Сальвадор Дали

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

июль 2006 - вот когда это написано

0_7d34c_29c339d7_XXXL.jpg

Далее- самый краткий очерк того, что я могу сообщить о Сальвадоре Дали. Нераскрашенный, то есть без гиперссылок - потом:

70е - 80е, СССР

В позднем СССР, в семидесятые-восьмидесятые, среди передовой интеллигенции сюрреализм был самым почитаемым художественным направлением. Фрейд, хуейд, страшные тайны страшных глубин подсознательного и обитающих в них ужасных чудовищ беспощадной половой ёбли — как такое было не уважать? Все и уважали. Я — автор этих строк, Немиров М., — естественно тоже уважал.

Можно даже точнее сформулировать, что именно я уважал. Вот что: то, что всё ведь, оказывается, совсем не так, как кажется! Ты думаешь одно и хочешь одно — а на самом деле ты хочешь совсем другого! И Дедушка Фрейд придумал, как узнать, чего ты на самом деле думаешь и хочешь! А сюрреализм — это и есть выражение учения дедушки Фрейда в чувственных образах.

Как такое не полюбить? Я и любил.

Ман Рея, Магритта, Дикса, Эрнста, Эшера, — тоже в какой-то мере сюрреалиста, Арагона (в литературе) — и др., и др. Но вот конкретно С.Дали — никак не мог полюбить. Сколько ни смотрел — скучно! Теоретически — понимал, что это правильно и зашибись% — гладкая живопись, которая тем не менее всё взрывает и подвзврывает в сознании (и в подсознанни, что главное!) зрителя, — а практически никакого взрыва я в своём сознании не ощущал при разглядывании картинок Дали — а только нудную томительную скуку.

1987, осень. Авдей

Так продолжалось до осени 1987-го. Осенью 1987 я познакомился и сразу подружился с пресловутым Тер-Оганяном А.С., и сразу мы стали не разлей вода и давай без перерыва круглыми сутками (мы и поселились вместе, в Доме Актёра (см.)) — вопросы разных искусств обсуждать. Зашла речь, само собой и о Дали. Ог и вскричал:

— Да он просто плохой художник! Слабый и малоумелый! Его интеллигенты любят — потому что они слепошарые, они НЕ ВИДЯТ живописи как таковой, один сюжет. Поэтому и не понимают ничего в ней. Попсня плохая для интеллигентов — вот что такое Дали! Стругацкие, Окуджава, Тарковский, НЛО, Джуна, Иисус Христос, Высоцкий, Достоевский, Рерих, иконы, — и «сюрр» с абсурдом. Духовка и нетленка!

Тут я всё и понял, и радостно перестал себя заставлять Дали любить.

сны рисует

И этого мнения я придерживался. Сны он рисует. Фига! Он что, снов не видел, с чужих слов их изображает? В снах никогда такого не бывает, чтобы все мелочи по всей их поверхности были выписаны до мельчайших деталей, там все так, что один кусок — суперрезкий и цветной такой, что глаза режет, другой — обрывочный, третий — невнятное пятно — итд.

Прескучнейшее унылое умничание скучного недалёкого ума — а не страшная правда подсознательных тайн — вот что такое Дали. Такого я был мнения.

Вот, например.

1934, Цирюльник, опечаленный жестокостью добрых времён

06-21-1-dali-1.jpg

1934, Испарившийся череп содомизирует рояль на коде

06-21-1-dali-3.jpg

1934, Яванский манекен

0_7d34f_44b8102_XXXL.jpg

- Наугад выбрал некоторое количество картинок пресловутого Д. Ну просто утомительная скукота - и боле ничего. Просто совсем очень уныло, неизобретательно, утомительно однообразно, мутно, тускло и плохо нарисовано!

Кто знает, они хоть большие? Или так, чемоданного формата?

iris_sibirica: Видел у него и чемоданного формата.

izmail: многие его работы небольшие, даже не чемоданные, а портфельные.

nm_2: Ну тогда совсем тоска.

gloomov: Ну не надо. Он все же хороший художник. График - выдающийся. Просто все это перестало быть интересным и релевантным еще в пятидесятые годы минувшего века. И многое ушло в такой расхожий дизайн.

fizik10: А у меня сложилось такое мнение о Дали, что его никогда не интересовала живопись как таковая, он использовал ее лишь как средство для иллюстрации своих рассудочных фантазий.

gloomov: Как таковая - думаю, не интересовала периодами, когда он очень быстро решал, "как". Но например у позднего Дали много решений и инноваций.

nm_2: Мне, конечно, трудно судить, как это воспринималось в тридцатые, но на фоне не говорю Пикассо и Матисса, но даже хоть каких-нибудь немецких экспрессионистов, - очень уж убого.

