7091
правка
Изменения
Нет описания правки
Большие количества многих сотен и тысяч людей уверенно назовут Мандельштама главным – ну, в крайнем случае, одним из главных – русских поэтов 20 века.
Так вот: страшную вещь я сейчас скажу, которая возмутит общественность и, возможно, прославит меня в качестве негодяя, подлеца и человека, желающего сделать карьеру на надругании над памятью жертв беззаконий сталинизма[[сталинизм]]а.
Это вот какая вещь: довольно более-менее безразличен я к сочинениям О.Мандельштама! Никакого особенного восторга и трепета они у меня совершенно не вызывают.
Так что, если кому нужны обязательно сведения, рассуждения и т.д. и т.п. именно о Мандельшатме – пускай ищет их в других местах. Тем более что нынче чего-чего, а книг, статей, мемуаров и проч. о Мандельштаме - - -
И, кстати, всякая разносоветская поэзия, от [[Сельвинский|Сельвинского]] и [[Кирсанов]]а до [[Луконин]]а и [[Смеляков]]а. Которых и [[официоз]] не особо чтобы сказать и одобрял (в семидесятые – восьмидесятые официоз всё больше на крестьянскую поэзию от [[Есенин]]а до [[Рубцов]]а напирал), ни всякая интеллигенция знать не хотела. == поэт для филологов == Считается, что есть поэты для публики – ну, например, Маяковский или Есенин; есть поэты для поэтов – [[Хлебников]] итд.
Так вот: есть ещё поэты для филологов. Всю жизнь можно изучать потихоньку, аллюзии расшифровывать. Вот это – Мандельштам.
== мои проблемы==
Конечно, в ответ мне скажут, что это мои собственные проблемы, что я не поклонник Мандельштама. А на самом деле - - -.
Так я и не стану спорить: так оно и есть. Мои проблемы. О них, собственно (среди прочего) и сие сочинение.
== то, что нравится==
Вот, впрочем, некоторые стихотворения М, которые все-таки примерно немного соответствуют вкусам автора этих строк.
== Концерт на вокзале==
<poem>Нельзя дышать, и твердь кишит звездами,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами,
Горячий пар зрачки смычков слепит.
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!</poem>
1921
== или:==
<poem>"Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.</poem>
Конец лета 1914
(Одно из крайне немногих стихотворений акмеистов. соответствующих их программе; см. подробней – [[акмеизм и анакреотнизм]]; см. также [[анакреонтизм]])
== или:==
<poem>Куда я денусь в этом декабре
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я, что ли, пьян дверей?
В какой-то гулкий деревянный короб:
Читателя! Советчика! Врача!
На лестнице колючей разговора б!</poem>
1937
(Здесь, по-моему, чувствуется влияние куда более милого автору этих строк Пастернака.)
== начало 30х==
Вкусы М. начала 1930-х годов согласно С. Липкину [[Липкин]]у ("Угль пылающий огнем, 1981-90, в кн. Мандельштам, О. "И ты, Москва, сестра моя, легка…" : Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии, -- М. Моск. рабочий. 1990; с. 430-432):
"Вот кого из современников он (Мандельштам) при мне хвалил всегда: [[Ахматова|Ахматову]], Пастернака, Хлебникова, Маяковского. Иногда: Андрея [[Белый|Белого]], Клюева[[Клюев]]а. Ему нравились ранние стихи Есенина ("Хотя Кольцову [[Кольцов]]у больше доверяешь"), нравились "Пугачев" и "Черный человек", отрицательно он отзывался от "Персидских мотивах". Что-то привлекательное слышалось ему в некоторых строчках Асеева[[Асеев]]а, позднее – [[Павел Васильев|Павла ВасильеваВасильев]]а. По-корнелевски высокогласно, чуть ли не как сам Тальма, произносил "Николай Степанович", но я полагаю, что в Гумилеве [[Гумилев]]е он видел прежде всего друга, авторитетного, умного вожака былой литературной группы и, конечно, жертву разбойного деспотизма. (…) Не помню, чтобы Мандельштам читал его стихи. "
Чудесной чертой Мандельштама, нынче не часто встречающейся, была его литературная объективность. Не то, что суд его всегда был правым, но свои оценки писателей он не связывал с отношением этих писателей к себе. Он восторгался Хлебниковым[[Хлебников]]ым, который его мало ценил, называл "мраморной мухой", восторгался МаяквскимМаяковским, меж тем и Маяковский и круг Маяковского его не очень жаловали. Мандельштам знал это.
