индекс цитирования, то первая пятерка будет выглядеть так:
+
[[lord_k]]: С Пушкиным я нашел modus vivendi. Часто цитирую, в порядке стеба. Если разработать мой персональный индекс цитирования, то первая пятерка будет выглядеть так:
  
 
Маяковский
 
Маяковский
  
Звездочетов
+
[[Звездочетов]]
  
 
Пушкин
 
Пушкин
Строка 264: Строка 244:
 
Саша Черный
 
Саша Черный
  
Шекспир.
+
[[Шекспир]].
  
 
Иногда место Шекспира будет занимать Григорьев.
 
Иногда место Шекспира будет занимать Григорьев.
  
gouselle: Все хочу спросить - доехали ли до вас наши подарочки?
+
[[gouselle]]: Все хочу спросить - доехали ли до вас наши подарочки?
  
lord_k: * биясь головою об стол * Мне стыдно сказать, но я об этом напрочь забыл. Простите меня, пожалуйста.
+
[[lord_k]]: * биясь головою об стол * Мне стыдно сказать, но я об этом напрочь забыл. Простите меня, пожалуйста.
  
gouselle: Может быть еще раз прислать телефон?  
+
[[gouselle]]: Может быть еще раз прислать телефон?  
  
lord_k: Пришлите, если не трудно. И не сердитесь на меня.
+
[[lord_k]]: Пришлите, если не трудно. И не сердитесь на меня.
  
gouselle: Да что вы, ничего страшного. Вот - Евгений Браверман - 054-5994772, Тель-Авив
+
[[gouselle]]: Да что вы, ничего страшного. Вот - Евгений Браверман - 054-5994772, Тель-Авив
  
nemiroff: Не парься, что ты.
+
[[nemiroff]]: Не парься, что ты.
  
balda_balda: мне лехче живется -- я его полюбил, не зная, чей он там кумир. в толстенном дурацком совеццко-лириццком сборнике наткнулся на какие-то стихи: "….я наравне с другими хочу тебе служить//от ревности сухими..."" etc. и мне показалось, что они напечатаны другим шрифтом (лиловым, как говорил Олеша)
+
[[balda_balda]]: мне лехче живется -- я его полюбил, не зная, чей он там кумир. в толстенном дурацком совеццко-лириццком сборнике наткнулся на какие-то стихи: "….я наравне с другими хочу тебе служить//от ревности сухими..."" etc. и мне показалось, что они напечатаны другим шрифтом (лиловым, как говорил [[Олеша]])
  
nemiroff: Ну да. Мне так с Пастернаком повезло.
+
[[nemiroff]]: Ну да. Мне так с Пастернаком повезло.
  
balda_balda: а вот с БП -- как раз то, о чем вы говорите. общий трепет, запомнившийся с раннего детства (как раз тогда скандал и вышел), очень мешал.  
+
[[balda_balda]]: а вот с БП -- как раз то, о чем вы говорите. общий трепет, запомнившийся с раннего детства (как раз тогда скандал и вышел), очень мешал.  
  
 
а вот
 
а вот
Строка 292: Строка 272:
 
- булгаков
 
- булгаков
  
- лев-лосев
+
- лев-[[лосев]]
  
 
пришли сами, я ничего не ведал: просто открыл.
 
пришли сами, я ничего не ведал: просто открыл.
  
nemiroff: Я про Пастернака знал только, что это один из футуристов. Он мне, собственно, и сейчас в первую очередь с его футуристической стороны нравится.
+
[[nemiroff]]: Я про Пастернака знал только, что это один из футуристов. Он мне, собственно, и сейчас в первую очередь с его футуристической стороны нравится.
 
 
zheniavasilievv:  
+
[[zheniavasilievv]]:  
  
Мастерица виноватых взоров,
+
<poem>Мастерица виноватых взоров,
 
Маленьких держательница плеч!
 
Маленьких держательница плеч!
 
Усмирен мужской опасный норов,
 
Усмирен мужской опасный норов,
Строка 328: Строка 308:
 
Надо смерть предупредить - уснуть.
 
Надо смерть предупредить - уснуть.
 
