7091
правка
Изменения
Ямбург
,Нет описания правки
— Ну, у него трубач как ёлочка!
Вид это имело все несколько марсианский: ночь; мрак; стужа; белая ровная без малейших всхолмлений, плоская, как автостоянка, тундра на сотни километров вокруг, клубы разноцветного дыма и пара, невиданные механизмы, скопившиеся в одном месте, люди в чуть ли не скафандрах — во всяком случае в шерстяных масках на лицах, подобных тем, которые нынче освоил [[ОМОН ]] — мороз за 50 и ветер! — и все это освещено задранными на специальные мачты и эстакады ярчайшим светом прожекторов «Сириус», дающий невиданной мощности ослепительный свет — куда ярче, чем на киносъемке.
== сварные ==
И каждый стык проверялся и контролировался всеми указанными способами, и к каждому прилагался такой же пакет документов с подписями и печатями, и за каждый стык сварщик отвечал — головой. Правда и получали за это сварные — потолочники — те же полторы тысячи, да с ежеквартальными премиями, да с премиями за ввод, и с трассовыми, и с полярками и — — —
== [[комсомольцы ]] ==
В этом, кстати, и состоит главный [[юмор ]] стихотворения, которое под номеромвыше. В том, что — и такие вот люди будут проводить комсомольские собрания и клясться сдать шлейфы и дюкера?
Комсомольцев — как начальство, так и приехавших по комсомольской путевке неквалифицированных энтузиастов длинного рубля, годных только на то, чтобы бетонку класть , — сварные и трубачи откровенно презирали, советскую власть вообще и коммунистов в особенности — сильно не любили.
Получали они - трубачи,сварные,водители плетевозов - по советским меркам безумные деньги, но единственный способ их потратить был — дождаться отпуска, и в отпуск — прогудеть в первые же две недели их в черноморских кабаках. «А вот в Канаде, например, за такую работу,» — такова была любимая присказка в вечерних беседах.
Так что, кстати, поэтому, когда я тогда слышал по «Свободе» «[[радио Свобода|Свободе]]» — которую порою слушал — что советский газ нельзя пускать в Европу из-за того, в частности (среди прочего), что при строительстве газопроводов используется рабский труд заключенных (политических заключенных, естественно!), я очень смеялся и «Свободу» глубоко презирал.
Какие заключенные? Там сложнейшая техника — и высококалифицированнейшие управляторы ей ею — что там делать зэку с лопатой? Надым, Уренгой, Ямбург и вся прилегающая местность была вообще закрытой зоной, в паспорте у меня стоял штамп "ЗП " — Запретная Полоса, наличие этого штампа проверяли при продаже билета в аэропорту, при посадке в самолет и при выходе из самолета в Надыме — чтобы чужие, не нужные здесь производственно, люди сюда не попадали. А нужные могли попасть только через «вызов» — который высылался только специалистам не ниже 5-го (из 6 возможных) разряда.
Трубоукладчики, кстати, были — «Комацу», бульдозеры — «Катарпиллеры», пленка, которой покрывали трубу для защиты от влаги коррозии — японская никкон или и американская поликен, электроды — германские или и американские, сама труба, как уже сказано — «манесманн», насосы на компрессорных станциях — «роллс«[[роллс-ройс» ройс]]» (да-да, РР не только автомобили типа супершик строит) и проч. и проч. и проч.
Советские были только автомобили — «Ураганы» «[[Ураган]]ы» и «Уралы», да и те потихоньку к восьмидесятым годам в восьмидесятые начали вытесняться оранжевыми немецкими магирусами[[магирус]]ами.
== пригруза ==
После сварки стыков, в газопровод через определенные промежутки вваривали КИПы — контрольно-измерительные приборы, которые выводили наружу, на поверхность , в таких будочках — чтобы можно было получить при нужде информацию как о поведении газа внутри газопровода — давление, влажность и проч. и проч. — , так и о состоянии самого газопровода — трубы — нагрузка на стенки, степень коррозии , и опять же итд.
После чего нитка обматывалась указанной пленкой, потом упаковывалась в пенопластовый футляр и опускалась в траншею.
Чтобы труба не всплыла летом, когда мерзлота растает и всё поплывет, через каждые 11 метров положено было вешать на нее пригруза, Утяжелители Бетонные УТБ-3 — собственно, две бетонные плиты, соединенные стальным хлястиком. Честные строители вешали метров через 30-40, нечестные — не вешали вообще, несмотря ни на какой газгоснадзор — хотя по документам, они, конечно, были повешены. Поэтому когда летишь над тундрой на вертолете[[вертолет]]е, очень легко ориентироваться: все 6 ниток газопровода Ямбург-Тула-Елец и 12 Уренгой-Помары-Ужгород лежат на поверхности и четко указывают направление.