И другая чудесная черта: никогда не злился на знаменитостей, не завидовал им, взирал на них спокойно, издали, даже, по-моему, в некоторым добродушием. Цену себе знал. Приведу пример его независимой объективности.
Я рассказал ему, как его любит [[Багрицкий]], можно сказать, боготворит его, а Багрицкий тогда был гораздо популярнее Мандельштама и среди читателей, и в литературных кругах. Но Мандельштама мое сообщение не тронуло.
- У него в мозгу фотографический аппарат. – сказал он. – Выйдет на Можайское шоссе, так непременно увидит Наполеона. Лучшее у него – от Нарбута[[Нарбут]]а."
Году в 1933 был устроен в Политехническом музее вечер Маяковского. (…) Вступительное слово произносил Борис [[Эйхенбаум]]. (…) Признаюсь я плохо слушал маститого докладчика (…), как вдруг откуда-то сбоку выбежал Мандельштам, худой, невысокий (на самом деле он был хорошего среднего роста, но на подмостках казался невысоким) и крикнул в зал : "Маяковский – точильный камень русской поэзии! – и нервно, неровно, побежал вспять, за кулисы. Потом выяснилось, что ему показалось, будто Эйхенбаум недостаточно почтительно отозвался о Маяковском (этого не было, Мандельштам ослышался).
Мне казалось странным, что Мандельштам, так восхищаясь далеким ему Маяковским, довольно небрежно, порой неприязненно отзывался о поэтах, которые, как я тогда думал, должны были быть ему ближе, чем Маяковский. Он не любил [[символисты|символистов]], ругал Бальмонта и Брюсова, поругивал [[Вяч. ИвановаИванов]]а, делал исключения, не говоря уж о Блоке[[Блок]]е, для Сологуба [[Сологуб]]а и Андрея Белого, с которым с удовольствием встречался.
Вышла в свет "Форель разбивает лед" Кузмина[[Кузмин]]а, я и мои друзья были очарованы этой книгой. (…) Мандельштам разругал "Форель": - Это ядовитый плод болезненно цветущего стебля. Стилизация – не дело поэта. (…)"
"Я любил, знал почти всю книгу наизусть – "Версты" [[Цветаева|Цветаевой]]. Стихов ее написанных в эмиграции, я в те годы не знал. И вот попалась мне "Царь – девица". Вещь мне не понравилась. Мандельштам со мной согласился. "Я антицветаевец, - сказал он, озорничая и стал резко критиковать подругу своей юности. Из потока слов я запомнил фразу: "Ее переносы утомительны. Они выходят не в прозу, - признак высокой поэзии, - а в стилизацию. Она слышит ритм, но лишь слуховым аппаратом, ухом, а этого мало."
"Не столь пристрастный, какой оказалась Надежда Яковлевна, Мандельштам довольно часто и горячо менял свои суждения. Отрицая значительного поэта (например, [[Заболоцкий|Заболоцкого ]] и Вагинова[[Вагинов]]а), он вдруг начинал хвалить заурядного стихотворца, да еще, на мой взгляд, ему чуждого. Так, мне запомнились неожиданные для меня похвалы Кирсанову."
== [[паниковский]] ==
Паниковский – не с него ли срисован?
Где-то в жеже я обсуждал этот вопрос. Найти обсуждение.
== [[реабилитанс]] ==
http://magazines.russ.ru/znamia/2001/7/levick.html
13 мая на математическом факультете Московского университета, в той самой аудитории, где в марте происходил нашумевший диспут об общественных идеалах и цинизме, вечер, посвященный Мандельштаму. Мне об этом написал Гладков. Взяв с меня слово, что никому об этом не скажу. Вечер закрытый. Излишний предварительный шум о нем может привести к его отмене. Я хранил тайну. 13-го ко мне приехал Гладков, мы взяли такси, заехали за Надеждой Яковлевной и отправились в университет. Н.Я. сказала, что ей звонил [[Шаламов]], сказавший, что вечер отменили. Его действительно собирались отменить, но потом каким-то чудом студентам удалось добиться, чтобы он состоялся. "
- Почему М. был запрещен даже во времена реабилитанса? В принципе, вполне невинные же стихи! (Ну, кроме одного). [[Зощенко]], [[Бабель]], Заболоцкий, даже Пастернак, несмотря на недавнего [[Доктор Живаго|Доктора Живаго ]] были хоть чуть-чуть, но разрешены (Пастернак в Библиотеке Поэта – 1965 год), а М. – ни в какую.
Понять – невозможно.