Я стою у твоего порога.
 
Я стою у твоего порога.
Уходи, уйди, еще побудь.
+
Уходи, уйди, еще побудь.</poem>
  
 
А это какой размер?
 
А это какой размер?
  
nemiroff: пятистопный хорей. ты ж филолог, ёба! это, впрочем, даже в школе проходят - в четвёртом классе.
+
[[nemiroff]]: Пятистопный [[хорей]]. Ты ж филолог, ёба! Это, впрочем, даже в школе проходят - в четвёртом классе.
  
вот потому и правильно всё-таки, что я веду эту культпросветработу с рассказами по трижды пять и семью восемь - никто не знает! даже дипломированные филологи.  
+
Вот потому и правильно всё-таки, что я веду эту культпросветработу с рассказами по трижды пять и семью восемь - никто не знает! Даже дипломированные филологи.  
  
zheniavasilievv: Ну мне это как-то и ненужно оказалось. Я даже писать никаких стихов никогда не буду. Нет, нет только не поэзия! У меня масса знакомых погибли, увязли в стихосложении. Годы веков тратят на поэзию и все тают в беззвестности.  
+
[[zheniavasilievv]]: Ну мне это как-то и не нужно оказалось. Я даже писать никаких стихов никогда не буду. Нет, нет только не поэзия! У меня масса знакомых погибли, увязли в стихосложении. Годы веков тратят на поэзию и все тают в беззвестности.  
  
Лучше, писать прозу. Да хоть политический лозунг. Слава КПСС. Или путин - пидарасик. Например, в 100 раз больше читателей будет. Но поэзию и поэтов люблю и все время тырю оттудава чего-нибудь для прозы. Люблю ритимеское предложение вставить в прозу или метафору.  
+
Лучше, писать прозу. Да хоть политический лозунг. [[Слава КПСС]]. Или [[путин]] - пидарасик. Например, в 100 раз больше читателей будет. Но поэзию и поэтов люблю и все время тырю оттудава чего-нибудь для прозы. Люблю ритимеское предложение вставить в прозу или метафору.  
  
zheniavasilievv: А я люблю Мандельштама, особенно с простым размером. Наверное, от того, что поздно поэзию полюбил, лет в 35, и я не знал контекста. Что - тривиально, что ново, что хорошо, что плохо. Вот так в лоб взял и полюбл. Сначала Северянина, потом Мандельштама, ну и еще чуть-чуть Губанова
+
[[zheniavasilievv]]: И да, я люблю Мандельштама, особенно с простым [[размер]]ом. Наверное, от того, что поздно поэзию полюбил, лет в 35, и я не знал [[контекст]]а. Что - тривиально, что ново, что хорошо, что плохо. Вот так в лоб взял и полюбл. Сначала [[Северянин]]а, потом Мандельштама, ну и еще чуть-чуть [[Губанов]]а
  
На бледно-голубой эмали,
+
[[Категория:На бледно-голубой эмали,
 
Какая мыслима в апреле,
 
Какая мыслима в апреле,
 
Березы ветви поднимали
 
Березы ветви поднимали
Строка 355: Строка 335:
 
Выводит на стеклянной тверди,
 
Выводит на стеклянной тверди,
 
В сознании минутной силы,
 
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.  
+
В забвении печальной смерти.]]
  
nemiroff: Да у него их и нет сложных, он весь силлабо-тонический. Вот у Северянина - у того море ритмических фокусов.
+
[[nemiroff]]: Да у него их и нет сложных, он весь [[силлаботоника|силлабо-тонический]]. Вот у Северянина - у того море ритмических фокусов.
  
arkulka: А вот случай был у нас аналогичный...  
+
[[arkulka]]: А вот случай был у нас аналогичный...  
  
