Андерграунд
Содержание
80е начало
(2000, осень)
Ну, нынче любая поэзия - андерграунд. Кто из нынешних авторов стихотворений хоть сколько-нибудь известен хоть сколько-нибудь широкой публике? Кто - - -?
Ладно, понятно, я - тут все понятно. Но и какой-нибудь совершенно благопристойный и считающийся примерно типа что метр какой-нибудь Рейн или Кублановский - кто его знает? Кто его читал? Кто про такого хоть слыхал, кроме совсем крохотного числа ебанатов, которые - - -? Амелин вот Максим, например, лауреат «Антибукера» ? И все остальные прочие.
Тиражи поэтических книжек - максимум 5000 экземпляров, а и пятьюстами - никого не удивишь. Толстые журналы, они - 10 000. Рецензий на книжки стихов в средствах масс-медиа - причем в стремящихся слыть культурными средствах, в журналах типа «Итогов» или в газетах типа «Независимой» или «Коммерсанта» - практически никогда. О каких-нибудь театральных постановках, о любой сраной премьере любого сраного театра - обязательно материал на полполосы в газете, на три страницы в журнале; о новой книжке Кушнера или Пригова - максимум заметка в 7 сантиметров длиной в 6 шириной.
И вот.
С одной стороны, это вроде бы и хорошо, так и должно быть.
И символисты-декаденты были в свое время чрезвычайно глухой андерграунд; и футуристы; и обериуты; и Бродский; и Пригов; и ничего; и выживали как-то; и поэзия – процветала.
Мол, то и се, пускай лютует массовая культура, пускай гнусные кумиры толпы – – –,
А зато, дескать мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем там, типа зажженные светы
В катакомбы там на фиг, в пещеры, -
Да как-то надоело.
В этих катакомбах и протухнешь на фиг, и «зажженные светы» потухнут вместе с тобой, никому не переданные. Ибо некому их передать - никому они на фиг не нужны.
И кто же виноват?
Да сами авторы стихотворений виноваты в первую очередь! Не фиг писать столько унылой занудной ерунды! Вот К.Аксаков например хорошо формулирует - и как раз о временах такого упадка и самой поэзии вообще и интереса к ней людей в частности:
«Мы прочли книгу и пришли в полное недоумение. Мы хотели посвятить ей пространный и обстоятельный разбор, в котором, если бы мы были несогласны с сочинителем, хотели сделать ему подробные возражения и высказать наше мнение о предметах его книги. Но это решительно невозможно; для этого надобно, чтобы в книге было что-нибудь, что-нибудь положительное, твердо ясно поставленное.
… Вам, наверное, приходилось встречать людей, которые говорят необыкновенно гладко, непрерывно; фразы вяжутся одна с другой; они льются, льются как река, безостановочно, и ничего нет в словах их. В речи их попадаются мысли, но эти мысли теряют всякую силу, всякую живую сторону и обращаются в голые слова. Впечатление тяжелое и неприятное в высшей степени; вы чувствуете утомление, вы чувствуете, что после всей многосложной речи у вас остается пустота, ничто; ничто не беда, если б ничего и не было говорено; но ничто невыносимо тяжело, оставаясь в результате тогда, когда говорилось что-то.»
Ну, вот именно поэтому дела нынче все и обстоят так, как обстоят: потому что, действительно, чрезвычайно это утомительно - ее читать, нынешнюю поэзию.
Потому что она, действительно, почти сплошь одно именно пустословие именно вышеописанного образца. И даже самые хваленые метры, те же упомянутые Кублановский и Рейн - именно им одним заняты.
Опытные писатели, так их! Рифмовать руку набили, да к чему эти их рифмы, сообщается ли посредством их что-нибудь важное, нужное и интересное? Ни капли нет, и они даже и не пытаются ничего такого сообщить, а так, рифмуют, чтобы отработать звание «поэта» и выдаваемую за него – все еще, по инерции выдаваемую – пайку. Крохотную, конечно, пайку, но другим каким способом им и такой не заработать.
