Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Дольник

246 байтов добавлено, 02:41, 6 июня 2012
ипв
Стих такого типа получил распространение в русской поэзии с начала 20 века у Блока и других поэтов. Его называют также «паузником», а один из его видов получил название «тактовика»"
== [[пропуски слогов ]] ==
Можно дать дольнику и другое определение – и мне кажется, более правильное: стих, получающийся в результате пропуска слогов (или вставки дополнительных) в трехсложных размерах. Например. [[Державин]]. На смерть Суворова:
<poem>Что ты заводишь песню военну,
Но это был отдельный эксперимент, не получивший продолжения. А вот с начала 20 века – с символизма – дольник (дольники разных типов) широко распространяется в практике русских поэтов и постепенно становится нормальным и - - -
== [[нерегулярность ]] ==
Еще одно важное отличие современного дольника от державинского – у Державина слог пропускается все время в одном и том же месте строки, один и тот же по счету – 6-й; в дольниках 20 века слоги пропускаются и вставляются без всякой системы, где угодно автору – что придает стихам большую гибкость, динамичность, подвижность и т.д.
== [[свинг ]] ==
В музыке примерно такое же самое дело, как мне кажется, проходит под названиями [[свинг ]] и [[офф-бит]]. А.[[Горохов]]:
http://lib.ru/CULTURE/MUSIC/GOROHOW/muzprosvet.txt
"[[Бит ]] - это равномерное [[пульсирование]].
В эпоху свинга (в [[30е|30-е ]] годы) вся танцевальная музыка строилась на фундаменте, который создавали контрабасист [[контрабас]]ист и стучащий в бас-барабан [[барабанщики|барабанщик]]. На их синхронное уханье - бум-бум-бум-бум - наслаивались ритмические фигуры других инструментов: ударных, духовых, клавишных. Этот равномерный ритмический позвоночник в соответствии с европейской традицией называли размером четыре четверти.
Под выражением "четыре четверти" в музыковедении имеют в виду разбиение такта на четыре доли с акцентом на первую и третью, при этом первый удар сильнее третьего: бууууум-бум-буум-бум. Но в отличие от музыки XIX столетия в блюзе[[блюз]]е, джазе[[джаз]]е, [[рок-н-ролле ролл]]е и всем остальном, что от них отпочковалось, акцент ставится не на первую и третью, а на каждую долю. Иными словами, бас-барабан бьет с одинаковой силой все четыре удара: раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре...
Жесткость и однообразие бита позволили остальным музыкантам играть чуть-чуть не в такт, иначе говоря, то торопиться, то опаздывать относительно основного бита: это офф-бит (off-beat). Играть офф-бит - большое искусство. Джазовые барабанщики стучат одновременно бит и офф-бит (на разных тарелках и барабанах).
Для чего был нужен офф-бит? Для свинга. Когда оркестр свингует, музыка летит вперед. Этот эффект связан с легкой асинхронностью баса и ритм-партии. Музыканты добивались свинга на слух, начинали и обрывали свои аккорды с фантастическим чувством неточного ритма, музыка становилась упругой и плыла. Позже тот же свинг-эффект стали называть фанком[[фанк]]ом, грувом[[грув]]ом, а в рок-н-ролле - драйвом[[драйв]]ом.
Вообще говоря, искусство создавать пульсирующий и как бы плывущий [[ритм ]] - основная характерная особенность джаза; в рок-н-ролле оно было практически начисто утрачено вместе с виртуозным бас-сопровождением, которое несло самостоятельную ритмическую функцию.
Впрочем, джаз, который пытался угнаться за своим конкурентом рок-н-роллом, тоже упростил ритмический рисунок, но повысил его доходчивость и навязчивость, за что и получил название хард-боп (hard-bop)."
Но в поэзии дело дальше пошло, чем в джазе. В джазе базовый ритм - всё-таки ровный, отклоняются от него отдельные инструменты. А в поэзии сам базовый ритм пульсирует.
== [[ипв ]] ==
Когда я был вождём сибирского панка, я пытался добиться от того же Жевтуна [[Жевтун]]а с [[Аркан|Аркадием Кузнецовым]], чтобы они самую эту базовую равномерность - поломали! Время от времени выкидывали такты (или вставляли лишние)! Неравномерные по длительности такты чтобы получались!
Не смещать удары в такте [[такт]]е [[синкопа]], в поэзии - [[пиррихий ]] или [[спондей ]] - а сами такты выбрасывать или вставлять! Постоянно и неравномерно стягивать строку - или наоборот, растягивать - и тогда ритм получается живой, пульсирующий, непредсказуемый.
В поэзии такое уж почти сто лет делают - всевозможные дольники, - объяснял я.
- [[Эллf Фицджеральд|Эллу Фицджеральд ]] слышали? - говорил я им. - Ну вот так и надо делать, только херачить, конечно, с рёвом, громом и грохотом!
- Совсем старичок ёбнулся, - думали тюменские музыканты музыки панк. Вслух, конечно, не говорили - я был вождь, как-никак, но думали - несомненно, именно таким образом.- Это физически невозможно сделать! - отвечали они мне.
2. Не вышло. "Это невозможно сделать! - отвечали они мне." - "А вы попытайтесь!"  - "Фигли там пытаться, и так понятно, что хуйня будет", - отвечали они мне и хуярили дэдкеннедиз [[дэд кеннедиз]] - очень быстро, очень ровно, очень однообразно - как будто десять миллионов комаров в железной бочке зазудели в унисон.
А была бы совсем не хуйня. Была бы та же панкуха - но ещё лучше. Ещё забойнее, ещё морозом по коже продирающей. Я же эти идеи не ради авангардизма им втюхивать пытался, а ради того же драйва!
Эхох.
[[probegi]]: Дык для этого культура нужна, понимание музыки. Это все сначала в голове должно быть, как и "звук".
[[_s_k_]]: В разном там "манчестере[[мэдчестер]]е" четырёхтакность часто ломают; интересно получается, факт. Хотя цельность рисунка теряется нахрен.
== II. образцы: ==

Навигация