Сегодня звонит тетушка, по голосу ебанутая, говорит: "А вот скоро день рождения Симонова, вашу газету интересует материал о нем" Я говорю: "Да, интересует, присылайте, но только ограничьтесь в объеме и попробуйте найти какую-нибудь связь Симонова и нашего региона" Она оскорбилась: "Ах так! Если мы будем такими глупыми условностями обставлять материалы о настоящей литературе, то у нас так и продолжит торжествовать бездарность (или безнравственность) в стиле Мандельштама!" И трубку бросила...
+
Сегодня звонит тетушка, по голосу ебанутая, говорит: "А вот скоро день рождения [[Симонов]]а, вашу газету интересует материал о нем" Я говорю: "Да, интересует, присылайте, но только ограничьтесь в объеме и попробуйте найти какую-нибудь связь Симонова и нашего региона" Она оскорбилась: "Ах так! Если мы будем такими глупыми условностями обставлять материалы о настоящей литературе, то у нас так и продолжит торжествовать бездарность (или безнравственность) в стиле Мандельштама!" И трубку бросила...
  
 
Вот какова простота тюменских нравов ))
 
Вот какова простота тюменских нравов ))
  
nemiroff: Чудесная история. Скопировал.
+
[[nemiroff]]: Чудесная история. Скопировал.
  
dia_de_pescados: Где-то приводили стишок, сочинённый компьютером, которому словарь был загружен из сб. Мандельштама "Камень":
+
[[dia_de_pescados]]: Где-то приводили стишок, сочинённый компьютером, которому словарь был загружен из сб. Мандельштама "Камень":
  
Злой музыкант, дрожа, вернись,
+
<poem>Злой музыкант, дрожа, вернись,
 
Ломая краски.
 
Ломая краски.
 
И сила, также устыдись!
 
И сила, также устыдись!
Бред сонный, вязкий...
+
Бред сонный, вязкий...</poem>
  
 
Поскольку действительно получился типичный Мандельштам, можно сделать вывод, что его секрет - правильный набор употребляемых слов.  
 
Поскольку действительно получился типичный Мандельштам, можно сделать вывод, что его секрет - правильный набор употребляемых слов.  
  
balda_balda: nao se parece com ele.
+
[[balda_balda]]: nao se parece com ele.
  
za_gonzalez: береги сфинктер смолоду.
+
[[za_gonzalez]]: береги сфинктер смолоду.
  
nemiroff: и это так. Я там тебе писал ты получил? Дублирую, ибо актуально:
+
[[nemiroff]]: и это так. Я там тебе писал ты получил? Дублирую, ибо актуально:
  
"Про Олю - я-то всецело за. Но ведь надо не просто спеть, а спеть ХОРОШО. То есть правильно. Скажи ей, чтобы над проникновенностью работала. И над равнодушием одновременно.
+
"Про [[Оля Петушкова|Олю]] - я-то всецело за. Но ведь надо не просто спеть, а спеть ХОРОШО. То есть правильно. Скажи ей, чтобы над проникновенностью работала. И над равнодушием одновременно.
  
 
Кстати – вот начну попевки напевать. Как поступать – слать персонально тебе или выкладывать в открытый доступ и звать всех наших послушать, попробовать сочинить что-либо? Как считаш?"
 
Кстати – вот начну попевки напевать. Как поступать – слать персонально тебе или выкладывать в открытый доступ и звать всех наших послушать, попробовать сочинить что-либо? Как считаш?"
Строка 388: Строка 368:
 
Кстати, уже и напел кой-чего.
 
Кстати, уже и напел кой-чего.
  
za_gonzalez: да, получил. мне присылай. буду распределять.
+
[[za_gonzalez]]: да, получил. мне присылай. буду распределять.
  
nemiroff: оез, завтра пошлю.
+
[[nemiroff]]: оез, завтра пошлю.
  
  

Текущая версия на 10:00, 19 ноября 2012

равнодушен

Большие количества многих сотен и тысяч людей уверенно назовут Мандельштама главным – ну, в крайнем случае, одним из главных – русских поэтов 20 века.

Так вот: страшную вещь я сейчас скажу, которая возмутит общественность и, возможно, прославит меня в качестве негодяя, подлеца и человека, желающего сделать карьеру на надругании над памятью жертв беззаконий сталинизма.

Это вот какая вещь: довольно более-менее безразличен я к сочинениям О.Мандельштама! Никакого особенного восторга и трепета они у меня совершенно не вызывают.