== [[пугачёва]] ==
"Много лет назад Алла Борисовна Пугачева сочинила песню, переделав стихи Мандельштама с мужского рода на женский. Как зло, но, пожалуй, точно выразилась одна моя знакомая, он "всю ночь напролет" ждет "гостей дорогих", что арестовывать придут, а она - любовников." -
Мы вроде бы уже говорили с тобой об этом, но я повторюсь. Вышло так, что сразу после окончания школы я оказался сразу в нескольких компаниях с совершенно одинаковым культурным кодом. Эдакая "обойма", как выражался мой дед:
в поэзии - Пастернак, Ахматова, Цветаева и Мандельштам;
в рок музыке, которой эти люди не интересовались - [[Пинк Флойд]], [[Dark Side of the Moon ]] (кто-то им сказал, что это глубокий философский альбом);
в изобразительном искусстве - выставочный зал на [[Грузинка|Малой Грузинской ]] (безотносительно к тому, что там выставлялось) и почему-то [[Босх]];
в театре - [[Таганка]], а для продвинутых - студия Спесивцева;
в кино - [[Тарковский|Таркоооовский]];
и Окуджава всегда и везде.
И это меня быстро начало бесить. Потому что я любил [[Саша Черный|Сашу Черного ]] и Маяковского, [[Мазерель|Мазереля ]] и [[Добужинский|Добужинского]], к театру вообще был равнодушен, а лучшим советским фильмом считал "На войне как на войне".
Гумилева, впрочем, люблю. Эта публика кроме "Капитанов" ничего не читала, а из "Шестого чувства" могла продекламировать лишь одну строчку: "Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать..." Ну а такие поэты, как [[Державин]], [[Петр Потемкин ]] или [[Слуцкий]], были ей совершенно неинтересны.
[[nemiroff]]: Так за тридцать лет ничего не изменилось! Набор - тот же. Добивались Добавились Дима Быков и [[Том Вэйтс]], выпал ... ну, может, Тарковский , - [[Доктор Хауз ]] вместо него.
[[lord_k]]: Или [[Ларс фон Триер]].
[[nemiroff]]: Да, может и так.
[[nemiroff]]: Но зато если раньше это было кухонное перешёптывание, то сейчас - оглушительный вой труб и грохот литавр.
[[lord_k]]: В любую эпоху для любви требуется определенное мужество. Трудно любить Державина, каким-то боком включенного в школьную программу. Еще труднее - Маяковского, который мало того, что в программе, так вдобавок официально объявлен "лучшим и талантливейшим". Тем, кто открыл для себя House M.D. до того, как этот сериал превратился во всеобщий объект сюсюканья, сегодня тоже не просто. Меня д-р Х. просто не зацепил. Глянул, пошел себе дальше.
[[nemiroff]]: Ну, Державина уже не трудно. Он уже совсем дикая [[архаика]], его любить - всё равно что каких-нибудь древнеэтрусских скальдов - даже престижно. Оригиналом прослывёшь. Да и Маяковский уже стремится к тому же.
А вот с Пушкиным[[Пушкин]]ым, Пастернаком, тем же Мандельштамом - с ними существенно труднее, да.
[[lord_k]]: В архаику стремится скорее Заболоцкий, к которому тоже весьма трепетно отношусь.
А с Пушкиным мне трудно потому, что меня им в восьмом классе перекормили. Целый год - пушкинпушкинпушкин. Учитель такой был, ничего не поделаешь.
[[nemiroff]]: Трудно с Пушкиным. Официоз (и, что ещё хуже, "добрые [[людис хорошими лицами]]") его полностью узурпировал, ещё при царизме[[царизм]]е.
Но с Пушкиным я смог это пересилить. С Мандельштамом - стараюсь, но пока не очень получается.
[[lord_k]]: С Пушкиным я нашел modus vivendi. Часто цитирую, в порядке стеба. Если разработать мой персональный индекс цитирования, то первая пятерка будет выглядеть так:
Маяковский
[[Звездочетов]]
Пушкин
Саша Черный
[[Шекспир]].
Иногда место Шекспира будет занимать Григорьев.
[[gouselle]]: Все хочу спросить - доехали ли до вас наши подарочки?
[[lord_k]]: * биясь головою об стол * Мне стыдно сказать, но я об этом напрочь забыл. Простите меня, пожалуйста.
[[gouselle]]: Может быть еще раз прислать телефон?
[[lord_k]]: Пришлите, если не трудно. И не сердитесь на меня.
[[gouselle]]: Да что вы, ничего страшного. Вот - Евгений Браверман - 054-5994772, Тель-Авив
[[nemiroff]]: Не парься, что ты.
