Бахтин

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Версия от 09:06, 1 июня 2013; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== 1997 == Советский мыслитель антикоммунистического плана. Поскольку в СССР такой план мыс…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

1997

Советский мыслитель антикоммунистического плана. Поскольку в СССР такой план мысли в чистом виде не очень приветствовался, издавал свои труды, оформляя их как литературоведческие: "Проблемы поэтики Достоевского" и "Рабле".

70е

В семидесятые и начале восьмидесятых был одним из главных интеллигентских кумиров: не было такого текста на любую тему, в котором не упоминался бы Бахтин и не было бы слов "карнавализация" или "полифония" (главные положения соответственно, книг о Рабле и о Достоевском).

Ещё бы - сидел! Потом - в Саранском университете прозябал на полставки!

С конца 1980-х был вытеснен в этой функции - свадебного генерала - Бердяевым, а еще позже - нынче - французскими мыслителями Деррида, Фуко, Бодрияр и проч.

Впрочем, ничего отрицательного о Бахтине я, в принципе, не подразумеваю: не читал.

Рабле

Ну вот, прочел я, наконец Бахтина - книгу про Рабле.

Авдею бы понравилось. Там как раз все, что он и всегда любил, и особенно полюбил к концу 1990-х: «смеховая культура», пародия, тотальное отрицание любых иерархий, а прежде всего – попов. Да, Огу бы понравилось.

Этим популярность Бахтина среди советской интлллигенции (помимо того, конечно, что сидел) и объясняется – конечно, кругом застой, тоска, засилье официоза – а тут чувак пропагандирует карнавал, песни-пляски и отрицание всего и всякого именно официоза! Конечно, как такое было не полюбить.

кожинов

Кстати, отыскал Бахтина в Саранске и всячески пропагандировал в начале 1960-х вроде бы, насколько мне известно, ни кто иной, как сам знаменитый Кожинов.

Это довольно странно.

Кожинов, воспеватель государственности в любом ее виде, лишь бы могучая и беспощадная была, от Николая I до Сталина, главное перо "Нашего Современника", "Завтра" и иже с ними – и пропагандирует в сущности анархиста Бахтина, главное содержание коего труда о Рабле – восхваление народной смеховой карнавальной культуры, за то, что она высмеивает, отрицает и пародирует любую официальную систему ценностей – и даже самую церковную иерархию! – а, в сущности, – по Бахтину – и самое христианство как таковое.

Как такого мог Кожинов полюбить - не понять.

Или ему все равно было, что кто пишет, лишь бы не еврей?

2006

"Проблемы поэтики Достоевского". Книжка у меня с 1981-го года хранится, в букинистическом возле университета покупал; прочесть рискнул только году в 2004-м.

Остался очень недоволен. Философ, бля! То, что в трёх абзацах можно изложить - толдонит, толдонит...

Во-вторых – чё толдонит-то? А вот чего: долго, долго, нудно, нудно, на десятках, десятках и десятках страниц Б. доказывает, что персонажи Достоевского высказывает не мысли автора, а свои собственные. И романы Д. – полифоническое единство разных независимых голосов.

Ну да. Так и есть. Но зачем это излагать на десятках страниц, когда это дважды два? Так в любом (хорошем) романе. Чичиков тоже в своих речах не выражает мыслей автора. И Ноздрёв – не гоголево альтер эго. И проч. И проч. [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]] [[Category:]]