Ну, есть у него и неплохие, конечно стихи, но вот уж чтобы совсем - - -; так вот этого - никак.

Так что, если кому нужны обязательно сведения, рассуждения и т.д. и т.п. именно о Мандельшатме – пускай ищет их в других местах. Тем более что нынче чего-чего, а книг, статей, мемуаров и проч. о Мандельштаме - - -

ворованный воздух

Для нашего поколения, короче, он уже не был ворованным воздухом. Уже был даже слегка и истаблишментом - ну, среди интеллигентов. Типа Окуджавы, да.

Ворованным воздухом были футуристы типа Кручёных или там Василиска Гнедова, ну и в ещё большей степени - обериуты. Кстати, и Пастернак воспринимался – как тоже крайний футурист. Каковым он, кстати, сказать в "Поверх Барьеров" реально и являлся.

И, кстати, всякая разносоветская поэзия, от Сельвинского и Кирсанова до Луконина и Смелякова. Которых и официоз не особо чтобы сказать и одобрял (в семидесятые – восьмидесятые официоз всё больше на крестьянскую поэзию от Есенина до Рубцова напирал), ни всякая интеллигенция знать не хотела.

поэт для филологов

Считается, что есть поэты для публики – ну, например, Маяковский или Есенин; есть поэты для поэтов – Хлебников итд.

Так вот: есть ещё поэты для филологов. Всю жизнь можно изучать потихоньку, аллюзии расшифровывать. Вот это – Мандельштам.

мои проблемы

Конечно, в ответ мне скажут, что это мои собственные проблемы, что я не поклонник Мандельштама. А на самом деле - - -.

Так я и не стану спорить: так оно и есть. Мои проблемы. О них, собственно (среди прочего) и сие сочинение.

то, что нравится

Вот, впрочем, некоторые стихотворения М, которые все-таки примерно немного соответствуют вкусам автора этих строк.

Концерт на вокзале

Нельзя дышать, и твердь кишит звездами,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами,
Вокзал дрожит от пенья Аонид,
И снова, паровозными свистками
Разорванный, скрипичный воздух слит.
Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.
Железный мир опять заворожен.

На звучный пир в элизиум туманный
Торжественно уносится вагон:
Павлиний крик и рокот фортепьянный.
Я опоздал. Мне страшно. Это – сон.

И я вхожу в стеклянный лес вокзала,
Скрипичный строй в смятеньи и слезах,
Ночного хора дикое начало
И запах роз в гниющих парниках, --
Где под стеклянным небом ночевала
Родная тень в кочующих толпах…

И мнится мне: весь в музыке и пене,
Железный мир так нищенски дрожит,
В стеклянные я упираюсь сени.
Горячий пар зрачки смычков слепит.
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!

1921

или:

"Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
В молочные Альпы мечтанье летит.

Но, ложечкой звякнув, умильно глядеть
И в тесной беседке, средь пыльных акаций,
Принять благосклонно от булочных граций
В затейливой чашечке хрупкую снедь.

Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка –
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук.

И боги не ведают, -- что он возьмет:
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.

Конец лета 1914

(Одно из крайне немногих стихотворений акмеистов. соответствующих их программе; см. подробней – акмеизм; см. также анакреонтизм)

или:

Куда я денусь в этом декабре
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я, что ли, пьян дверей?
И хочется мычать от всех замков и скрепок.

И переулков лающих углы,
И улиц перекошенных чуланы,
И что-то там чего-то-там иглы.
И выбегают из углов угланы.

И в яму, в бородавчатую темь,
Скольжу к обледенелой водокачке,
И, задыхаясь, мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке.

И я за ними ахаю, крича
В какой-то гулкий деревянный короб:
Читателя! Советчика! Врача!
На лестнице колючей разговора б!

1937

(Здесь, по-моему, чувствуется влияние куда более милого автору этих строк Пастернака.)