Вот так.
А если и есть что не такое, как выше описано, так нужно горы вот такого перерыть, чтоб до хоть чуть не такого добраться. Да кому ж это надо? Такую работу проворачивать?
На фиг это, конечно, никому не надо. Я вот сам лично взялся читать стихи, публикуемые в журналах, выискивать эти хоть сколько-нибудь жемчужные зерна в этих навозных кучах, – исключительно за деньги. И то стремлюсь всячески увильнуть и писать о Пушкине, Пригове или Бродском, а не о X, Y и Z . А бесплатно в говне ковыряться – в горах говна! – конечно, охотников сыскать трудно.
Кризис перепроизводства стихотворных произведений, короче говоря. Вот и – – –
А я сам
не такой?
Все-таки нет, не такой.
Все-таки, поживее, чем эти.
Все-таки, после прочтения моих стихов все-таки что-то остается в голове у читателя.
Хотя бы удивление, какие выражения народные интересные на свете существуют: "волки срать уехали на ней!"
Все-таки не одна сплошная словесная вода.
Также см.
сообщ. Коммуникативная функция искусства, мессидж.
дополнения
Когда сознательный и добровольный – это одно, а нынешний – гетто, куда загнаны люди, ничего против истаблишмента не имеющие, а именно жаждущие в него попасть – а не берут. Обычная свалка истории.
2. Предательство вождей. Перебежавших в истаблишмент
3. А ты-то каким боком андерграунд? – спрашивают меня. – В РЖ у самого Павловского печатаешься, с Гельманом на короткой ноге… Чудишь, мудишь, объёбываешь, всех обмануть норовишь, и рыбку съесть, и у Павловского гонорары получать, и в андерграунде числиться!
Эхохо.. Есть, есть в этих предъявах Горькая Правда…
4. Андерграунд должен быть! По К.Леонтьеву: для Цветущей Сложности. А также в порядке Системы Сдержек и Противовесов.
Иначе всё скиснет окончательно, сгниём нафиг. Иначе, как хорошо сформулировал, к моему изумлению, один исполнители музыки поп -
Жизнь будет типа полный фруктовый кефир.
(К изумлению – потому что этот-то исполнитель – сам просто пренаиобразцовый тот самый кефир.)
Его пытается узурпировать Вербитский, пытаясь стать единственным А. – вот, я пытаюсь сделать его иную версию. Организовать.
5. Также см. Альтернативные структуры.
6. И это - хорошо! Выморозит тех, кто примазался
25 июня 2003
С Авдюшей вчера часа два проговорил по телефону. Четыре раза он бегал покупать карточку, чтобы продолжить беседу. Авдюша ездил в Венецию на Биеналле - позырить. Сейчас он получил паспорт и может ездить (но не чешский, как кое-кто думает, а специальный "паспорт бееженца", типа "нансеновских", которые выдавали русским эмигрантам в 1920-е).
- Кто больше всего понравился?
- Тинторетто!
- А Веронезе?
- Ну, этот тоже охуеть.
- А сам Тициан?
- Да и этот тоже не хуй собачий.
2. Сердит Авдюша был на то, что все эти Веронезе-Тинторетты раскиданы по разным церквям, в каждой - по одной картине или росписи.
- Высоко, под потолком, да еще закоптили свечами - национализировать всё на хуй и собрать в один музей! - так постановил Авдюша. - А то попы совсем охуели, вход в церкву - 2 евро, 70 рублей!
- Как? Человеку чтобы помолиться - 70 рублей требуют? И правда, охуели!
- Нет, ну есть церкви на окраинах, без Тициана - там можно помолиться и бесплатно. А если хочешь с Тицианом - 2 евро.
3. Ещё Авдюша призывал меня голосовать за КПРФ.
- Да как-то я не поддерживаю их программу.
