Богема

Материал из Энциклопедия Мирослава Немирова
Перейти к: навигация, поиск

1999

Наличествует в Тюмени еще как. Собственно, о мыслящих тростниках, таким образом жизни занятых, в данной энциклопедии речь почти исключительно и идет.

Что не хорошо, кстати. Ибо автор хочет, чтобы в ней речь шла о самых разных людях и явлениях - обо всех! Но судьба автора этих строк всю жизнь являлась таковой, что он сам был представителем этой социальной группы, и общался исключительно с такими же - и более ни с кем.

Следовательно: нужно привлечь к участию в этой Энциклопедии и других людей, ведших другой образ жизни. Для полноты картины.

И я - готов и хочу. Да только что-то как-то никто не привлекается.

2. Самый сжатый очерк истории появления и наличие Б. в Тюмени, насколько это мне известно сейчас, в августе 2001, будет такой:

60е - 70е

Видимо, была.

Какие-то ВИА играли в Горсаду на танцах песни собственного сочинения, А. Михайлов занимался всякими безумствами, В. Богомяков (см.) предавался оккультным и эзотерическим исследованиям; были, конечно, всевозможные любители кээспэ, доходят обрывочные и крайне смутные слухи и о еще кое-каких деятелях тех таинственных лет – увы! Ничего не осталось от этого – ни музыкальных записей, ни стихотворных и прозаических текстов, ни даже мифов и легенд.

2. Кое-какие исторические разыскания были произведены Струковым А. – см. Танцзал, Бреус , но - - -

3. Но кажется мне, что ничего уж сколько-нибудь хоть сколько-нибудь выдающегося из всего этого всё-таки - - -

Вполне вероятно, это все от того, что до 1980-го года богемная деятельность воспринималась её если и имевшимися в Тюмени участниками, то как исключительно развлечение, грехи молодости перед вступлением в Большую Жизнь, которая понималась как – если у кого были художественные склонности – игру в кабаках на гитаре, состояние в рядах ССП, если кто пытался писать стихи, и т.д.

Так что настоящая богемная деятельность начинается в городе Тюмени именно с 1980-х годов, что и делает это вот мое сочинение «Большая Тюменская Энциклопедия» не просто чрезвычайно интересным документом – ибо в ней описана история создания богемы в одном отдельно взятом городе с нуля, на совершено пустом и совершенно не приспособленном к этому месте, и притом – успешный опыт, уже послуживший – и еще могущий послужить примером для аналогичных действий и по всем другим многочисленным градам и весям нашей великой Отчизны.

Здесь представим самый сжатый конспект содержания этой книги, изложенный не в алфавитном, как в ней, а в хронологическом порядке.

1980 – 1983:

В Тюменском Государственном Университете появляется молодой человек по имени М.Немиров (см.) , который явочным порядком начинает осуществлять такую манеру поведения, которая в этот исторический период является крайне изумительной для российской провинции.

Он ведет себя так, как будто вокруг - Париж, а он есть "проклятый поэт" типа Бодлера, - проклятый, но общепризнанный в качестве поп-звезды.

Кроме такой манеры поведения он еще и пишет стихи, подавляющее большинство которых в общем, является вполне советской поэзией, наследующей всем ее лефо-конструктивистским традициям, от Маяковского - Пастернака - Асеева - Багрицкого - Сельвинского до и А. Вознесенского; но и также – и в первую очередь – раннего Заболоцкого. (Но никак не Мандельштама - Гумилева - Ахматовой; линия интересов самого М. Немирова и последующих поколений Тюменщиков имеет отклонение именно в футуристическую, а не акмеистическую сторону).

Кое-чего из тех времен я и до сих пор не стыжусь и опубликовываю в своих сборниках: молодежной глуповатости в них в избытке, но и свежесть и лихость в них наличествует также.

Вот с этого и начинается отсчет.

1982 - 1984:

К М. Немирову присоединяется Струков А. (см.), сочинитель и исполнитель песен музыки панк (см.) и нью-вейв (см.); у него появляется относительно немалое - для тогдашней Тюмени – число поклонников, более, может быть даже, десяти человек; среди них такой важный для дальнейшего развития событий персонаж как Шаповалов Ю. (см.)

Ориентируется Струков А. в своем творчестве, под влиянием вышеупомянутого М. Немирова, на обериутов – прежде всего на Н. Заболоцкого. В искусстве музыки он пытается добиться таких же эффектов, которых тому удалось добиваться в искусстве поэзии.

