И вот в тебя затрубил

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 13:21, 14 декабря 2014; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

1981, апрель

И вот в тебя затрубил как будто примерно джаз:
Вой, визг, блеск, лязг, гром, грохот, слепящие солнце и медь;
Потому что растаяло! — вот чего тут происходит сейчас;
Потому что растаяло, вот чего, эть твою меть.

Уже! Мир, внезапно, - весь точно пацан на каникулах,
Наконец-то объявленных; ну а ты в нём, (внезапно!) тепер -
Самый Центор всего грома-грохота этого, центр скрежещушего этого лико-
Вания вдруг оказываешься. Ибо да: заслужил. Дотерпел!

Дотерпел. До такого, которое только что заумью
Изложить, потому что оно — эх, ого! Потому что оно — ох, эге!
Потому что ведь таять же начало, потому что растаяло!
"Дыр бул щыр" это, братцы, голимый! Хоп-хейгоп! Оуйе!

Дотерпел. До такого, что даже теперь можно шапку
Сунуть в сумку, впервые за чуть не полгода, и, типа лететь
Как на гребне волны, ощущая со сташною силой, - это именно всё: вот сейчас вот,
Не когда-либо в будущем, щазз; и оно — не кому-то, а именно - вот тебе.

Просто так, ни с того ни с сего. то самое то, именуемо коее - Щастье.

2. Вот композицию Гузель смастерила на этот стих. При литл хелп оф ледзеппелингов: http://youtu.be/PK5JjmR11w0

В преобразованном в песню виде. С припевами и т.д. Ну, в полупесню.

conceptualno: Пиздато! И на цепеллинов хорошо стихи встали. Как влитые. Вообще, интересный прием - соединить стихи с "редимейд" музыкой. Не знаю, правда, насколько он тиражируем...

nemiroff: Ну, это не я изобрёл. Собственно, пионеры хипхопа этим этим занимались ещё в 70е. Африка Бамбаата и прочие. Соединяли тыренный отовсюду брейкбит с самодельными стишками (рэп) и попевками.

conceptualno: Ну, они вроде по кусочкам тырили (хотя я не спец по хипхопу), а тут целиком. Радикальней :) Еще хочется видеоряда, какого то театрального действия или м. быть пантомимы...

nemiroff: Первый сингл хип-хопа, Rapper’s Delight 1979, - там рэп трёх рэпперов был положен на полностью скопированную басовую линия из тогдашнего хита Шик «Good Times».

А тут Гузель, кстати, как раз по кусочкам тырила: бит - из Рок-н-Ролла с ЛЗ-4;, гитарные риффы - из Блак Дог с четвёртого же Цеппелина и с Ливин Ловин из второго.

conceptualno: А-а, ну значит я не в теме. Гюзель - молодца!

3. Стихотворение довольно правдиво описывает состояние ума человека в городе Тюмени в период времени, календарно-хронологическое положение которого в ряду аналогичных таково: если за точку отсчета взять день самой долгой ночи в году и отсчитать от нее примерно около семидесяти чередований периодов света и тьмы, последующие тридцать чередований будут составлять в совокупности именно то, что здесь по традиции обозначают словом из букв «м», «а», «р» и «т».

Главное, за что ценим сей период времени тюменским населением — примерно в начале его второй трети в городе вдруг начинается бурное таяние снежного покрова, и это можно считать началом в Тюмени весны.

И вот на что в связи с вышесказанным хотелось бы обратить внимание читателей: на то, друзья мои, что такого, какое происходит в это время в Тюмени, в таком более автору не доводилось участвовать нигде и никогда. Во всяком случае, ничего подобного и в помине не наблюдается в столице нашей родины Москве, где автор вот уже фиг знает сколько лет влачит свое унылое и утомительное прозябание, и где ее, весны, вообще не бывает как таковой.

Ибо бывает: слякоть, и слякоть, и слякоть, и мутное небо, вся остальная хмурая нудь, и только из даты читаемой в метро газеты можно узнать, что это октябрь или февраль; после чего — опять слякоть, и снова мутное небо, только уже ходишь не в меховой шапке, а в кепке, и в газетах написано «март».

