Автономность стихотворения
1. (2000). Способность стихотворения являть собой полную и окончательную картину мира, заключенную в столько-то строк, автономную и абсолютно самодостаточную.
Что, конечно, невозможно, - но иллюзия, что это так и есть, - её иногда добиться, бывает, всё-таки порой удается. Во-всяком случае, именно к этому нужно, я полагаю, обязательно стремиться.
Мандельштама вот поэтому не люблю: нужно знать кучу всяких дополнительных, экстрастихотворных фактов о нём и о его жизни, чтобы понять, о чём речь в стихе.
"Стихи о неизвестном солдате" я имею в виду, и всякое в этом духе. Я этого не хочу. Стихи должны быть такими, чтобы всё, что нужно знать о для их понимания, должно содержаться с них самих!
И извлекаться смысл из стихов - должен посредством самораспаковывания. А не изучения комментариев комментаторов.
2. То есть, стихотворение должно быть замкнутым на себя отдельным автономным миром. Полностью жизнеспособным в автаркическом состоянии.
Бродскому, например, почти всегда удается этого добиться, и Пастернаку, и - - -
Я, например, ради этого и ко всяким типографским ухищрениям прибегал, к особому способу стихов издания и публикации, см. сообщ. Бумажечки.