- А что? Самая правильная программа!
- Ну вот ты, благодаря в первую очередь программе КПРФ, и сидишь в Праге. Они же за попов!
- Да, это верно, - сказал грустно Авдюша. - Коммунисты блять! За попов! Все, все охуели!
4. Еще обсуждали, что такое андерграунд, есть ли он сейчас, и нужен ли вообще.
- Какой, на хуй, андерграунд, - возмущался Оганян. - Просто красить (писать, петь, играть) не умеют, никуда их не берут, вот они и придумали себе оправдание: мы, дескать, нарочно так, мы - андерграунд.
- Ну вот я, например, - андерграунд, - сказал я. - А я, вроде, писать немного умею, ты сам признаешь.
- Не так-то уж и умеешь, - сердито сказал Оганян. - Половина, что пишешь, - полная хуйня, выкинуть и забыть. А вот вторых, ты не андерграунд, ты ебанат! Тебя лечить нужно, долго и упорно, принудительно, в Ганнушкина, года четыре. Пока не забудешь эту хуйню про андерграунд.
- Так ведь и ты андерграунд!
- Я?!! - возопил Оганян. – С хуя ли? Я нормальный современный художник!
- Ага. Еле от тюрьмы убежал, с волчьим паспортом на чужбине скрываешься.
- Да, - мрачно сказал Оганян, - правда. Сделали, суки, андерграундом на старости лет! - после чего высказал много нехороших слов, в том числе даже на чешском языке.
- Да и Кашель - андерграунд.
- Кашель? Андерграунд?!! - опять возопил Ог.
- Нет, в Венеции или Кельне, конечно, не андерграунд. А у нас - чистой воды подпольщик. Членом СХ состоит? Выставки - делать приходится только за свой счет? Покажи 100 000-м русских человек выставку Кашля, сколько из них согласится, что это - пусть ебнутое, но все же искусство?
- Да, - еще более мрачно сказал Ог, - это правда. И повторил вышеупомянутое высказывание в еще более развернутой форме.
5. Среди написанной мной хуйни, которую нужно немедленно выкинуть и забыть, Оганян, например, числит "Тюменщиков":
- Понаписал три тонны бумаги про всяких долбоебов да фашистов - и что, сказали они тебе хоть спасибо за это хотя бы раз? Куда там! При первой возможности выкинули на хуй из своей сраной Тюмени, потом из своего журнала!
Тут мне нечем было крыть - так все и было.
ankel_ru: вот это читать очень интересно и познавательно. спасибо, Мирослав Маратыч.
shapur: Ну, долбоебы и фашисты - может быть. Но кто тебя откуда выкидывал?
Белозор 1 июля, 2003:
"Кстати, Авдея Степаныча в Венеции на вечеринке встретила одна наша приятельница по имени Алла. Она туда с мужем поехала - проветриться. Ну и повидалась: и Кошляковым, и с Дубосом, и совсем уж неожиданно - с Авдюшей. Говорит - выглядит замечательно и весь такой милый.
Она сидела на первом этаже особняка, где происходила пьянка, а наливали на втором. И Степаныч бегал наверх - носил ей шампанское. А она его все время фотографировала. Но фотографий этих увидеть, увы, никому не суждено. Потому как вечеринка затянулась настолько, что глубокой ночью Алла обнаружила себя, стоящей в вечернем платье и полном одиночестве на берегу какого-то канала.
Место было незнакомое, и она полезла в сумочку за телефоном, чтобы позвонить супругу, который тоже где-то потерялся.
Пока она рылась в сумочке, из нее вывалился фотоаппарат и упал в канал.
Она наклонилась над водой, чтобы поглядеть - не сверкнет ли в темной воде серебристая цифровая камера, да так неудачно, что уронила в канал и сумочку. А в ней был и телефон, и бабки, и ключ от апартаментов...