Скорость коррозии конечно, резко усиливаются, несмотря ни на какие устройства электрохимзащиты, а ещё время время от времени в них врезается какой-нибудь заплутавший в пурге катарпиллер или трубоукладчик, и тогда…
Но большая катастрофа была, насколько мне известно, только один раз, в [[1982]], кажется году. Тогда взорвался газопровод прямо в трассовом поселке строителей; огненный ураган уничтожил его и несколько тысяч живших в нем людей за несколько секунд. Виной оказался некачественный шов, несколько человек — сварщика, радиолога, дававшего гарантию качества, еще прочих, ставивших подписи о приемке — посадили.
Мой отец работал инженером в Надымгазпроме, он участвовал в ликвидации последствий. В частности, собирал и грузил на вертолеты обгорелые остатки того, что было людьми. Это ему обошлось в первый [[инфаркт]].
== опять же - а я? ==
Так всё-таки: а я что лично, Мирослав Немиров, там делал, с филологическим-то образованием? [[Политзанятия ]] проводил?
Нет. Я — в меру сил осуществлял обеспечение всего этого всем потребным для этого: той же пленкой, пригрузами УТБ-3, электродами, отводами, фасониной и всем остальным, что требуется для строительства, вплоть до раздобычи в геодезическом управлении карт местности — не такая простая задача оказалась, неделю я на нее извел.
И вплоть до внсения изменений в проект этих дюкеров, согласовывать которые с нарисованными мной же чертежами мне пришлось лететь аж в [[Донецк]], где находился ЮжНИИГипроГаз — та организация, которая все это проектировала и которая одна могла разрешить («согласовать») изменение проекта ввиду изменившихся обстоятельств.
Короче, я был мальчик на все руки, в основном по снабжению (кроме непосредственно трубы, — ей занимались другие люди).
Числился я сначала инженером по качеству СУ-13 треста «Севертрубопроводстрой» и получал за это 450 рублей — смехотворная по надымским масштабам меркм сумма. Потом, чтобы платить больше, меня оформили слесарем-сантехником [[сантехник]]ом 4 разряда — и я стал получать уже 600 — 650. Ну, а квартальная премия была 800, а премия за Победу в Соцсоревновании (вместе со всем СТПС-ом и Су-13) — 1 400 рублей. Как была достигнута эта победа и каким образом я потратил эти деньги — разговор отдельный, позе как-нибудь опишу.
== су-13 ==
И так же — со всем остальным, вплоть до ГСМ — горюче-смазочные материалов, то есть бензин, масло, дизтопливо т.д., которые нужно было искать и раздобывать.
Деньги кстати — [[взятки ]] — при этом не использовались. Я, во-всяком случае, с этим не сталкивался. Использовался [[бартер]]: мы вам — 20 ящиков электродов, вы нам — пленку «поликен» в соответствующем количестве.
== бетонка ==
Или типа — опять телефон: уже из Надыма из самого СТПСа: сейчас вылетел из Надыма к тебе вертолет, в нем всякий дефицит — те же электроды, та же пленка, итд итп — надо его встретить, загрузить машины, отвезти на ГП. (Один раз мне прислали из Надыма [[вертолёт ]] с особо ценным грузом: пятью бутылками коньяка [[коньяк]]а на случай предельно крайней нужды: в те времена лютой безалкогольной [[антиалкогольная кампания|антиалкогольной кампании ]] бутылка коньяка в бартерном вопросе была всё равно что ферзь с ладьёй на седьмой горизонтали в шахматной партии.)
На ГП вела бетонка — дорога из бетонных плит, 2х3 м каждая, уложенных в три ряда. Вследствие особенностей почвы (вечная мерзлота) и интенсивности тяжелогрузного движения, плиты находились каждая друг к другу под углом градусов в 10, а то и 20. Поэтому в хорошую погоду дорога на Урале-плетевозе занимала часов 6-8, в пургу — мы один раз ехали 38 часов. Потому что в пургу приходится ехать колонной, впереди которой идут бульдозеры катарпиллеры со средней скоростью 3 км.ч., которые счищают (мгновенно впрочем наседающие нарастающие снова) сугробы в два человеческих роста высотой.