Смехотворно старательно и смехотворно же убого.

gloomov: Дык - разные задачи. У тех всех - чисто живописные. И сравнение с тем или иным течением полностью или частично концептуальным не совсем правомочно.

Ведь точно так же "убого" в роли именно живописца выглядел, например, такой важнейший персонаж, как Дюшан. А Пикассо попозже хорошо цапанул у сюрреалистов. Все не так просто.

nm_2: Дюшан, ага. И концептуализм всякий. Или попроще возьмём примеры - Магритт, Мориц Эшер - тоже никакая не живопись. Но они и не претендовали на живописные достоинства, а Дали же считается многими чуть ли не прямым наследников Веласкеса и Вермеера! При меж тем его чисто технических качествах - рядовой выпускник ростовского-на-дону художественного училища им. Первой конной армии.

И потом, Матисс, Эшер, дадаисты - они все зато изобретательные, придумывали много, придумывали занятно, сочетали несочетаемое так, что действительно мороз по спине бежит и волосы дыбом становятся – до сих пор! Но вот у Дали я никакой изобретательности не вижу, очень однообразно и очень скучно.

На мой вкус, конечно.

но

Но вот мне попались вот такие картинки Дали:

1934-1935, Лицо Мэй Уст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты — картина:

___04.jpg

1971-72, Комната — портрет Мэй Уэст:

___05.jpg

Это он таки её соорудил. Сорок лет спустя, как нарисовал.

1936, Венера Милосская с ящиками

____06.jpg

Типа, конструктивизм — он же за то, чтобы всё было функционально и несло полезную нагрузку. Вот он и придал полезную нагрузку статуе Венеры. Типа — фигля она просто так стоит, без всякого полезного смысла? Пускай шкафчиком хотя бы послужит.

1936 лекция в Лондон Групп Румз

Или: «Но больше всего внимания к Дали привлекли не эти странные предметы, а его лекция в Лондон Групп Румз, Бэрлингтон Гардэнз в июле 1936 года. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов.

Художник появился в костюме водолаза — глубоководника. Костюм подходил для погружения в подсознание и был встречен шумными аплодисментами. Однако когда Дали стал задыхаться и начал отчаянно жестикулировать, аплодисменты сменились страхом и растерянностью. Это было не совсем то, что задумывал Дали, однако внимание широкой публики было привлечено к первой выставке сюрреалистических работ, проводимой в Лондоне, в галерее на Корк-стрит.

Выставка, пользующаяся огромной популярностью, проводилась американским коллекционером Пегги Гуггенхайм.

Кроме рекламы выставки, инцидент с костюмом водолаза привлек к Дали внимание издателей журнала "Тайм": на обложке последнего номера 1936 года была помещена его фотография. Под фотографией, сделанной Маном Рэем, был следующий комментарий: "Горящая сосна, архиепископ, жираф и облако перьев вылетели из окна".

Мисс Гуггенхайм стала вторым меценатом Дали из богатых нью-йоркских покровителей художников (до этого он читал лекции о сюрреализме в Музее современного искусства Нью-Йорка в 1935 году). Вскоре эти меценаты стали его самыми горячими сторонниками.»

1937 дождливое такси

Картинки опять нет, только описание:

«По возвращении из следующей поездки в Соединенные Штаты в 1937 году …., Дали участвует в другой международной выставке сюрреалистов, на этот раз — в Париже.

Теперь он создал сюрреалистическую композицию «Дождливое такси». Она представляла собой такси с обнаженным манекеном (какие обычно выставляют в витринах) на заднем сиденье. Его тело было покрыто живыми улитками. Кроме того, в салон лилась вода из дыр в крыше.

Работа вызвала большой шум и гнев критики.»

1937, Гала в шляпе-туфле, созданной Эльзой Скиапарелли по эскизу Сальвадора Дали:

___07.jpg

1939 Сон Венеры:

«Из своей тихой гавани в Вирджинии, а затем в Калифорнии, Дали начал триумфальное покорение мира искусства нового континента. Американские друзья были готовы и дальше помогать художнику в его карьере.

Одним из первых его заказов стало оформление павильона «Сон Венеры» на Международной нью-йоркской выставке в 1939 году. Дали планировал построить бассейн внутри павильона, в который он намеревался поместить русалок. На фасаде же он хотел изобразить фигуру Венеры в стиле Боттичелли, но с головой трески или подобной рыбы.

