Афанасьев

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 15:00, 24 марта 2014; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Афанасьев, Яков

Один из видных деятелей тюменской жизни - поэт, сочинитель и исполнитель песен, первопроходец тюменского самиздата.

1. 1981, сентябрь. Афанасьев Я. поступает на филфак Тюменского университета.

С первого же курса выдвигается в число виднейших личностей этого заведения: сочиняет стихи, поет всякую бардятину (впоследствии и рок), является активистом всякой прочей художественной самодеятельности, в особенности рогачёвского СТЭМа (Студенческий Театр Эстрадных Миниатюр).

На вид в это время он такой, знаете, весь стройный как тростинка, а на голове - как одуванчик.

А ещё уж настолько он преисполнен возвышенностью и любовью к прекрасному, что, например, злобный и нетерпимый автор этих строк М.Немиров всякое совместное выпивание алкогольных напитков в университетских аудиториях, завершал расспросами Я.Афанасьева насчёт того, не страдает ли он гомосексуалзмом, и намёками на то, что страдающему им не место в культурном обществе его, М.Немирова

Последнее, впрочем, было неправдой: Афанасьев Я., был и есть вполне гетеросексуально ориентированный представитель сексуального большинства. Просто, по тюменской тогдашней невинности и темноте, томное закатывание глазок, не менее томное то и дело постанывание и все прочие ухватки, которые свойственны практикующим гомосексуализм, - тогда это все Я. Афанасьеву представлялось вовсе безобидным, а только чрезвычайно изысканным. Тюмень была совсем глухая глухомань, и живого гомосека тюменские люди впервые-то и увидели году, наверно, в 1993-м - по телевизору, в облике Бориса Моисеева.

2. 1984, осень. Я.Афанасьев собирает сочинения различных независимых тюменских сочинителей, перепечатывает их на машинке, снабжает предисловием, делает обложку и все прочее, что должно быть у настоящего книжного продукта, размножает при помощи копировальной машины "Эра", сброшюровывает и в начале весны 1985-го года выпускает в свет в количестве чуть ли не пятидесяти экземпляров.

Называлось это литературным альманахом "Созвездие" и, насколько известно автору этих строк, это было первой в городе Тюмени попыткой самиздата за всю ее четырехсотлетнюю ее историю.

"Независимых" - это нужно пояснить. Независимых - это, в смысле, не состоящих в Союзе писателей, и, главное, и не пытающихся каким-либо образом в него устроиться.

Интересно при этом следующее: все эти "независимые" писали вполне безобидные стихи о девушках и цветках, никто и в мыслях не был антисоветчиком, воспринимая режим как то, что неизбежно есть, подобно, например, земному тяготению.

Но никому и в голову не приходило пытаться вступить в этот самый ССП, или напечататься в каком-нибудь из советских журналов, или что-нибудь еще в этом духе.

Ибо ни у кого и сомнений не вызывало, что это потребует таких изнурительных и унизительных усилий, так долго и гнусно придется ходить просителем, кланяться, поддакивать всяким глупостям, таскать подарочки замзавотделами, заставлять себя писать всякую мудоту про березки и славу русского воина, что нетушки-нетушки, не надо.

И это есть самый наглядный из примеров полной исчерпанности к тому времени режима: к нему относились не как к чему-либо, а как просто к говну. Без какой-либо ненависти, ибо глупо говно ненавидеть, и признавая его неизбежность, - как никуда не денешься от регулярного наличия в природе говна, но и - вот уж нисколько и не стремясь в это говно влезать, его нюхать, с ним дружить, и так далее.

3. 1985, июнь: М.Немиров, проживающий в это время в рок-клубе, расположенном на 4-м этаже университетского общежития, что на лице Мельникайте, заводит моду ежеутренне посещать живущего неподалеку Якова Афанасьева - якобы, чтобы побеседовать о вопросах искусств. А на самом деле - чтобы выпить имеющийся у него одеколон. Да притом не какой-нибудь "Русский лес", а дефицитный, шикарный и французский "О Жен".

Афанасьеву Я., естественно, это крайне не нравится. Однако он терпит: добровольно взятые им на себя обязательства суперизысканности и деликатности - обязывают.

4. Вот типичный пример тогдашней Я. Афанасьева гиперутонченности и любви к прекрасному.

Купив коробок спичек за 1 копейку, Яков, если этикетка на ней не обладала достаточной высокохудожественностью, он тогда брал бумагу, тушь, перья, акварель, кисточки да и рисовал сам такую этикетку, которая отвечала бы его эстетическим воззрениям.