Тогда Алла, будучи женщиной умной, решила спуститься в воду и поискать на дне - вдруг повезет. И в вечернем платье полезла в канал. Он оказался неглубоким и Алла, войдя в воду по грудь, принялась приседать и шарить по дну рукми. Но увы - ничего в воде не обнаружила. И тогда ей стало грустно. И она стояла в теплой черной воде, в вечернем платье и раздумывала, как жить дальше.
Так бы до утра и простояла, да на счастье проплывали мимо на катере пьяные и веселые молодые немки. Подобрали ее, привезли к себе в отель, высушили, спать уложили. А утром дали 6 евро и отправили домой. А на другой день она Степановича уже не видела.
А и видела бы - хуля толку? "
2005 02 россия 2 гельман
Гельман, Кормильцев... Тут вопрос такой: для чего эта Россия 2? Варианта тоже 2:
1: обустраивать подполье - ундерграунд - налаживать связи между имеющимися очагами Сопротивления, помогать этим очагам продолжать пылать.
2: вытаскивать подпольщиков в телевизор итп официоз-истаблешмент, смешивая их там с говном, и продавая затем в одном с этим говном флаконе. И тем самым уничтожая, в сущности, подполье (андерграунд), оставляя его без вождей. Что случилось, например, с русским роком в Перестройку.
В первом деле я всячески готов Гельману содействовать, и даже Кормильцеву, если он будет полезен. Во-втором же - - -
убещур: Имхо, структурированный андерграунд - уже не андерграунд. Кормильцев себя доструктурировал до известной степени, зачем же на других эксперименты ставить? Про Гельмана молчу. Если эта их вторая россия кому-то поможет элементарно не сдохнуть с голоду или не наложить руки на себя от полной безнадёги - спасибо им большое. Но это вряд ли. По-моему, там другие стоят задачи.
немиров: "структурированный андерграунд - уже не андерграунд" - Почему это? Во всём мире он очень даже структурирован и организован. И у нас в СССР был организован. Самиздат, квартирные выставки, подпольные студии, записывающие Майка и ДК. Всё было очень даже упорядочено. Потом все структуры рассыпались - вот теперь начинают воссоздаваться.
убещур: Мирослав, нет охоты спорить, но это стихия всё-таки. А обузданная стихия - это говно.
перельман: сопротивление для чего? сопротивление даже когда всё будет хорошо (хотя так не будет)?
немиров: Ну, ты вот правильно же написал "так не будет". А если вообще, то – в целях экологии, так сказать, культуры. Для её равномерного процветания ДОЛЖЕН быть андерграунд. Сопротивляющийся официозу. (Истаблишменту). Иначе будет совсем говно.
(2012 01: Ну да. Наивный я! Был. Теперь очевидно - Гельман занимается именно деятельностью по второй схеме. Вполне верю, что с лучшими намерениями - помочь художникам, помочь Искусству. На этом мы и разошлись году к 2010 полностью.)
2005 03 не дождётесь
Чупринин. "Словарь понятий современной литературы". Андерграунд: http://magazines.russ.ru/znamia/red/chupr/book/andegr12.html
"С расцветом гласности и, соответственно, исчезновением как цензуры, так и единого Союза писателей андеграунд ушел в историю российской культуры, оставив по себе лишь ностальгические воспоминания: “Андеграунд для моего поколения все равно, что гоголевская “Шинель” - все мы из нее вышли” (Ю.Арабов).
- Ага, щазз. Не дождётесь!
2005 04 15 Тюмень как самый истинный андергаунд
юный дугинец пишет: http://www.livejournal.com/users/_taksidermist_/8605.html
"Неоевразийству как идеологии ориентирующейся на молодых радикалов,которые на бессознательном уровне носят в себе мировоззренческий код Новой Империи, необходим свой собственный уникальный ареал субкультуры-контркультуры.