Дирекция выставки не утвердила эти планы, и павильон не был сооружен, но у Дали появилась возможность опубликовать свой первый американский манифест: «Декларация независимости воображения и прав человека на собственное сумасшествие».

Случай с Бонуитом Тэллером произошел до инцидента с Международной выставкой.

Дали заказали оформление витрин универмага Бонуита Тэллера в Нью-Йорке. Дали выполнил этот заказ в своем неподражаемом экстравагантном стиле, выставив черную атласную ванну и навес из головы буйвола с окровавленным голубем в зубах. Эта композиция привлекла столько публики, что было невозможно пройти по тротуарам Пятой авеню. Администрация закрыла композицию.

Это так расстроило Дали, что он перевернул ванну, разбив при этом зеркальное стекло окна, и вышел через него на улицу, где его арестовала нью-йоркская полиция. Дали вынесли приговор с отсрочкой исполнения. Это привлекло столько внимания к его личности, что следующая его выставка в нью- йоркской галерее пользовалась безумным успехом.

Такие случаи, иногда шокирующие, создали хорошую рекламу Дали среди обычной публики, которая видела в художнике воплощение свободы личности, которой так гордились Соединенные Штаты и которую, как он заявлял, можно найти только в Америке (то есть не в Европе).»

Вот работа над этой Мечтой Венеры: 1939, Сальвадор Дали, работающий с моделью на стенде Всемирной выставки в Нью-Йорке

___08.jpg

она же:

___09.jpg

Опять смешно.

Это, значит, Венере приснилось, что она такой стала.

Из чего следует, что это её тайная мечта — быть не белокурой красоткой в пене морской, а быть вот такой — ужасной и увешанной всякой мерзостью типа дохлых мышей. И с ялдой почти в локоть — пусть и из омара изготовленной.

Вот все бабы каковы на самом деле! Вот какова их тайная суть!

Смешно. И, в общем, — зашибись. Нарисованное это было бы очередное говно, а вот в виде объекта — даже и зашибись, да. Противно — но реально радикально. (По тем временам, конечно.)

1942, Овцы в библиотеке:

___10.jpg

_11.jpg

Это, собственно, проект обстановки для некоей библиотеки — мебель в виде отары овец.

Судя по отсутствии фотографии — заказчик на решился такое у себя заводить.

А может, и заказчика не было — просто так придумал, как теоретически возможное.

_12.jpg

или вот ещё:

_13.jpg

Череп из баб!

14.jpg

Эрос унд Танатос!

15.jpg

Фрейд, хуейд и охуйед!

Смешно, да.

1975, Сальвадор Дали во внутреннем дворике театра-музея в Фигерасе, 12 августа 1975

16.jpg

Уже старый — а всё не уймётся.

Что это такое — без комментариев не понятно, но, вроде, что-то интересное.

И что?

И то: понравились. Очень глупо — и претенциозно — но смешно. И, в общем, зашибись

А тут и пресловутая эпоха постмодернизма, объявившая, что художник таким и должен быть — поп-звезда, шут и развлекатель, при этом безумец и циник. Двойная кодировка! Дали был выходит, классический постмодернист в эпоху авангарда.

Настоящие авангардисты его, конечно, не могли не презирать — серьезные мученики минимализма с поисками последней правды о мире, о себе и искусстве — Ротко, Малевич, Поллок — и способов полного и тотального преобразования мира и искусства — а тут попсарь и забавник. Тьфу. Но теперь, выходит — постмодерн его оправдывает! Уорхолл — ведь тот же Дали! по своему типу поведения и, так сказать, репрезентации.

Вот к какому я неожиданно для себя пришёл выводу к середине нулевых годов 21 века.

2006

А вот, уже в этом, текущем 2006 году отыскал несколько сайтов, посвящённых Дали, скачал оттуда сотни три его работ — и опять удручился.

Как же скучно! Дохло, вяло, уныло, убого! Нельзя, что ли, было делать это все безумно, невъебительно и охуенно, так, чтобы аж шуба заворачивалась? Попсовики поп-арта Раушенберг или тот же Уорхолл — ведь делали же!

Но, вероятно, нельзя было. Искусство еще не дозрело, да и народ бы не понял. Вот и — — —

1955 Сальвадор Дали и Серж Лифарь на лекции в Сорбонне:

___02.jpg

«На эту лекцию о "феноменологическом аспекте параноидально-критического метода", которую должен был читать в Сорбонне, Дали явился в лимузине ("лимузином" Дали называл пенис), покрытым цветной капустой.»

— Что-то не видно лимузина.