[[balda_balda]]: мне лехче живется -- я его полюбил, не зная, чей он там кумир. в толстенном дурацком совеццко-лириццком сборнике наткнулся на какие-то стихи: "….я наравне с другими хочу тебе служить//от ревности сухими..."" etc. и мне показалось, что они напечатаны другим шрифтом (лиловым, как говорил [[Олеша]])
[[nemiroff]]: Ну да. Мне так с Пастернаком повезло.
[[balda_balda]]: а вот с БП -- как раз то, о чем вы говорите. общий трепет, запомнившийся с раннего детства (как раз тогда скандал и вышел), очень мешал.
а вот
- булгаков
- лев-[[лосев]]
пришли сами, я ничего не ведал: просто открыл.
[[nemiroff]]: Я про Пастернака знал только, что это один из футуристов. Он мне, собственно, и сейчас в первую очередь с его футуристической стороны нравится.
[[zheniavasilievv]]:
<poem>Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Надо смерть предупредить - уснуть.
Я стою у твоего порога.
Уходи, уйди, еще побудь.</poem>
А это какой размер?
[[nemiroff]]: пятистопный Пятистопный [[хорей]]. ты Ты ж филолог, ёба! этоЭто, впрочем, даже в школе проходят - в четвёртом классе.
[[zheniavasilievv]]: Ну мне это как-то и ненужно не нужно оказалось. Я даже писать никаких стихов никогда не буду. Нет, нет только не поэзия! У меня масса знакомых погибли, увязли в стихосложении. Годы веков тратят на поэзию и все тают в беззвестности.
Лучше, писать прозу. Да хоть политический лозунг. [[Слава КПСС]]. Или [[путин ]] - пидарасик. Например, в 100 раз больше читателей будет. Но поэзию и поэтов люблю и все время тырю оттудава чего-нибудь для прозы. Люблю ритимеское предложение вставить в прозу или метафору.
[[zheniavasilievv]]: А И да, я люблю Мандельштама, особенно с простым размером[[размер]]ом. Наверное, от того, что поздно поэзию полюбил, лет в 35, и я не знал контекста[[контекст]]а. Что - тривиально, что ново, что хорошо, что плохо. Вот так в лоб взял и полюбл. Сначала Северянина[[Северянин]]а, потом Мандельштама, ну и еще чуть-чуть Губанова[[Губанов]]а
[[Категория:На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти. ]]
[[nemiroff]]: Да у него их и нет сложных, он весь [[силлаботоника|силлабо-тонический]]. Вот у Северянина - у того море ритмических фокусов.
[[arkulka]]: А вот случай был у нас аналогичный...
Сегодня звонит тетушка, по голосу ебанутая, говорит: "А вот скоро день рождения Симонова[[Симонов]]а, вашу газету интересует материал о нем" Я говорю: "Да, интересует, присылайте, но только ограничьтесь в объеме и попробуйте найти какую-нибудь связь Симонова и нашего региона" Она оскорбилась: "Ах так! Если мы будем такими глупыми условностями обставлять материалы о настоящей литературе, то у нас так и продолжит торжествовать бездарность (или безнравственность) в стиле Мандельштама!" И трубку бросила...
Вот какова простота тюменских нравов ))
[[nemiroff]]: Чудесная история. Скопировал.
[[dia_de_pescados]]: Где-то приводили стишок, сочинённый компьютером, которому словарь был загружен из сб. Мандельштама "Камень":
<poem>Злой музыкант, дрожа, вернись,
Ломая краски.
И сила, также устыдись!
Бред сонный, вязкий...</poem>
Поскольку действительно получился типичный Мандельштам, можно сделать вывод, что его секрет - правильный набор употребляемых слов.
[[balda_balda]]: nao se parece com ele.
[[za_gonzalez]]: береги сфинктер смолоду.
[[nemiroff]]: и это так. Я там тебе писал ты получил? Дублирую, ибо актуально:
"Про [[Оля Петушкова|Олю ]] - я-то всецело за. Но ведь надо не просто спеть, а спеть ХОРОШО. То есть правильно. Скажи ей, чтобы над проникновенностью работала. И над равнодушием одновременно.
Кстати – вот начну попевки напевать. Как поступать – слать персонально тебе или выкладывать в открытый доступ и звать всех наших послушать, попробовать сочинить что-либо? Как считаш?"
Кстати, уже и напел кой-чего.
[[za_gonzalez]]: да, получил. мне присылай. буду распределять.
[[nemiroff]]: оез, завтра пошлю.