На сегодняшний день мы имеем:
1. мейнстрим (всякие фекалии типа ихнего радио + недобитые тела питерской тусовки 80х)
2. сибирский и пост-сибирский панк (тусовка империум-ру: Родина, ГО, Красные Звезды, Банда Четырех, Теплая Трасса и тп)
3. постсоветская постиндустриальная сцена (тусовка готик-ру, сейд-вудс-ру и проч.)
4. всякие ошмётки никуда не вписывающиеся типа Калугина.
Из этих 4х групп потенциальными носителями НАШЕЙ идеологии могут быть лишь 2ая и 3-я группы."
Ага. Но я сейчас не о дугинизме. Я о Романе Неумоеве. Вот ведь какой молодец! Его уже и из сибирского панка вычеркнули! И даже во "всякие ошмётки никуда не вписывающиеся типа Калугина" не включили!
Таковы все тюменские деятели - совершенно никто никуда никак не вписывается: и Ромыч, и в В.Богомяков, и Чернозёмы, и Центральный Гастроном, и новая нынешняя тюменская волна деятелей искусств - охуительная, но о которой никто не знает. Ну, и я в том числе.
Потому-то именно мы и есть - подлинные и охуительные молодцы и герои. А не те гнойные гомосексуалисты без страха и упрёка, с головы до пят выкованные из цельнометаллической пидорастической нержавеющей стали, которые - - -
taksidermist: А вот Вы, глубокоуважаемый мною тюменский деятель, чем Вы то в свои 19 лет занимались? Пили портвейн, слушали БГ и лабали панкуху?!!!
nemiroff: В 19 лет я писал стихи, ухаживал за девушками и с большим пылом огня ума изучал структурную лингвистику, будучи студентом-филологом. Ни портвейном, ни БГ, ни панкухой я в девятнадцать лет не увлекался.
varsava: Клёво, когда отвосюду вычеркнут. Значит съебался, значит ещё раз получилось.
aqualung: Съебался, только полностью головой ёбнулся в процессе съеба. Теперь его Союз Православных Хоругвеносцев привечает.
za_gonzalez: Ссылку на мп3 "Не верь богатым" Джека и Потрошителей, кстати, у ЖЖ юзеров часто встречаю. Закулисный пеар. Радует.
iris_sibirica: Да - не вписывается никто никуда. Это факт!
(2012 03: ну, Владимир-то Геннадьевич с тех пор успешно вписался во все списки уважаемых граждан. Очень старался вписаться – и вписался. Почтенный член "литературного сообщества".
И "новая волна": Карандей вон чуть ли не вообще кумир Ольги Юрьевны и прочей поэтической общественности. Карандей, правда, вроде бы как раз старался – просто сам так им сильно понравился. "По вкусу пришёлся".
Ну а меня и из тех списков, в которых поначалу было числился, - повычёркивали. Это, конечно, правильно и хорошо, так и надо и так и должно быть, и лестно, что я самый запрещённый автор из всех возможных, причём не по каким-то там политическим мотивам, а по сугубо художественным. Но во многих отношениях - утомительно.)
(Что плохого в том, что Богомяков и Карандей получили признание, которого они ещё и вполне заслуживают? Да ничего, конечно. Это я так, злобствую. Очень уж я это "литературное сообщество" не люблю. Ну и всех, кто с ним законтачился… Да, как-то автоматически он в голове моей попадает в бан-лист. Мицгольщина, ез.
Нынешнему читателю, правда, нужно уже объяснять, кто такой Мицгол и в чём эта "мицгольщина" состоит. Ну, пусть на луркмор заглянет.)
2009 03 андерграунд 1950-х
Например: Аркадий Ровнер (поискать в гугле о нём): http://www.sostoyanie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=346&Itemid=28
"Читатель не должен забывать, что действующие лица моего рассказа были в то время – в 1957 году – молодыми людьми в возрасте от 15-ти (самым младшим был Сергей Вартазарян) и до 24-х лет (столько было тогда самому старшему из нас – Степану). Мне в период этих решающих для моей дальнейшей жизни событий было 17-18 лет.