Песни тех времен частично записаны были только в конце 1990-х, да и то не все (причем не написаны оказались самые радикально-минималистически-обериутские); к тому же они довольно-таки подпорчены претенциозными переусложненными аранжировками; тем не менее примерно представление о направлении, так сказать, художественных исканий Струкова А. тех времен из них получить можно.

Они выложены на сайте культрев.ру, как это по-английски пишется – не знаю.

1983, февраль:

Первое – и единственное - публичное выступление А. Струкова с созданным им вокально-инструментальным ансамблем.

Подробности см. Артурка.

1983, весна:

До города Тюмени доходят слухи о существовании ленинградского рока, а затем и первые записи «Аквариума», Майка, затем и Цоя, затем и московского «Центра».

Они производят чрезвычайное впечатление.

Не только – да даже и не столько – своими художественными достоинствами, а – Вестью о том, что мы – не одни! В далекой Северной Пальмире есть братушки, которые -- -- --

1983, осень – 1984, весна:

Алкоклуб (см.).

Самая натуральная коммуна в духе, например, Кизи (см.) процветает около полугода на КПД, втягивая в себя и вокруг себя не менее сотни человек., среди которых - Попов Д., Максименкова А., Лашманова А., Салаватова Г. (см все эти слова).

Панк-рок и культ "Зоопарка" и "Аквариумом".

1984, май:

Бросив университет и перед отправкой в армию, Струков А. посещает в Ленинграде Б. Гребенщикова с целью узнать у него правду жизни.

Гребенщиков производит на Струкова А. значительное впечатление. А. Струков принимает окончательное решение посвятить свою жизнь деятельности себя в качестве рок-звезды, для чего сразу после армии переселиться в город Ленинград.

1984, лето:

А. Струков, все еще готовясь к отправке в армию, проживая уже в городе Набережные Челны, записывает – при помощи двух бытовых магнитофон «Эльфа» акустический (см.) «альбом» (см.) своих песен, названный им «На прикупе» и распространяет его в количестве экземпляров, превосходящих 1 – два.

Один из них сохранился до наших дней: году примерно в 1998-м катушка была обнаружена у какого-то совершенно постороннего человека и была выкуплена Струковым А. у него за большие деньги: три совместно распитых бутылки водки.

Подробности см. в сообщ. «Подземка»

1984, осень:

Я. Афанасьевым (см.) издается альманах "Созвездие" - первый известный мне опыт самиздата в Тюмени.

1985, 15 - 20 марта:

Поездка М. Немирова и Ю. Крылова (см.) в Ленинград (см.), знакомиться с Б. Гребенщиковым (см.). Это удается им! Кроме того, им удается нечаянно попасть на 3-й Фестиваль Ленинградского рок-клуба (см.).

И Питер, и Гребенщиков. и Фестиваль производят на них чрезвычайное впечатление.

Они возвращаются в Тюмень, пылая огнем желания сделать, чтобы и в Тюмени се было именно вот так.

1985, апрель – 1986, осень:

Рок-клуб (см.), дальнейшее разрастание богемы – в нее вливаются такие люди Шаповалов Ю., Неумоев Р. , Салаватова Г., Крылов Ю., Куренко М., Кузнецов А., Жевтун И., Медведев В. "Ждаггер", и др., и др.

Установление прочных связей с ленинградскими рок-деятелями, то есть с внешним богемным миром.

1985, май:

Сочинены первые песни И. Жевтуна («Мы все в конце» и «Не осталось никого». Они исполняются разными панк-рок-группами и по сей день.

1985, август:

Поездка М. Немирова, Ю. Шаповалов и Г. Салаватовой в Питер – знакомиться с А. Старцевым (см.), издателем самиздатского журнала «Рокси» (см.).

Осуществление сего.

Более-менее дружба.

1985, декабрь - 1987, лето:

Рок-группа "Инструкция по Выживанию" (см.) (и еще см. Безруков Г.) под упр. тогда М.Немирова, существующая в виде "формейшена" (см.), то есть опять же являющая собой опять де что-то вроде коммуны деятелей искусств, занимающихся всеми искусствами подряд, отнюдь не только рок-музыкой в окружении многочисленных молодых людей обоих полов, существующих для красоты.

М.Немиров, Р.Неумоев, Г.Салаватова, Ю.Крылов, К.Рыбьяков, А.Ковязин, Е.Кузнецов, А.Шагунов, В.Усольцев, И.Селиванов, Паша-фотограф, Титов-Петрович, Н.Фаизова, И.Кайдалова, О.Каращук и др., и др. и др.