А такого, которое бывает в Тюмени, такой бешеной силы воды! и света! и грохота! и мерцания! этого здесь — — —

Эхохо.

электробит и свинг

4. Опять электробит. Хотя на самом деле, не электробит, а просто свингующий большой джазово-эстрадный оркестр — его саунд я и пытался передать в этом стихотворении. Потому что я большой фоннат такого саунда. И потому что этот саунд, с верещащими дудками, с громозвоном барабанных тарелок, да и его вид, сверкание указанных дудок и тарелок — наиболее адекватно соответствуют явлениям весны, когда солнце и тает.

типа вот так:

Ella Fitzgerald 1965 Hello, Dolly!

http://youtu.be/JpxyM5D0qBw

Собственно, именно эту песню я имел в виду в стихе. Ни капельки, я конечно, нисколько не знаток свинга и сейчас, а уж тем более еще меньше был им в 1981-м, и единственное, что из него слышал — советскую пластинку Эллы Фитцджеральд, вот эта.

И Хелло Долли на ней — первая песня. Вот ее я и имел в виду.

свинг

Но не только к саунду свинга тут отсылка, а и к ритмической свободе его, к движению, одновременно и спотыкающемуся, запинающемуся, но, чудесным образом, несмотря на эти спотыки и запинки — летящему, как серфер на гребне волны! Вот так:

Ella Fitzgerald 1969 One note Samba (scat singing)

http://www.youtube.com/watch?v=PbL9vr4Q2LU&feature=player_embedded

June 22, 1969 jazz vocalist Ella Fitzgerald with accompaniment by Ed Thigpen on drums, Frank de la Rosa on bass, and Tommy Flanagan on piano.

Вот этого самого, то есть свинга, то есть бесконечных запинок и спотыков, но и полета — я и хотел добиться в указанном стихотворении. Посредством хитроумного, все время оговаривающегося и самоуточнящего синтаксиса, спондеев, инверсий, анжамбамана, и проч., и проч.

битлз

Ну и битолзы, конечно. В смысле звона и грома. За что я их и фоннат. Ну вот, чтоб далеко не ходить, самое общеизвестное:

The Beatles 1964 Can't Buy Me Love

http://youtu.be/venzPNvge18

Из фильма «Хард Дейз Найт».

Лайв: The Beatles - Can't Buy Me Love (Shea Stadium)

http://truba.com/video/272134/

ещё битлз

Или вот. Еще песня, взрывавшая мое сознание в году так 1978-м. Особенно как там тарелки в конце припева медленно лопаются, медленно, лопаясь, замедляясь:

The Beatles 1965 We Can Work It Out

http://youtu.be/a_UMZ_9RBmk

Леннон какой хряк стал к середине шестидесятых! Наркотики до добра не доводят.

Правда, тут как раз особого звона и не слышно. А вот с пластинки, тут слышно. Но — без видео:

The Beatles — We Can Work It Out

http://youtu.be/ZNfuTDbdKoY

звон, тарелки

Или вот какой-то кубинец описывает, как до них на Кубе доходили сначала слухи про «Битлз», а потом как они их и услышали:

«Мы сидели компанией в темноте подвала, и у нас была пластинка Little Richard´a, которую можно было ставить с двух сторон. Вспотевший Обдулио просил нас не шуметь. Мы как следует закрывали дверь и деревянные ставни и включали Lucille. Мы пили и курили при голубоватом тусклом свете, слушали Los Platters, Blue Diamonds, Johnny Mathis, благоговели перед ботинками с острым носком, которые прислали из-за границы Роберто Натчару. Мы пили из горла, закусывая coffee cake; появлялись и исчезали пластинки Billy Cafaro, Luis Aguilé, Camisas Negras, Tommy Sand, Chuck Robert, Richie Nelson; разговоры шли о вечеринках, о танцах в Салоне Мамби, о ночных проститутках на Кони-Айленд, о голубых на Пасео дель Прадо, о полетах в космос, о ледоколе «Ленин», о чешских проигрывателях — такой однажды принес Роберто Хименес, и пластинку Everly Brothers.

