Агитационная поэзия

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 16:45, 2 мая 2013; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

На самом деле практически всякая поэзия есть агитационная поэзия.

Какая-нибудь там любовная лирика - это на самом деле агитация поэта Н., обращенная к личности дамского пола М., чтобы она скорей снимала трусы, ибо так она гораздо больше лучше хороша. Какие-нибудь там стихи о природе - когда они хорошие, настоящие стихи, а не так, пустословие, - это агитация типа что люди, бросьте фигню, которой вы предаетесь, а вон посмотрите вон туда, там такое! И т.д.

Всякая поэзия, если она содержит в себе некое послание (сообщение). А которая не содержит, - так такая на самом деле и на фиг никому и не нужна, ибо это одно рифмованное переливание из пустого в порожнее - см. подробнее Коммуникативная функция; Пустословие.

2.

Что до того, что непосредственно называется агитационной поэзии, то есть - когда за что-либо общественно-политическое агитируют в стихотворном виде, типа:

Выньте, гулящие, руки из брюк,
Берите камень, нож или бомбу,
А если у которого нету рук,
Так пришел чтоб и бился лбом бы!

- фигле, тоже вполне почтенная разновидность поэзии.

Советская власть, конечно, и тут, мягко выражаясь, подгадила, но на самом деле - вполне почтенный жанр, с древней родословной - то есть вообще с наидревнейшей из всех возможных, ибо всякие боевые песни, конечно, наверно, один из самых первых видов поэзии.

3.

Терпандр, например. Там как дело было?

Спартанцы с кем-то воевали, не могли победить. Пошли к оракулу, узнавать, как бы всё-таки победить? Оракул велел: просить помощи у афинян.

Спартанцы за голову схватили: мы, гордые лакедемоняне, у этих ничтожных изнеженных - - - ?!! (Хотел было написать "пидорасов", но тут всё наоборот. Пидорасами (в хорошем смысле) были как раз спартанцы поголовно, у них это дело входило в Школу Молодого Бойца. Так что.)

Но с оракулом не поспоришь, послали в Афины гонцов, просить помощи. Афиняне им в насмешку послали одного бойца, одноглазого, хромого и горбатого. Поглумиться захотели. Терпандр его звали.

Прибыл боец в Спарту, стали спартанцы волосы на себе рвать: не надо было посылать в Афины послов за помощью, и помощи не дали, и ещё и надругались. Но оракул не врал. Терпандр оказался поэтом, и насочинял им сразу настолько яростных стихов, что лакедемоняне пришли в дикое боевое исступление и всех врагов сразу сокрушили.

Вот какова польза агитационной поэзии.

4.

ДержавинЦари я мнил вы боги властны.

5.

Маяковский тот же - "150 000 000", "Окна РОСТА" и проч. его в этом духе - лучшее, что им после революции написано.

Маяковский, кстати, - вот мол, дескать, ничтожная личность, продался большевикам, растратил талант на агитки.

Нет. Не в том дело, что растратил, а том, что много агиток уж совсем хреновых было. Не в том дело, что агитки, а в том, что халтура. Халтура, писанная сугубо ради денег, скучная, нудная, а главное - очень длинная: платят-то построчно!

Ну и назойливым "мастерством" сильно испорченная. Нет чтобы прямо написать:

Мол, то и сё, ура, да здравствуют большевики,
Ща всем буржуям рожу разобьем! -

или что-нибудь в этом духе; нет, футуризма ради Маяковский почитал себя обязанным, чтобы были "образы", чтобы были все прочие "фигуры стилистические", гиперболы, литоты, невиданные рифмы и прочие украшения, и это все натужно втискивал в стихи, и этим все их сильно портил.

Ну и результат: я, например, ни поэмы "Ленин", ни "Хорошо", ни трех четвертей его просто стихотворений после 1919 года, как ни силился, до конца дочесть ни разу не смог.

Современная агитпоэзия

Например М.Немиров, то есть автор этих строк.

Гад! Гад! Гад! Гад!
Ты! Ты! Ты! Ты!
Ты, ты, гад-бюрократ,
Бюрократ-гад всея Москвы!

Взятки брал?
Бабки крал?
Воровал?
Жировал?
Народ обжирал?
Сирот обижал?
Старух разорял?
Так доскёшься, шакал!

Ой, доскёшься, шакал, ой, шакал, гад, дрожи!
Кириен молодой уже точит ножи!
Уже точат ножи Хакамада с Чубайсом –
Ждет кукен-кракен тебя, с аусвайсом!

Род их крапивный под корень, гад, весь!
Так голосуйте же за СПС!

ноябрь 1999

Это мне Гельман предложил сочинить что-нибудь для избирательной кампании СПС - я и загорелся. Окна РОСТА! Агитационная поэзия в самом чистом ее виде! Хочу! И - тут же, за вечер, само собой сочинилось у меня стихов восемь за СПС и против гада бюрократа Лужкова и вообще бюрократизма.

Конечно, ни один СПСу не подошел. "Ну, я покажу Кириенко..." - неуверенно сказал Гельман, когда я утром прибежал на Центральный телеграф, где располагался штаб СПС, и ему все это радостно прочел. Думаю, и не показывал.

(Если кто подумает, что я такой дурак, что действительно верил, что такой партии, как СПС, подойдут в качестве агитационных такие стихи, - он ошибается. Конечно, прекрасно было сразу понятно, что не подойдут. Собственно, в этом и был юмор - предложить такой партии, как СПС, такие агитационные тексты.

Собственно, поскольку с самого начала было понятно, что ни денег мне за такое не дадут, ни использоваться это совершенно не будет, это было, как ни смешно, самое натуральное "чистое искусство", "искусство для искусства". Формальное упражнение на тему "Вот как нужно писать агитационные тексты!".

Да, а теперь нужно еще объяснить, кто такие Гельман и Кириенко и что такое "СПС". Ох! Как-нибудь потом.)

Или еще:

Сцена будущих (и довольно скоро) времён

Народ: Лужков, где бабки?
Лужков: Какие бабки?
Народ: Да наши бабки!
Лужков: Да что за бабки?

Народ: Да те вот бабки,
Которые и бабки,
Которые и дедки,
Которые и детки,

Не говоря о взрослых уж трудоспособных
Не говоря уж о России прочией деньгах народных и огромных
Которые тебе налогов в виде отдавали,
Которые в Москве со всей России оседали!

Лужков: Да я на них вот памятников понастроил –
Вот тот, и сет, и этот вот, и этот, -
Я кучу разных праздников устроил, -
Вот, например, в честь Пушкина поэта, -
Вот бабки все, короче, граждане, и разошлись на это.

Народ (переживающий разруху,
Поскольку инфра-то структуры лет уж двадцать не чинились):
"Что? Наши бабки? Все? На эту на фиг показуху?
На эту вот ты значит взял да все убухал,

На эти вот подземные... – тут далее слова, которые мы не приводим,
А к завершенью сразу переходим:

Лужков: Да как-то так вот вышло как-то постепенно...

Народ: немая сцена

ноябрь 1999