Безмерность
безмерность
1. 2001. Почиталась в 20-м веке просто обязательным для поэта свойством. М. Цветаева:
</poem>Что же мне делать, птенцу и первенцу, В мире, где наичернейший сер, Где вдохновенье хранят как в термосе, С этой безмерностью в мире мер? </poem>
2. Это — романтическая вариация на указанную тему. В 20-м веке, помимо указанного романтического, имел место и авангардистский вариант трактовки этого понятия: безмерность — это кто чего больше, прежде не являвшегося предметом искусств, сумеет объявить таким предметом. И, главное, сможет заставить общество с этим согласиться.
Более того: согласно Гройсу, это вот и есть главная (если не единственная) цель авангардистского искусства.
Которое — согласно тому же Гройсу (http://guelman.ru/avdei/grois.htm), — одно только и есть собственно искусство. А всё остальное — так, декоративно-прикладные промыслы.
3. Заставить считать искусством — например:
— ровненькие серенькие квадратики на холсте же
— черный квадрат на холсте
— сам пустой холст;
— дырку в пустом холсте
— перевернутый вверх ногами писсуар;
— аквариум, с плавающей в нем деревянной рукой;
— изображение банки супа «Кэмпбелл», увеличенной в 48 раз;
— сколько-то там гектаров земли, выкрашенных синей краской;
— мертвого зайца, покрытого медом и завернутого в войлок;
— акт иображение из себя человека, сошедшего с ума и решившего, что он собака;
— акт обсирания от восторга перед картиной Ван-Гога в Музее Пушкина;
— акт показа жопы публике для смеха с парохода;
— акт отказа от показа жопы публике для смеха на перекрестке Буденновского и Пушкинсокй;
и проч., и проч. и проч.
4. Все вышеуказанные примеры — из сферы изобразительного искусства, которое шло все время впереди, все новые и новые авангардистские идеи и смыслы порождались первоначально именно в нём. Но и в литературе наличествовала эта гонка: кто сумеет еще больше, чем прежние авторы, переступить пределы границ здравого смысла и общественных приличий : «А я!» — «Нет, это а я!»
— А я — пятилетнего братика к гомосексуализму приучил!
— А я — на фотографию мертвой бабушки дрочил!
Поучаствовал и я в этой гонке: а я — целые длинные стихи одними матерными словами писал!
Печально это.
И удивительно: авангардизм ведь уж сколько лет как объявлен трупом, а на смену ему пришел постмодернизм, который, казалось бы — – —
А вот нет, живы ещё его установки, авангардизма. Вся деятельность Тер-Оганяна А. С. 1990-х годов как раз и была посвящена этому — демонстрации того, что авангардистские принципы, несмотря на постмодернизм и "смерть искусства", по-прежнему живы и действуют. И — высмеиванию этого.
5. Ну и додемонстрировался, ну и довысмеивал. Последняя его псевдо — и анти — авангардистская акция, рубка икон, — была понята всеми именно как сугубо авангардистская, как еще одно «А я! А я!»
Результат известен.