начало 30х

Вкусы М. начала 1930-х годов согласно С. Липкину ("Угль пылающий огнем, 1981-90, в кн. Мандельштам, О. "И ты, Москва, сестра моя, легка…" : Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии, -- М. Моск. рабочий. 1990; с. 430-432):

"Вот кого из современников он (Мандельштам) при мне хвалил всегда: Ахматову, Пастернака, Хлебникова, Маяковского. Иногда: Андрея Белого, Клюева. Ему нравились ранние стихи Есенина ("Хотя Кольцову больше доверяешь"), нравились "Пугачев" и "Черный человек", отрицательно он отзывался от "Персидских мотивах". Что-то привлекательное слышалось ему в некоторых строчках Асеева, позднее – Павла Васильева. По-корнелевски высокогласно, чуть ли не как сам Тальма, произносил "Николай Степанович", но я полагаю, что в Гумилеве он видел прежде всего друга, авторитетного, умного вожака былой литературной группы и, конечно, жертву разбойного деспотизма. (…) Не помню, чтобы Мандельштам читал его стихи. "

Чудесной чертой Мандельштама, нынче не часто встречающейся, была его литературная объективность. Не то, что суд его всегда был правым, но свои оценки писателей он не связывал с отношением этих писателей к себе. Он восторгался Хлебниковым, который его мало ценил, называл "мраморной мухой", восторгался Маяковским, меж тем и Маяковский и круг Маяковского его не очень жаловали. Мандельштам знал это.

И другая чудесная черта: никогда не злился на знаменитостей, не завидовал им, взирал на них спокойно, издали, даже, по-моему, в некоторым добродушием. Цену себе знал. Приведу пример его независимой объективности.

Я рассказал ему, как его любит Багрицкий, можно сказать, боготворит его, а Багрицкий тогда был гораздо популярнее Мандельштама и среди читателей, и в литературных кругах. Но Мандельштама мое сообщение не тронуло.

- У него в мозгу фотографический аппарат. – сказал он. – Выйдет на Можайское шоссе, так непременно увидит Наполеона. Лучшее у него – от Нарбута."

Году в 1933 был устроен в Политехническом музее вечер Маяковского. (…) Вступительное слово произносил Борис Эйхенбаум. (…) Признаюсь я плохо слушал маститого докладчика (…), как вдруг откуда-то сбоку выбежал Мандельштам, худой, невысокий (на самом деле он был хорошего среднего роста, но на подмостках казался невысоким) и крикнул в зал : "Маяковский – точильный камень русской поэзии! – и нервно, неровно, побежал вспять, за кулисы. Потом выяснилось, что ему показалось, будто Эйхенбаум недостаточно почтительно отозвался о Маяковском (этого не было, Мандельштам ослышался).

Мне казалось странным, что Мандельштам, так восхищаясь далеким ему Маяковским, довольно небрежно, порой неприязненно отзывался о поэтах, которые, как я тогда думал, должны были быть ему ближе, чем Маяковский. Он не любил символистов, ругал Бальмонта и Брюсова, поругивал Вяч. Иванова, делал исключения, не говоря уж о Блоке, для Сологуба и Андрея Белого, с которым с удовольствием встречался.

Вышла в свет "Форель разбивает лед" Кузмина, я и мои друзья были очарованы этой книгой. (…) Мандельштам разругал "Форель": - Это ядовитый плод болезненно цветущего стебля. Стилизация – не дело поэта. (…)"

"Я любил, знал почти всю книгу наизусть – "Версты" Цветаевой. Стихов ее написанных в эмиграции, я в те годы не знал. И вот попалась мне "Царь – девица". Вещь мне не понравилась. Мандельштам со мной согласился. "Я антицветаевец, - сказал он, озорничая и стал резко критиковать подругу своей юности. Из потока слов я запомнил фразу: "Ее переносы утомительны. Они выходят не в прозу, - признак высокой поэзии, - а в стилизацию. Она слышит ритм, но лишь слуховым аппаратом, ухом, а этого мало."

"Не столь пристрастный, какой оказалась Надежда Яковлевна, Мандельштам довольно часто и горячо менял свои суждения. Отрицая значительного поэта (например, Заболоцкого и Вагинова), он вдруг начинал хвалить заурядного стихотворца, да еще, на мой взгляд, ему чуждого. Так, мне запомнились неожиданные для меня похвалы Кирсанову."

паниковский

Паниковский – не с него ли срисован?