Структура колонны такова: катарпиллер — 5 колесных машин — опять катарпиллер, который сметает то, что намело, пока двигался первый, так сказать квант потока, — опять пять колесных — и т.д. В среднем в колонне — машин 60; время от времени все останавливаются: это кат сбрасывает с дороги краза (ударение на последний слог — мн.ч.), которые, даже сопровождаемые катарпиллерами, осилить такую дорогу не могли, увязали и глохли.
Вот со скуки я и сочинял, сидючи на жопе на сиденьи плетевоза стихи, впоследствии составившие цикл «Раздумья «[[Раздумья и размышления» размышления]]» — часть из них процитирована в начале, а первым было «Ронни «[[Ронни Рейган спирт бухает» бухает]]» — это см. в сообщении СОИ.
Ну и какое-то время я проводил и непосредственно на трассе — там тоже было много разных всяких дел. Примерно поровну время моё делилось — неделю в Уренгое, неделю на трассе. Дома, в Надыме, я за всё время моей работы в СТПСе — девять месяцев, ёпта — был недели три.
== трасса ==
Некоторые доп. замечания о жизни в одном вагончике [[вагончик]]е с пролетариатом.
а: На трассе был, конечно, сухой с[[ухой закон]], поэтому по полгода восемь месяцев — сезон — не пили. На [[Новый Год ]] вертолётом нам прислали ящик водки — тогда пили, а более — — —
б: Работали не по 16 часов в день, как это рассказывают в легендах о жизни первопроходцев Севера[[Север]]а. По 12.
в: В свободное от работы время [[пролетариат ]] читал книжки. На трассу работяги приезжали с годовыми комплектами [[Наш Современник|Нашего СовременникаСовременник]]а, [[Новый Мир|Нового Мира]], [[Нева|Невы ]] и прочих толстых журналов. И их читали. ([[Телевизор ]] там не принимал, [[видео ]] ещё не было. Сейчас, наверно, видео уже победило.)
г: Ну, и конечно, беседы и разговоры. Что меня больше всего поразило — и после работы разговоры были всё про ту же работу — : вспоминали, как чего где строили, какие где когда были машины. Типичный пример: начинается разговор про баб. Один начинает рассказывать, как у него была баба в Тарко-Сале, и вот поехал он к ней. На "Урале", естественно. "А "Урал" у меня был - новьё, только что получил с завода. Правда, клапан стучал."
== ещё стихи ==
ударение на О. См по ссылке.
== картинки ==
== трубоукладчики: ==
http://img-fotki.yandex.ru/get/6416/159471741.39/0_8983a_3f48c974_XXXL.jpg
Это, кстати, не на Северах. На Северах летом работы невозможны – болото мерзлота оттаивает, получается сплошное непроходимое болото, поэтому на лето всех отправляют в отпуск. Города стоят пустые – см. сообщ. [[видео]], там описывается лето [[1990 ]] в Надыме.
== на работу: ==
http://img-fotki.yandex.ru/get/6615/159471741.39/0_8983b_7ac5e525_XXXL.jpg
== вахтовый [[вагонгородок]]:==
http://img-fotki.yandex.ru/get/6615/159471741.39/0_8983c_d20d5f1c_XXXL.jpg
== вахтовый поселок: ==
В виде ромашки: жилые [[бочки ]] стоят по кругу — в условиях полярной ночи и дикого ветра так безопаснее всего:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6515/159471741.39/0_8983f_402ba848_XXXL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6616/159471741.39/0_89840_4acd62d_XXXL.jpg
== газы - трубы ==
А вот песня "Газ-трубы" группы "Инструкции [[Инструкция по Выживынию]]", осень 1986. Автор – Кирилл [[Рыбьяков]]. Поёт он же, на подпевках – Роман "Ромыч" [[Неумоев]], Егор [[Летов]], Артур "Артурбан" [[Струков]]. На флейте – Владимир "[[Ждаггер" ]] Медведев. Запись – с альбома "[[Инструкция по Обороне]]", осень [[1987]]:
КРЮК (К.Рыбъяков-Ю.[[Крылов]]) - Газ-трубы - 1987
http://youtu.be/Xy9IlsKhF4I
<video type="youtube" id="Xy9IlsKhF4I" width="270" frame="true" position="center" size="full" allowfullscreen="true"/>
(Клип изготовлен 11 августа [[2010 Гузелью ]] [[Гузель]]ю Немировой).
[[Категория:80е]] [[Категория:1986]] [[Категория:1987]] [[Категория:Надым]][[Категория:Уренгой]] [[Категория:нефтегаз]]