Это был мой последний учебный год в средней школе, после которого я твердо решил уйти из родительского дома и начать самостоятельную жизнь. Эта будущая жизнь должна была стать осуществлением тех идеалов и принципов, которые вырабатывались в нашем круге.
Возможно, в моих намерениях недоставало конкретности, но некоторые моменты были для меня ясны. Сначала я должен был закончить среднюю школу и, уехав из дому, обосноваться в рабочей среде в российском городе средней полосы – после этого я мог приступить в серьезной революционной работе.
Таков был мой план, требовавший от меня выдержки и терпения. И этот план я поставил над всеми другими обстоятельствами и соображениями.
… Вскоре после этого пришла и моя пора уезжать. Со школой было покончено, и больше мне нечего было делать в городе. Я взял карту России, закрыл глаза и ткнул в нее пальцем – палец попал в город Брянск. Тогда я продал однокласснику и соседу Юре Мартиросову десятитомник Джека Лондона, купил на вырученные деньги билет в Брянск и с маленьким чемоданчиком поехал на вокзал. Мама плакала и пробовала меня удержать, а отец, понимая бесполезность уговоров, поехал за мной на станцию и подсматривал из-за деревьев, как я сажусь в вагон. Юность безжалостна – сердце мое не дрогнуло. Я уехал. Навсегда.
… Уезжая из дома, я взял с собой две толстые книги: “Капитал” Карла Маркса и “Письма” Александра Блока. Этот подбор книг точно определяет мое тогдашнее состояние раздвоенности.
“Капитал” Маркса должен был помочь мне разобраться в идеях мировой революции, на которую я собирался работать – именно с этой задачей я и уехал из города, где меня держали в плену привычные связи и отношения. По моим представлениям того времени, мне предстояло органично войти в рабочую среду и начать пропаганду идей истинного марксизма, искаженных идеологами лицемерного и прогнившего режима.
Что касается Блока, то это была вторая составляющая моего внутреннего мира, от которой я не собирался отказываться. Письма Блока содержали в себе целый мир ссылок на источники, питавшие его духовные поиски, намеки на смыслы, тогда еще мне недоступные, но обещавшие со временем раскрыться.
Блок был для меня не только воплощением поэзии, он был еще и ключом к идеям своей эпохи. В его письмах были разбросаны крупицы мироощущения, созвучного моему, но запечатленного в непривычных для меня формах. Мне нужно было освоить тот опыт, который стоял за этими формами, и уже оттуда двигаться дальше – к самому себе и к своей эпохе.
Забегая вперед, замечу, что книгу К. Маркса я переслал открывать уже через несколько месяцев после отъезда из родного города, а толстый том писем Блока я пронес через годы, страны и континенты и сейчас, через полвека после описываемых событий он стоит у меня на полке рядом с источниками, питавшими и его, и меня.»
- Вот какие интерсеные дела происходили, оказывается в толще советской тьмы.
2. Получился – оккультюга: Гурджиев итд. http://www.sostoyanie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=24&Itemid=67
3. А вообще - истории советского андерграунда так до сих пор и нет. Чтобы было описано всё – и в этого всего переплетении: поэты, художники, мистики, диссиденты, музыканты, просто тусовщики – модники, стиляги, хиппаны, панки и проч. и проч.
Можно сюда и исполнителей блятняка добавить, подпольных каратистов, может быть даже – фарцу и цеховиков. Все они с культурным андерграундом тоже порою весьма взаимодействовали.
Тема, казалось бы, такая, что сама просится в руки, обещая Славу и То-Сё описавшему, но – так никто и не взялся.
Или – взялся, да я не знаю? Может и так, тоже правда.
4. Локальные описания отдельных аспектов – это есть, ага. Начиная от Алексеевской "Истории Инакомыслия в СССР" до книжки про питерский Сайгон (см.).
А обобщающий труд - ?