Где-то в жеже я обсуждал этот вопрос. Найти обсуждение.

реабилитанс

18 мая 1965, Левицкий, дневник - http://magazines.russ.ru/znamia/2001/7/levick.html

13 мая на математическом факультете Московского университета, в той самой аудитории, где в марте происходил нашумевший диспут об общественных идеалах и цинизме, вечер, посвященный Мандельштаму. Мне об этом написал Гладков. Взяв с меня слово, что никому об этом не скажу. Вечер закрытый. Излишний предварительный шум о нем может привести к его отмене. Я хранил тайну. 13-го ко мне приехал Гладков, мы взяли такси, заехали за Надеждой Яковлевной и отправились в университет. Н.Я. сказала, что ей звонил Шаламов, сказавший, что вечер отменили. Его действительно собирались отменить, но потом каким-то чудом студентам удалось добиться, чтобы он состоялся. "

- Почему М. был запрещен даже во времена реабилитанса? В принципе, вполне невинные же стихи! (Ну, кроме одного). Зощенко, Бабель, Заболоцкий, даже Пастернак, несмотря на недавнего Доктора Живаго были хоть чуть-чуть, но разрешены (Пастернак в Библиотеке Поэта – 1965 год), а М. – ни в какую.

Понять – невозможно.

пугачёва

"Много лет назад Алла Борисовна Пугачева сочинила песню, переделав стихи Мандельштама с мужского рода на женский.

Как зло, но, пожалуй, точно выразилась одна моя знакомая, он "всю ночь напролет" ждет "гостей дорогих", что арестовывать придут, а она - любовников." -

Ну и я так думал. Одиноко человеку, ждёт гостей.

А хуле? Так оно и правильней. Дела тридцатых годов – историческая случайность, а ночью сидеть одному в тоске – история вечная.

2010 11 12

Из статьи ямб шестистопный на Соли: http://www.saltt.ru/node/5004

... Хотя, вообще сказать, недолюбливаю я, конечно, Мандельштама.

Интеллигентский кумир он потому что — Булгаков, Окуджава, Мандельштам, мультипликатор Норштейн, Гумилев и акмеисты вообще...

Потому что не нравится мне российская гуманитарная интеллигенция очень сильно. Вкусы ее не нравятся. И не хочу во вкусах ни в чем сходиться с ней и любить хоть что-то из того, что она любит (или говорит, что любит). Пелевина, Диму Быкова и Захара Прилепина, ага-ага. Нет уж нетушки, давайте-ка сами, я вам не помощник.

Причем я сначала просто Окуджаву не любил, — ну не нравилось мне, как он поет. И что бит неинтересный. И саунд вялый. И вообще. Ну а потом пришлось и его любителей невзлюбить. А потом уже, по списку, всё что его любители ужасно любят, вплоть до Мандельштама.

Мицгольщина? Анальное огораживание? Ну да, а хуле делать. Анал надо огораживать, а как же. Побереги его один раз — он тебе еще тыщу раз пригодится.

комменты

tverdy: Все верно, только ежика в тумане хаваю с удовольствием, остальное - содержимое компостной кучи.

imfromjasenevo: а чего делать будете, если эта прослойка-подстилка таки выберет себе в кумира М. Немирова, простите ее грешную?

nemiroff: Ну, я с младых ногтей всё для того предпринимаю, чтобы это никак было невозможно. "Всё, что угодно, - Лишь бы не нравиться вам" - это ещё когда было продекларировано. И последовательно осуществлялось.

lord_k: Эх, брат...

Мы вроде бы уже говорили с тобой об этом, но я повторюсь. Вышло так, что сразу после окончания школы я оказался сразу в нескольких компаниях с совершенно одинаковым культурным кодом. Эдакая "обойма", как выражался мой дед:

в поэзии - Пастернак, Ахматова, Цветаева и Мандельштам;

в рок музыке, которой эти люди не интересовались - Пинк Флойд, Dark Side of the Moon (кто-то им сказал, что это глубокий философский альбом);

в изобразительном искусстве - выставочный зал на Малой Грузинской (безотносительно к тому, что там выставлялось) и почему-то Босх;

в театре - Таганка, а для продвинутых - студия Спесивцева;

в кино - Таркоооовский;

и Окуджава всегда и везде.