1985, декабрь:

Р. Неумоев начинает пытаться освоить игру на гитаре.

1986, март:

Запись первого – полуакустического – альбома группы «Инструкция по выживанию». Единственный экземпляр его, увы, бесследно канул в недрах КГБ.

1986, 12 апреля.

Первое публичное выступление «Инструкции По Выживанию».

Фурор.

Интерес ко всем этому, конечно КГБ (см.; см. также Безруков Г.) – вызовы на допросы, обсуждения, увещевания. угрозы. Участники ИпВ – напомню, не группы, формейшена - отовсюду выгоняется, в первую очередь из вузов, в которых учились выгоняются, часть из них принудительно отправляется на перевоспитание в армию – Шаповалов Ю., Жевтун И., Пахомов К.

Несмотря на это, ИпВ не только не распадется, но и разрастается еще больше, а основные деятели ИпВ, отовсюду выгнанные – Немиров, Неумоев, Рыбьяков и проч. – становятся окончательно на путь профессиональных (а не в качестве хобби) занятий запрещенными искусствами, намериваясь, раз так, идти по нему до конца. Что более-менее и делают по сей день.

И в чем – кстати - коренное отличие деятелей 1980-х и последующих времен от предыдущих – всяких там бардов и т.д.

Деятели 1980-х – практически все и самого начала, еще ничего в искусствах и не умея – сразу, с первых шагов начинали заниматься им профессионально, то есть – только им, исключительно им, и ничем более.

И это вот - - -

1986, 19 апреля

Первые уличные акции «Инструкции по Выживанию» – см. Спортсквер.

Р. Неумоев впервые демонстрирует народу результаты своего обучения игре на гитаре, исполняя несколько песен собственного сочинения. Песни удостаиваются всяческого одобрения, причем, что удивительно - в первую очередь со стороны М.Немирова. Он начинает активно присоединять Р. Неумоева в качества автора и вокалиста в "МпВ" к большому неудовольствию И.Жевтуна и А.Кузнецова.

1986, июнь:

Р. Неумоев и Ю. Шаповалов посещают очередной ленинградский рок-фестиваль. Эффект – соответствующий.

1986, август:

ИпВ в Свердловске (см.) – начало экспансии тюменской богемы за пределы города. Фурор.

1986, осень:

Первая более-менее профессиональная запись «Инструкции по Выживанию», альбом «Ночной Бит» (см.). То есть, уже не просто богемная деятельность, ради нея самой, но и уже и ее материальные плоды.

1987, весна:

Салаватова Г., обитая в городе Ленинграде, осуществляет знакомство и дружбу с А. Пановым «Свином» (см.) и его группой «Автоматические Удовлетворители» (см.) – основателями (в начале 1980-х) советского панк-рока.

1987, 1 июня: Свердловск.

Прибыв сюда и желая поучаствовать в здешнем рок-фестивале, в компании с «Наутилусом Помпилиусом», «Чайфом» и др. Знакомство с Е. Летовым.

1987, лето:

«К вам едет Ник Рок-н-Ролл!»

«Кто это?»

«А вот приедет, узнаете!»

1987, лето:

Возвращение из армии в Тюмень Струкова А. Организация им группы «Культурная Революция». (см.)

1987, осень

Свин в ДК "Автоводник" (см.)

1987, осень:

Инструкция по Обороне

1988:

Немиров с идеями уже скорей контемпорари арт, чем рок.

1988, июнь:

Первый Фестиваль Леворадикальной и Альтернативной музыки (см.) - сибирский Вудсток. Кроме всех вышеперечисленных также и Струков А., Михайлов А., Богомяков В., Гофлин А., Летов Е., Судаков-Манагер О., Ник Рок-н-Ролл, Дягилева Я. и проч.

Возвращение из армии Жевтуна, поступающего в ГО.

1988, лето – 1989, зима:

Дорожная 7. Типа фаланстера.

Михайлов: оккультизм. Неумоев, Шапа, Ковязин и проч. и проч.

1988 - 1989:

Многокомнатная квартира Шаповалова Ю., дающая приют всем бездомным деятелям искусств и являющаяся штаб-квартирой авангардистской культурной жизни; все вышеперечисленные и еще мн. др.

Бакулин и др.

«Буэнос Айрес».

1990-е:

О 1990-х пусть пишет тот, кто - -.