Мороз зараза пылает

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

Мороз, зараза, пылает
Именно невыносимо;
Снег беспощадно сияет
Белый так, что аж синий;

Эти природны явления -
Все таковы, что я
Не могу не испытывать изумления
С примесью гордости; за кого? за себя!

Ведь я пребываю тут,
Попутку ловя на трассе Ямбург-Уренгой,
Тут, в сей пустыне ледяной, где и деревья не растут,
А я вот — являюсь живой!

А я — я являюсь живой,
Перепад температурный в восемьдесят шесть
И шесть десятых градусов по Цельсию собой
Осуществляя, и такое дело есть —

Нечто чрезвычайно такое, что
Достойно гордости и восхищения.
Что я выразил только что
В этом, как сумел, стихотворении.

2002, январь, 8

Имея на улице минус 27 — и вспомнив молодость и Уренгой, где минус 50, и свои тогдашние мысли по этому поводу.

86,6

«Перепад температурный в восемьдесят шесть / И шесть десятых градусов по Цельсию» — то есть, минус 50 на улице суммируем с плюс 36,6 моих, вот и получаем указанный перепад.

ритм

Ритмическое устройство — сейчас разберём. Поехали:

0_8985d_23abb801_XXXL.jpg

Нормальный дактиль, то есть ритм, где ударения (икты) расположены на 1-м, 4-м, 7-м итд слогах. ТАМбаба — ТАМбаба — ТАМбаба.

В первой строке — с синкопой: ударное место (икт) — первый слог, реальное ударение перенесено на второй.

0_8985e_9a2e1e6_XXXL.jpg

1: чистый дактиль

2: дактилоиддольник (см.) на основе дактиля; дактиль с проглоченным слогом. Нормальный дактиль был бы, если бы было

Все таковы, что (блять) я

3: дактилоид с анакрузой-затактом, то есть двумя лишними предударными слогами

(Не мо)гу не испытывать изумления.

Будь в таком виде —

У, не испытывал изумления —

Был бы нормальный дактиль. ("и" в "изумления" — полуударное.)

4: дактилоид. Проглочен слог после "гордости". Ср.:

С примесью гордости (блять); за кого? За себя!

0_8985f_8eb7160a_XXXL.jpg

Амфибрахоиды, то есть стихи, где ударения расположены по схеме 2 — 5 — 8 — …, то есть повторяется цикл ("стопа") паПАпа, паПАпа, паПАпа итд.

1: амфибрахоид. После "пребываю" проглочен слог.

Если было бы "Ведь я пребываю (блин) тут" — был бы чистый амфибрахий.

2: амфибрахоид. Со множеством выпусков. К виду нормального амфибрахия приводится через

Попутку ловя (блять) на трассе (блять) Ямбург (блять) Уренгой,

4: чистый амфибрахий.

А вот с третьей строчкой — непонятки. Вообще-то, по распределению ударений, это ямб в чистом виде. К амфибрахию без каких-либо сверхособых ухищрений — не приводится. Но и стыка, какой, по идее, должен ощущаться при вклинивании строчки иного размера в массив, построенный на другом ритме — не ощущается.

Отсюда мораль: амфибрахий с ямбом — вполне сочетаемые метры. Где-то я уже писал, о том, что ямб, в принципе, можно рассматривать как "сжатый амфибрахий".

0_89860_1c0fe39_XXXL.jpg

1: чистый амфибрахий.

А дальше — чудеса. Ибо дальше

2 — чистейший хорей,

3 и 4 — чистейший ямб.

Вообще говоря, сочетание ямба с хореем вызывает обычно впечатление дикого стыка и слома ритма — но тут нет. Тут они естественно вписаны в один общий гибкий подвижный брейкбит. Почему так? Наверно, потому, что я охуенный мастер организации ритмического движения, ящетаю.

0_89861_e752da4b_XXXL.jpg

1: амфибрахоид. Приводится к чистому амфибрахию так, например:

"Кой-что чрезвычайно такое (эх) что"

2: амфибрахоид. Сравни:

Достойно (и) гордости, и восхищения

3: дактилоид

4: хорей.

И общий вывод: стихотворение написано дактилоидо-амфибрахоидным дольником, сжимаемом временами до ямбических и хореических строчек.

Опс-стопс.