И это меня быстро начало бесить. Потому что я любил Сашу Черного и Маяковского, Мазереля и Добужинского, к театру вообще был равнодушен, а лучшим советским фильмом считал "На войне как на войне".

Гумилева, впрочем, люблю. Эта публика кроме "Капитанов" ничего не читала, а из "Шестого чувства" могла продекламировать лишь одну строчку: "Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать..." Ну а такие поэты, как Державин, Петр Потемкин или Слуцкий, были ей совершенно неинтересны.

nemiroff: Так за тридцать лет ничего не изменилось! Набор - тот же. Добавились Дима Быков и Том Вэйтс, выпал ... ну, может, Тарковский, - Доктор Хауз вместо него.

lord_k: Или Ларс фон Триер.

nemiroff: Да, может и так.

nemiroff: Но зато если раньше это было кухонное перешёптывание, то сейчас - оглушительный вой труб и грохот литавр.

lord_k: В любую эпоху для любви требуется определенное мужество. Трудно любить Державина, каким-то боком включенного в школьную программу. Еще труднее - Маяковского, который мало того, что в программе, так вдобавок официально объявлен "лучшим и талантливейшим". Тем, кто открыл для себя House M.D. до того, как этот сериал превратился во всеобщий объект сюсюканья, сегодня тоже не просто. Меня д-р Х. просто не зацепил. Глянул, пошел себе дальше.

nemiroff: Ну, Державина уже не трудно. Он уже совсем дикая архаика, его любить - всё равно что каких-нибудь древнеэтрусских скальдов - даже престижно. Оригиналом прослывёшь. Да и Маяковский уже стремится к тому же.

А вот с Пушкиным, Пастернаком, тем же Мандельштамом - с ними существенно труднее, да.

lord_k: В архаику стремится скорее Заболоцкий, к которому тоже весьма трепетно отношусь.

А с Пушкиным мне трудно потому, что меня им в восьмом классе перекормили. Целый год - пушкинпушкинпушкин. Учитель такой был, ничего не поделаешь.

nemiroff: Трудно с Пушкиным. Официоз (и, что ещё хуже, "добрые люди с хорошими лицами") его полностью узурпировал, ещё при царизме.

Но с Пушкиным я смог это пересилить. С Мандельштамом - стараюсь, но пока не очень получается.

lord_k: С Пушкиным я нашел modus vivendi. Часто цитирую, в порядке стеба. Если разработать мой персональный индекс цитирования, то первая пятерка будет выглядеть так:

Маяковский

Звездочетов

Пушкин

Саша Черный

Шекспир.

Иногда место Шекспира будет занимать Григорьев.

gouselle: Все хочу спросить - доехали ли до вас наши подарочки?

lord_k: * биясь головою об стол * Мне стыдно сказать, но я об этом напрочь забыл. Простите меня, пожалуйста.

gouselle: Может быть еще раз прислать телефон?

lord_k: Пришлите, если не трудно. И не сердитесь на меня.

gouselle: Да что вы, ничего страшного. Вот - Евгений Браверман - 054-5994772, Тель-Авив

nemiroff: Не парься, что ты.

balda_balda: мне лехче живется -- я его полюбил, не зная, чей он там кумир. в толстенном дурацком совеццко-лириццком сборнике наткнулся на какие-то стихи: "….я наравне с другими хочу тебе служить//от ревности сухими..."" etc. и мне показалось, что они напечатаны другим шрифтом (лиловым, как говорил Олеша)

nemiroff: Ну да. Мне так с Пастернаком повезло.

balda_balda: а вот с БП -- как раз то, о чем вы говорите. общий трепет, запомнившийся с раннего детства (как раз тогда скандал и вышел), очень мешал.

а вот

- цветаева

- булгаков

- лев-лосев

пришли сами, я ничего не ведал: просто открыл.

nemiroff: Я про Пастернака знал только, что это один из футуристов. Он мне, собственно, и сейчас в первую очередь с его футуристической стороны нравится.

zheniavasilievv:

Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Не звучит утопленница-речь.

