Америколюбие
1. (1995). В городе Москве и других культурных столицах нашей Родины с середины 1950-х среди продвинутой молодежи, от Бродского и Сергеева до каких-нибудь Аксенова, Козлова или А.Кабакова, процветала очень сильная любовь к Соединенным Штатам Америки.
Вот пример америколюбия процветавшего в 1980-е годы в городе Ростове-на-Дону в умах тамошней "творческой интеллигенции".
А.С. Тер-Оганян, нынче прославленный московский художник-авангардист, спит в начале 1980-х и видит сон, в котором он собрался бежать в Америку. И с этой целью он пробирается на Чукотку к своему другу Васе Слепченко, который, якобы, служит в армии на границе, охраняя Берингов пролив. И Вася его и должен переправить на тот берег. (Вася Слепченко в описываемый период действительно, служил в армии, но не на Чукотке, а рядом с Ростовом, в Таганроге.)
И вот он пробирается к Васе, на оленях и собаках, вокруг сплошной ужас: холод, зима, серое небо, казармы, колючка, солдаты, ушанки, и все не то, даже, что черно-белое, а мутно-серо-серое.
И Вася, действительно, готов переправить Авдея Степановича на тот берег, и у них уже прорыт тоннель и все подготовлено, но это чуть попозже, а сейчас: "На, посмотри, как там", — говорит Вася и протягивает Авдею бинокль.
И он смотрит. И он видит: там, на том, американском берегу, все цветное и разноцветное, сияет солнце, растут зеленые пальмы, ездят разноцветные автомобили-Файл:Кабриолеты, пляшут красотки, сверкает переменным красным цветом вывеска "Кока-кола", плещет синее море, и т.д., и т.п.
Так обстояли дела в культурных центрах нашей Родины по части восприятия Америки и проблемы ее существования
2. А вот в городе Тюмени — ничего подобного не наблюдалось.
Более того — наблюдалась, скорее, америкофобия. Во-всяком случае, в 1980-е годы.
Вытекала она из многочисленных, активно читаемых, сочинений американских же авторов — Брэдбери, Шекли, Воннегута, Скотта Фитцджеральда, Апдайка, Дос Пасоса, и проч., и проч., и проч., из которых выходило, что США есть средоточие мировой пошлости, тупости и мещанства, погрязшего в пошлости, тупости и мещанстве. И нам, утонченным европейцам, ничего не остается, как только Америку презирать.
Таковы были настроения тюменских молодых людей начала 1980-х.
3. Таковы же они, впрочем, и сейчас, за исключением того, что от простого скепсиса по отношению ко всевозможному американизму, нынче тюменские мыслители — Шаповалов Ю., Федотов Е., Пахомов К., Неумоев Р., Струков А. и проч., и проч. при слове "Америка" просто жаждут хвататься за пистолет; слава Богу, его у них нету.
И на выборах они голосуют за коммунистов: не из любви к Марксу-Энгельсу-Ленину, а — назло ЦРУ и Алену Даллесу.
4. Хотят они, короче, чтобы вот такого как на картинке, у нас не было (картинка – Мэрилин Монро во всём своём шике и блеске.)
Непостижимым для автора этих строк способом они сумели убедить себя, что им будет очень нравиться, если их построить строем, обрядить в керзаки, фуфайки и ушанки и погнать рыть окопы и строить железную дорогу Надым — Игарка.
Или они надеются, что это не их будут гнать, а они будут гнать?
5. Нужно сказать, тюменские люди по части Америки мыслят, в общем, вполне в духе классической русской традиции.
В 1980 году, например, пылким юношей, читал я, помню, какую-то статью, не помню о чем, классика русской литературы Н.В.Гоголя. Но помню, что там была фраза «А что есть Соединенные Штаты? Мертвечина!»
Почему я это помню? Потому что ужас как мне эта фраза понравилась, и я ее охотно несколько лет всем подряд цитировал: дескать, еще Гоголь писал, что — - —
Только к середине 1990-х задумался: Гоголь, как известно, в Соединенных Штатах не бывал. Вряд ли он вообще был знаком хоть с одним американцем. А вот априори знал, как оно там, в Соединенных Штатах! — мертвечина.
6. В течение 1990-х в Тюмени это все только нарастало.
К середине 1990-х в городе Тюмени — а это весьма продвинутый, и передовой, и — кстати, один из немногих (подобно Москве!) чрезвычайно процветающих нынче городов СССР(б), среди местных интеллектуалов — людей с университетским образованием — были типичны такие разговоры.
Идут, например, летним утром, страдая с похмелья, и имея при том сумму денег, личности А. и Б.
– Давай пива выпьем, вон, в том ларьке, я знаю, есть “Бавария” дешевая, по три четыреста.
Тут сердце его собеседника Б. — передаю его фамилию, пусть ее все знают, Струков А. это, лидер известной и довольно немного модной в определенных кругах рок-группы «Культурная Революция», уже и изорвано в клочья:
– Да ты что?! 3 400! Ты подели эти 3 400 на пять целых пятнадцать сотых — что получается? Шестьсот Шестьдесят Шесть!
И начинается:
– Да ты вообще знаешь ли, как это США расшифровывается? Ты сзаду наперед прочти! АШС! Агенты и Шестерки Сатанизма! — тут же воскликнет патриот, после чего все остальное течение суток придется каяться, утешать его, оправдываться и бормотать, что нет, я ничего, я вовсе не против православия и русской идеи, я это так ... я это...
Так что приходится от греха подальше, чтобы напрасно человека не обижать и не расстраивать, лучше помалкивать, хмыкать, пожимать плечами и так далее.
Что, есть дело, между прочим, чрезвычайно утомительное.