Аполлоническое и фаустианское

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 09:11, 26 мая 2013; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Это уже по Шпенглеру. Этого я как раз читал, в отличие от Ницше. Не скажу, что я прямо весь…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Это уже по Шпенглеру. Этого я как раз читал, в отличие от Ницше.

Не скажу, что я прямо весь двухтомник осилил и прямо уж так всё в нём понял, но из того что понял, вывод такой: мышление новоевропейского человека (фаустианского) – принципиально отлично от мышления греко-римского человека, аполлонического.

И даже не просто отлично, а именно является прямо противоположным в своих глубинных основах.

Даже вещи, казалось бы, одни и те же для обоих – математика например – на самом деле мыслятся ими совершенно по разному.

Например, доказанная Эвклидом теорема о бесконечности ряда простых чисел, в сознании самого Эвклида и в сознании фаустианского человека означали совершенно разные вещи и мыслились принципиального разными способами. В формулировке этой теоремы самим Эвклидом не было (и в принципе не могло быть!) ни понятия о числовом ряде, ни уж тем более – утверждения о его бесконечности. Ибо бесконечность – то, чего греки боялись больше всего на свете. Что прямо противоположно мышлений фаустинского, которое именно всё устремлено в бесконечность. (Подробней см. в сообщ. Бурбаки.)

(Второе, что приводило греков в абсолютный Ужас – мысль о пустоте. Поэтому они не изобрели – и не могли изобрести в принципе, доказывает Шпенглер – нуля. А уж тем более, оперировать с ним. Как можно оперировать тем, чего нет?

Поэтому нуль изобрели индусы. Которые, в противоположность грекам, тысячелетия как раз только о бесконечнсти и о пустоте, в сущности, и размышляли.)