Однажды что-то произошло. Каждый вечер, а потом и по утрам, только и было разговоров, что об Английском Квартете. Наш подвал кипел от людей из всех баров, и все приносили вести об этих тайных богах.

Говорили, они совсем по-другому играют, и кричат во всех песнях, и от их Please, Mr. Postman дрожит земля. Николас, который уже услышал их на прошлой неделе на одной вечеринке, опускает голову и поднимает руки. Вокруг него — дымка и даже подобие ореола, и вот Николас превратился в нунция, в избранного.

— Они как Элвис? — Нет. — Как Little Richard? — Нет. — Как Jerry Lee Lewis? — Нет, черт возьми, я не могу объяснить. Они выпрыгивают из самолетов, кубарем скатываются по трапу, прыгают по развалинам, и играют Twist & Shout, носят темные костюмы без лацканов, а ботинки у них на огромных каблуках, они высокие, звонкие, длинноволосые, орут, и ударные у них везде, где только можно. Хорхе Гарсиарена говорит, да, Николас прав, у них уже два альбома, и с Англией они уже покончили, камня на камне не оставили, они уже миллионеры, а мы тут все равно что глухие, сидим и слушаем Peggy Lee.

Однажды утром меня позвал Роберто Хименес — иди сюда, услышишь Los Beatles. Я спускаюсь в подвал, почти бегу по коридору, и слышу эти голоса, одновременно и переплетающиеся, и каждый сам по себе, странные, и гитара внутри них, и ударные, и звук как будто монеты сыпятся из кармана Бога, и грусть. Вижу Рохаса с обложкой пластинки в руке, с нее на меня смотрят сотни маленьких фотографий, а то, что я слышу, не укладывается в голове, гром без мелодии, от которого дрожит все вокруг.

Обрушивается наш подвал, падают все пластинки с рок-н-роллом, отступают красавицы-негритянки, Little Richard поднимается из-за рояля, и все умирают. Умирает Элвис, умирает Paul Anka, умирает голос Peggy Lee, города Алабамы и Миссури. Умирает музыка — и тут же рождается снова, от этого звука, который выходит на новую орбиту, и я смотрю на лица Рохаса, Роберто, на маленькие фотографии и на пластинку, вертящуюся на чешском проигрывателе...

Тогда мы еще не понимали, что произошло. Пластинка появилась и исчезла из подвала тем утром, остались ночь и Little Richard. Больше Los Beatles там не играли, и образовалась пустота".

Тоже количество звона их в первую очередь поразило. Ринго свое дело крепко понимал!

lgmusic: Битлз сделал Джордж Мартин, продюсер, умный дядя с двумя «вышками», который еще лет за 5 до этого фактически придумал весь английский радиотеатр.

До БИТЛЗ так не писался никто и никогда! Другое дело, что они ребята очень открытые были и очень быстро всему учились — они просто ФИШКУ прорубили — как вот из этой х.самодеятельности, которой они были в 62г делать ОХУЕННОЕ при помощи студии.

А дальше были просто на пол-головы впереди всех конкурентов, открытые, умные ребята. И про тарелочки — точно, я всегда недоумевал, почему так никто больше не делает? стеснялись, что ли?

nemiroff: Звон — это, думаю, не Джордж Мартин. У Мартина была куча ещё групп, но никто так не звонко не звучал. Это сам Ринго любил тарелки. На записях стучал основную партию — потом ещё дополнительно, отдельным треком, тряс бубном, тамбурином, всякими прочими звенелками, которыми он очень интересовался, и которых у него было дофига самых разных, и которые он всё новые находил, вплоть до коровьевого колокольчика.

yolich: Вот недавно набрел на роскошную подборку каверов «Битлз» в советской эстраде. Очень занимательно.

nemiroff: О! Спасибо! Чрезвычайно ценный материал.

yolich: да, постарался человек. а сколько оказывается не слышал. как, например, роскошный кавер Аиды Ведищевой

опять про битлз

Ну и голоса. Кто только битловских песен не перепевал, но у тех — не летело, а у битолзов — летело.