Он кропотливо рисовал крохотную картиночку при помощи тончайших перьев, кистей и чуть и не лупы, и заключал её в положенную на спичечных этикетках рамочку, и мельчайшими буквами писал внизу на ней "Спички. 60 шт. Ц. 1 коп.", и наклеивал её на коробок.

Впоследствии эту идею в более широких масштабах использовали деятели товарищества "Буэнос-Айрес".

5. 1985, декабрь: Еще один проект Я. Афанасьева в области обнародовывания художественных произведений различных тюменских авторов: гигантская из стенгазет, сооруженная на третьем этаже правого крыла университета, во владениях филфака.

Об этом см. сообщ. Стенгазеты.

6. 1987 - 1988: служба в армии по окончании университета.

7. 1988 - 1996: дальнейшая жизнь, работа журналистом в разных тюменских газетах; женитьбы; разводы; выпуск еще нескольких альманахов; и все прочее многочисленное, что происходило уже за пределами моих наблюдений, так что - - -

Из обрывочных и случайных известий о тюменской жизни, случайно и бессистемно доходивших до автора этих строк, следовало, что Я. Афанасьев вполне успешно освоился в новой жизни и теперь является деятелем издательско-полиграфического бизнеса и даже владельцем собственного рекламного агентства.

8. Летом 1997 автор этих срок, через всевозможные боковые источники раздобыв адрес Я. Афанасьева, направил ему письмо с предложением что-либо написать для этой вот самой Большой Тюменской Энциклопедии.

Ответ мною был получен до чрезвычайности странный, полный загадочных выражений и намеков; лучше всего бы его бы здесь - яхино письмо - опубликовать, как оно есть. Да в сутолоке безумных переездов оно куда-то затерялось.

Я тогда написал Яхе еще одно письмо с теми же предложениями: что-нибудь - что угодно - для этой вот Энциклопедии написать, но второе мое воззвание осталось и вовсе без ответа.

Так что здесь пока все, - 28 марта 1998

9. 18 июля 1999. Повидал я Афанасьева Я. В Тюмени. Подтвердил он успешность своей деятельности, сообщил, что собирается начать выпускать опять альманах, ежегодный или, может, даже и ежеполугодный, посвященный тюменской культурной жизни.

Само собой, я всячески это поддержал, предложил использовать в нем любые мои сочинения, какие понадобятся, предложил призвать В.Богомякова с его также многочисленными и разнообразными сочинениями, Куренко опять же, Михаила.

И, я полагаю, что ежели взяться за дело как следует, то такой альманах - пойдет. Тысячу экземпляров, я думаю продать можно будет. Я сам в Москве и Питере экземпляров так с сотню - если там будут мои и В.Богомякова сочинения в достаточном количестве - пожалуй, пристрою.

(2013 07: ага, как же. Свою книжку "164" я выпустил в 2011 году, тираж - 100 экз, продано - 15 штук или около того.)

10. 2001, 30 августа. Увы, увы. Ничего из указанного в предыдущем пункте , конечно, не вышло. Так что - - -

Так что, в общем, понятно: нужно ехать в город Тюмень не кому-нибудь, а именно непосредственно мне, и там, на месте, руководить, организовывать, направлять, подстрекать…

Нужно, да. Да – как это сделать физически? На такое переселение нужны – деньги, а их-то - - -

11. комменты, 21 мая, 2004:

Плотников: Историческая справка.

Яша Афанасьев играл на бас-гитаре в "Инструкции по Выживанию" на первом её выступлении за пределами Тюмени - в Свердловске, которое было вообще вторым выступлением в истории группы.

Произошло это в августе 1986 года. Состав был такой:

Ромыч - вокал,

Герман Безруков - лидер-гитара,

Кирилл Рыбьяков - ритм-гитара,

Яша - бас-гитара,

Джек Кузнецов - барабаны,

Юрий Крылов - зелёные волосы.

Сыграны три вещи в следующем порядке: Ленинградский рок-н-ролл, Восточный бриз, Инструкция по выживанию.

После 15 минут выступления администрация дома культуры со страху отключила электричество и попросили больше не играть. Было ощущение, что сейчас начнут пiздить. Но не начали.

На том же сборище познакомились с хиппарём из Питера Фрэнком (тоже там выступал), с которым стали дружить (см. Усольцев).