комменты

balalajkin: Да ладно пиздеть вам вместе с Оганяном. Дали блестящий рисовальщик и отличный живописец; вполне вровень с Веласкесом. А попсня - побоку.

nemiroff: С кем с кем вровень? С Веласкесом? Спасибо, рассмешили. С утра полезно.

balalajkin: Сравнивайте лучшее. А на жизнь зарабатывает каждый как умеет.

nemiroff: Не так уж, кстати, и зарабатывал. До семидесятых годов основной его источник дохода был - портреты. То есть, картинами, писанными так, не на заказ - не очень-то он обогащался. Не дорого они ценились.

Пикассо, например, был мутильтимиллионером, - и именно через живопись.

balalajkin: Пикассо был мультимиллионером через халтуру - сам признавался.

1960. Спор между спасителем и Антонио Гауди относительно венца Богородицы. Гуашь.

07-02-1-dali-1.jpg

В модном стиле изготовил - почти абстрактный экспресионизм! Вам Поллока надо? Сделаю я вам Поллока!

Правда, раз гуашь, то размера видимо, чемоданного, а не 7 на 4 метра, как у Поллока (в размере - и ещё в мощной, как говорится, пастозности, которой гуашью, естественно, не добьёшься - собственно, две трети если не три четверти - его, Поллока, эффекта).

Правда, абстрактный экспрессионизм к 1960-му - уже никак не актуальное и даже не модное направление - уже поп-арт имеется вовсю.

А так, конечно, - - -

izmail: извращение поллока.

teroganian: Я не видел этой, совсем хуйня.

1968, Галлюциногенный тореро:

07-02-1-dali-2.jpg

Ничего, попсовенькая такая живопись, веселёнькая. И даже с элементами поп-арта.

Следил старик за модой! Отставал, конечно, малость, хватался за неё только когда она уже в таблоиды проникала - но тянулся к новому, да.

1977. Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Галу-зарю, совершенно обнажённую, там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца:

07-02-2-dali-1.jpg

Вот: к семидясятипяти годам научился-таки, наконец, делать честную, без выебонов (почти), попсню.

Кстати, оказалось, что это не просто живопись, а – для разглядывания через стереоочки – объёмная. Тогда – зашибись. Идея настолько идиотская, что – зашибись, да.

natashazborsiga: он всё время ее делал.

и все его труды с выпендрёжем, и более ранние, и попозже которые.

интересно, что основная масса народу, окружающая меня, кого не спроси, оч уважают и его и Эшера :(

nm_2: Дали интеллигенты ужасно уважали при совке. Сейчас вроде, всем всё насчёт Дали понятно. А Эшер - что, неплохой. Даже хороший. Без особых понтов изготавливал просто занятные картинки.

natashazborsiga: с техникой они мастера, конечно, виртуозы оба. но их произведения математичны, надуманны, они из головы, а не из сердца.

а народ этого не видит, не понимает и приветствует, когда более "сердечные" художники остаются в стороне.

я об этом :(

nm_2: Вот прямо скажем, совершенно мне не понятно, откуда взялась легенда о "виртуозной технике Дали"? Умел гладко краски накладывать? Так это любой выпускник ростовского-на-дону художественного училища имени Трубачей Первой конной армии умеет. Таких "мастеров" - не тысячи даже, а миллионы. А в чём ещё его техника проявилась?

Тырц-тырц.

Алкоголя, кстати, вот уже неделю совершенно не хочу. Ни за какие деньги!

(Вру. За деньги - согласился бы. Но - за хорошие деньги.)

teroganian: За десять ящиков водки?

9 ноября 2007, пятница

Ну что - унывать, так унывать. Буду вас картинками мучить. Чтобы мне не одному страдать. Вот, например: ещё Сальвадор Дали:

1948 год, Нью Йорк. Филипп Халсман фотографирует Сальвадора Дали с кошками:

Atomicus.jpg

"К потолку на леску подвешены две картины, мольберт и табуретка. Жена фотографа Ивонна держит стул. На счет "три" ассистенты Халсмана выплескивают ведро воды и кидают кошек в воздух. На счет "четыре" Дали прыгает, а Халсман фотографирует. Потом Халсман удаляется в темную комнату проявлять пленку, а ассистенты вытирают пол и утешают кошек.

Кошек кидали двадцать восемь раз. Шесть часов."

- http://next-friday.livejournal.com/169959.html

приложение

Я там часто поминал любовь советских интеллей к Дали – вот смешное нашёл на просторах жеже. Смешное - и притом Чистая Правда. Так Всё и было! Прилагаю: 1980 интеллигентский дискурс