плиз плиз ми

Кубинец явно описывает дела 1963 года. Вот тогда их первый, битолзов, хит № 1 в Британии, с которого и пошла битломания. Сингл (второй из битловских синглов) recorded November 26, 1962 at Abbey Road, London, England, вышел 11 January 1963 (UK), 25 February 1963 (US):

16. The Beatles — Please Please Me.

http://youtu.be/he0B0VMxCsw

В чарты попала 26 января, на первое место забралась... Обана. По современным сводным официальным подсчетам, до первого-то места он так и не добрался. Вот ее движение по чарту (сведения — отсюда http://www.officialcharts.com/archive-chart/_/1/1963/, это офицальный источник: «Оффицал Чарт Компани»)

26 января — 33 (NEW) PLEASE PLEASE ME — BEATLES

2 февраля — 16

9 февраля — 3

16 февраля — 3

23 февраля — 2

2 марта — 2

9 марта — 3

16 марта — 2

23 марта — 5

30 марта — 7

6 апреля — 11

13 апреля — 17

20 апреля — 22

27 апреля — 30

4 мая — 31

плиз плиз ми - факты:

«После записи Джордж Мартин произнёс через студийную систему связи: «Поздравления, джентельмены, вы только что записали свой хит номер один». В целом, он угадал. На момент выпуска сингла ещё не существовало стандартной системы чартов. В некоторых — Melody Maker, New Musical Express сингл с этой песней достиг первого места после 6 недель продаж.

В Америке первое издание сингла провалилось. Тогдашний американский издатель «Битолз», маленькая компания Vee-Jay продала только 7000 копий. На первых из них название группы было указано как The Beattles. 30 января 1964-го на волне успеха I want to hold your hand песня была переиздана с From me to you на другой стороне и достигла второго места в Billboard Hot 100».

Наибольшие успехи, как мы видим, были с конца февраля по первую половину марта, когда Плиз плиз Ми дошла до второго места. На первое ее не пустило сначала Фрэнк Айфилд, потом Клифф Ричард. Ща их посмотрим.

фрэнк айфилд

Frank Ifield - The Wayward Wind

http://youtu.be/puLdyvepTu4

Мужественный бодрячок. Очень сурово поёт, хмурит бровки, как Дик Адвокат на бровке, гыгыгы. Но и мечтательно. Рокендролл — но со скрипочками. Смешно. Но, в принципе, хорошо поёт. Даже отлично. Но — смешно. Щаз узнаем, кто такой Фрэнк Айфилд.

Вот это кто: «(родился 30 ноября 1937) — Английский Easy Listening и кантри-музыки певица. Он достиг значительных успехов в начале 1960-х, особенно в UK Singles Chart, где у него было четыре номер 1 хиты между 1962 и 1963 гг.» — «Википедия».

клифф ричард

Cliff Richard and The Shadows — Summer Holiday.

http://youtu.be/Gbajf_rHzys

Бодро-задушевный блюзец. Да ниче, в общем. В СССР в то же время таких бодрых, но притом задушевных песенок, в промышленных количествах производилось. Главный корифей этого дела был Хиль, но уже, я полагаю, чуть-чуть попозже.

Это из мюзикла Summer Holiday (1963 film).

опять тарелки. лед зеппелин

лед зеппелин

А вот еще отличный образец обильного применения тарелок:

С пласта: Led Zeppelin 1971 Rock N’ Roll:

http://youtu.be/GonQSHxzb1k

лайв, Нью-Йорк, 1973: Led Zeppelin — Rock N’ Roll

http://youtu.be/owmrpWyTdxQ

Именно в начале 1980-х я чрезвычайно почитал эту песню.