Ходят рыбы, рдея плавниками,
Раздувая жабры: на, возьми!
Их, бесшумно охающих ртами,
Полухлебом плоти накорми.

Мы не рыбы красно-золотые,
Наш обычай сестринский таков:
В теплом теле ребрышки худые
И напрасный влажный блеск зрачков.

Маком бровки мечен путь опасный...
Что же мне, как янычару, люб
Этот крошечный, летуче-красный,
Этот жалкий полумесяц губ?..

Не серчай, турчанка дорогая:
Я с тобой в глухой мешок зашьюсь,
Твои речи темные глотая,
За тебя кривой воды напьюсь.

Ты, Мария,- гибнущим подмога,
Надо смерть предупредить - уснуть.
Я стою у твоего порога.
Уходи, уйди, еще побудь.

А это какой размер?

nemiroff: Пятистопный хорей. Ты ж филолог, ёба! Это, впрочем, даже в школе проходят - в четвёртом классе.

Вот потому и правильно всё-таки, что я веду эту культпросветработу с рассказами по трижды пять и семью восемь - никто не знает! Даже дипломированные филологи.

zheniavasilievv: Ну мне это как-то и не нужно оказалось. Я даже писать никаких стихов никогда не буду. Нет, нет только не поэзия! У меня масса знакомых погибли, увязли в стихосложении. Годы веков тратят на поэзию и все тают в беззвестности.

Лучше, писать прозу. Да хоть политический лозунг. Слава КПСС. Или путин - пидарасик. Например, в 100 раз больше читателей будет. Но поэзию и поэтов люблю и все время тырю оттудава чего-нибудь для прозы. Люблю ритимеское предложение вставить в прозу или метафору.

zheniavasilievv: И да, я люблю Мандельштама, особенно с простым размером. Наверное, от того, что поздно поэзию полюбил, лет в 35, и я не знал контекста. Что - тривиально, что ново, что хорошо, что плохо. Вот так в лоб взял и полюбл. Сначала Северянина, потом Мандельштама, ну и еще чуть-чуть Губанова

[[Категория:На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, -

Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти.]]

nemiroff: Да у него их и нет сложных, он весь силлабо-тонический. Вот у Северянина - у того море ритмических фокусов.

arkulka: А вот случай был у нас аналогичный...

Сегодня звонит тетушка, по голосу ебанутая, говорит: "А вот скоро день рождения Симонова, вашу газету интересует материал о нем" Я говорю: "Да, интересует, присылайте, но только ограничьтесь в объеме и попробуйте найти какую-нибудь связь Симонова и нашего региона" Она оскорбилась: "Ах так! Если мы будем такими глупыми условностями обставлять материалы о настоящей литературе, то у нас так и продолжит торжествовать бездарность (или безнравственность) в стиле Мандельштама!" И трубку бросила...

Вот какова простота тюменских нравов ))

nemiroff: Чудесная история. Скопировал.

dia_de_pescados: Где-то приводили стишок, сочинённый компьютером, которому словарь был загружен из сб. Мандельштама "Камень":

Злой музыкант, дрожа, вернись,
Ломая краски.
И сила, также устыдись!
Бред сонный, вязкий...

Поскольку действительно получился типичный Мандельштам, можно сделать вывод, что его секрет - правильный набор употребляемых слов.

balda_balda: nao se parece com ele.

za_gonzalez: береги сфинктер смолоду.

nemiroff: и это так. Я там тебе писал ты получил? Дублирую, ибо актуально:

"Про Олю - я-то всецело за. Но ведь надо не просто спеть, а спеть ХОРОШО. То есть правильно. Скажи ей, чтобы над проникновенностью работала. И над равнодушием одновременно.

Кстати – вот начну попевки напевать. Как поступать – слать персонально тебе или выкладывать в открытый доступ и звать всех наших послушать, попробовать сочинить что-либо? Как считаш?"

Кстати, уже и напел кой-чего.

za_gonzalez: да, получил. мне присылай. буду распределять.

nemiroff: оез, завтра пошлю.