свинг

В пункте о свинге выражено восхищение тем его свойством, что он есть движение, одновременно спотыкающееся и запинающееся, но, чудесным образом, несмотря на эти спотыки и запинки — летящее, как серфер на гребне волны!

На самом деле, как известно, не «несмотря», а именно «благодаря». Вот Горохов отлично это все разъясняет:

«Бит — это равномерное пульсирование.

В эпоху свинга (в 30-е годы) вся танцевальная музыка строилась на фундаменте, который создавали контрабасист и стучащий в бас-барабан барабанщик. На их синхронное уханье — бум-бум-бум-бум — наслаивались ритмические фигуры других инструментов: ударных, духовых, клавишных. Этот равномерный ритмический позвоночник в соответствии с европейской традицией называли размером четыре четверти.

Под выражением «четыре четверти» в музыковедении имеют в виду разбиение такта на четыре доли с акцентом на первую и третью, при этом первый удар сильнее третьего: бууууум-бум-буум-бум. Но в отличие от музыки XIX столетия в блюзе, джазе, рок-н-ролле и всем остальном, что от них отпочковалось, акцент ставится не на первую и третью, а на каждую долю. Иными словами, бас-барабан бьет с одинаковой силой все четыре удара: раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре...

Жесткость и однообразие бита позволили остальным музыкантам играть чуть-чуть не в такт, иначе говоря, то торопиться, то опаздывать относительно основного бита: это офф-бит (off-beat). Играть офф-бит — большое искусство. Джазовые барабанщики стучат одновременно бит и офф-бит (на разных тарелках и барабанах). Барабанная революция 40-х состояла в перекладывании бита с неповоротливого бас-барабана на тарелки. (Резко возросла скорость, и барабанщики перестали поспевать за довольно проворными би-боп-духовиками Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи.)

Для чего был нужен офф-бит? Для свинга. Когда оркестр свингует, музыка летит! Этот эффект связан с легкой асинхронностью баса и ритм-партии.

Музыканты добивались свинга на слух, начинали и обрывали свои аккорды с фантастическим чувством неточного ритма, музыка становилась упругой и плыла. Позже тот же свинг-эффект стали называть фанком, грувом, а в рок-н-ролле — драйвом.

Вообще говоря, искусство создавать пульсирующий и как бы плывущий ритм — основная характерная особенность джаза; в рок-н-ролле оно было практически начисто утрачено вместе с виртуозным бас-сопровождением, которое несло самостоятельную ритмическую функцию. В рок-н-ролле, который делали так называемые бит-группы, жизнь была устроена куда более просто: офф-бит у неумелых и молодых белых барабанщиков не получался, поэтому стук барабана дополнили кваканьем ритм-гитары. А басистом становился самый немузыкальный парень.

... Впрочем, джаз, который пытался угнаться за своим конкурентом рок-н-роллом, тоже упростил ритмический рисунок, но повысил его доходчивость и навязчивость, за что и получил название хард-боп (hard-bop)«.

Вот это я и пытался воспроизвести в разбираемом стихотворении, ага. И во многих других.

дольник

В поэзии, кстати, дело дальше пошло, чем в джазе. В джазе базовый ритм — все-таки ровный, отклоняются от него отдельные инструменты. А в поэзии — сам базовый ритм пульсирует.

Когда я был вождем сибирского панка, я пытался добиться от того же Жевтуна с Аркадием Кузнецовым, чтобы они самую эту базовую равномерность — поломали! Время от времени выкидывали такты (или вставляли лишние)! Неравномерные по длительности такты чтобы получались! Не смещать удары в такте — синкопа, в поэзии — спондей — а сами такты сокращать или удлинять! Постоянно и неравномерно стягивать строку — или наоборот, растягивать — и тогда ритм получается живой, пульсирующий, непредсказуемый.

— Это невозможно, сделать так! — отвечали они мне.

— А вы попытайтесь! В поэзии такое уж почти сто лет делают — всевозможные дольники, — объяснял я им.

— Эллу Фицджеральд слышали? — говорил я им. — Ну вот так и надо делать, только херачить, конечно, с ревом, громом и грохотом!

— Совсем старичок сдвинулся, — думали тюменские музыканты музыки панк. Вслух, конечно, не говорили — я был вождь, как-никак, но думали — несомненно, именно таким образом. А говорили:

— Фигли там пытаться, и так понятно, что ерунда будет, — отвечали они мне и херачили дэдкеннедиз — очень быстро, очень ровно, очень однообразно. Получалось в результате как будто двести сорок миллионов комаров в железной бочке зазудели в унисон. «Старичку» при этом (мне) было 24, им — от 14 до 19.

А была бы не ерунда. Была бы та же панкуха — но еще лучше — еще забойнее, еще морозом по коже продирающей. Я же эти идеи не ради авангардизма им втюхивать пытался, а ради того же драйва! Эх, ох.

_s_k_: В разном там «мэдчестере» четырёхтакность часто ломают; интересно получается, факт. Хотя цельность рисунка теряется нахрен.

nemiroff: А вот её не надо ломать. Поломать легко, ума много не надо. Получится фигня, «авангард».

А надо ее сдвигать-раздвигать, сжимать-разжимать — чтобы в принципе четрехтактная основа ощущалась — но она постоянно пульсировала туда-сюда — и без системы, что важно.

Как у позднего Бродского — где анапестическая или амфибрахическая основа дольника в принципе, ощущается, но — — —

Хотя мэдчестера я фоннат, ага. И они как раз не ломают. А как раз именно гнут и пульсируют.

probegi: Дык для этого культура нужна, понимание музыки. Это все сначала в голове должно быть, как и «звук».

16. Ну, теперь это все сделано — всевозможный брейкбит, айдиэм и множество прочих разновидностей электронщины, ну и ямайские всякие дела, и хипхоп... Но мы, «аРрок», все равно этим займемся в ближайшее время вплотную. Ибо, как любит говорить К. Крылов, «Хорошее повтори, и еще раз повтори».

Повторим.

хэлло долли

Ну и в завершение — еще пара версий Хелло Долли.

Louis Armstrong — Hello Dolly Live

http://youtu.be/kmfeKUNDDYs

Крутота, че тут скажешь. И как поет. И на трубе как копоти дает. И вообще.

Liza Minnelli & Judy Garland — Hello Dolly (live)

http://www.youtube.com/watch?v=5Q3YlnH3p5M&feature=player_embedded

The novelty of Judy Garland: Live at the London Palladium is the spectacle of the great entertainer sharing the stage with her up-and-coming daughter. In November 1964 Liza Minnelli was not yet 20 and not yet a Broadway success. She looks it: the coltish, appealingly gawky girl is still pretty raw (at one point after a costume change she yanks off her earrings just before launching into a song), and Garland seems alternately proud of and bemused by her. The video is pretty raw, too, a rough black-and-white affair that can best be described as serviceable in quality. However, fans of this brand of showbiz razzmatazz will be satisfied with the duets between the women (especially trading verses on a medley of «Happy Days Are Here Again» and «Get Happy»). Judy opens the show with the reliable chest sweller «Once in a Lifetime» (no relation to the Talking Heads tune) and delivers a tutorial in song dynamics with «The Man That Got Away.» She appears rather shrunken and tired but still comes on like a trouper, fending off the audience’s constant heckling for «Over the Rainbow» (as though she might forget it?) before finally handing the song back to them as a touching sing-along. This was Garland’s last appearance at the Palladium. It’s also a passing of the torch to Liza, who would later become the kind of polished dynamo embodied by her mother, more than capable of holding down her own one-woman shows.

Как голосят обоя! Жаль, запись очень плохая. Но голосят — оёй. Мамаша, Джуди Гарланд, так и поголосистей дочки была.

элла фитцджеральд

А вот, чтобы совсем свести концы с концами в этом материале — и свинг, и битолзы в одном флаконе:

Ella Fitzgerald — Can't buy me love (The Beatles cover), 1964. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=fGOXLZEtdKA

Тырц-тырц.